Пусть будет дружба – это тоже хорошо
Открытие в августе кинотеатров и долгожданные премьеры фильмов, безусловно, порадуют настоящих киноманов. Однако у интровертов, а также у тех людей, кто все еще по понятным причинам опасается посещать общественные места, тоже есть поводы для отличного настроения: презентации интересных новинок продолжатся и в ставшем привычным онлайне.
Первая неделя августа обещает подарок от Capella Film – романтическую драму «Любовь между строк» режиссера Ванессы Йоп. Эта экранизация знаменитого бестселлера Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство против северного ветра» содержит в себе то, что, пожалуй, сейчас нужно зрителю больше всего, – искренность, лирику, любовный мотив и мысль о том, что мечты сбываются, даже если кажутся абсолютно эфемерными.
Главного героя, лингвиста Лео Ляйке (Александр Фелинг), мы застаем в тот период жизни, когда человека при внешнем благополучии гложет какая-то смутная неудовлетворенность. Да, есть интересная работа, уютный дом. Близкие – мама, сестра, брат – всегда рады видеть его. Подруга Марлена (Клаудия Эйзингер) красива и темпераментна. Но вот только с родными нет настоящего контакта, а общение с девушкой все чаще сводится к разговорам о том, к кому удобнее ехать на ночь после вечеринки. Примерно так это звучит: «К тебе, это ближе». – «Зато у себя ты выспишься, а то мне рано вставать». То, как Лео смотрит однажды в автобусе на юную влюбленную пару, лучше всех его слов проясняет, чего ему не хватает для полного счастья.
Кстати, о словах: герой буквально обожает их, ведь они его профессия, важная часть его жизни. И поэтому Эмма Ротнер (Нора Чирнер) называет его счастливым человеком. Но кто такая эта Эмма? Женщина, которая однажды в сочельник по ошибке присылает на его адрес письмо с уведомлением об отписке от электронного журнала. Лео отправляет послание с объяснением и неожиданно для себя получает пожелание счастливого Рождества. Отвечает на это слегка раздраженно и через несколько секунд читает новое письмо неизвестной госпожи Ротнер, в котором содержится короткое и точное замечание. Лео погружается в виртуальное общение с удовольствием, ведь эксцентричная Марлена покинула его. Поэтому заявление новой знакомой о том, что она пребывает в счастливом браке, несколько обескураживает его и приводит к решению прекратить переписку, ни к чему хорошему, на его взгляд, не ведущую. Однако следующее письмо Эммы оказывается таким искренним и теплым, что становится понятно: отказаться от этих бесед очень трудно. И коль уж невозможна любовь, то пусть будет дружба, это ведь тоже хорошо.
Подчеркну, лирические фильмы сейчас в принципе востребованы (по данным опросов, массовый зритель сегодня не настроен смотреть тяжелые драмы и хорроры, в приоритете комедии и романтичные истории), а уж к таким лентам, где основой сюжета становится «бестелесная любовь», чувства в режиме онлайн, будет особое внимание, учитывая пережитую нами весной этого года самоизоляцию. Кто-то наверняка порадуется месседжу, что виртуальная близость способна потеснить в жизни человека реальные отношения, а кого-то это, напротив, испугает. Но авторы смотрят глубже и, можно сказать, демонстрируют механизм проверки на подлинность чувств. Интернет, по их мнению, всего лишь убирает из жизни человека то, что уже перестало приносить радость и с чем и так пришла пора расстаться.
Что касается премьер на цифровых платформах: в середине месяца в онлайн-кинотеатрах OKKO, «КиноПоиск HD», ivi и других вышел фильм «Комната» режиссера Леонарда Абрахамсона, снятый по одноименной книге финалистки «Букера» Эммы Донахью. Это первое официальное представление картины в России, до этого ее не было ни в прокате, ни в цифровой среде.
В основе книги и фильма – реальная история пятилетнего австрийца Феликса, проходившего в качестве пострадавшего по нашумевшему делу маньяка Йозефа Фритцля. Фритцль долгие годы держал в подвале собственную дочь, которая родила от него семерых детей, в том числе Феликса. И, несмотря на то что запрос на драмы сегодня, как я уже отмечала, не столь высок, эта лента найдет своих зрителей.
Маленький Джек (Джейкоб Трамбле) встречает свое пятилетие в странной комнате. Он находится в ней с самого рождения, никогда не покидал ее. Здесь, уверен он, есть все необходимое для хорошей жизни: световой люк на потолке, стол, холодильник, ванна, плита, унитаз, телевизор, в котором показывают «ненастоящих людей». Шкаф только маловат, в нем неудобно спать, а так все устраивает. В этом ощущении комфорта – немалая заслуга его мамы Джой (Бри Ларсон), которая всегда рядом. Она сумела как-то логично объяснить ему мироустройство (за стенами комнаты – космос) и гармонично организует их жизнь: подъем, зарядка, завтрак, игры и так далее. У них все, как у других людей, за исключением одного – они никогда не выходят из комнаты. Их держит взаперти Ник – с виду обычный пожилой мужчина, которому они из страха беспрекословно повинуются.
Около часа действие разворачивается по всем канонам камерной драмы, когда герои не могут покинуть ограниченного пространства. Но потом мысль о бегстве и свободе все чаще приходит в голову матери. Она рассказывает мальчику все о том настоящем мире, что существует за пределами комнаты. Там ее мама и папа – его дедушка с бабушкой, их дом с яблоневым садом и гамаком, привязанным к деревьям. Там все настоящее. Джеку трудно понять любимую маму, ведь в комнате тоже хорошо. Джой не сдается: она так ждала этого момента, когда сын подрастет и она сможет донести до него ценность свободной, независимой жизни, поэтому не намерена отступать. Мальчик в конце концов становится ее настоящим союзником, и вместе они совершают, казалось бы, невозможное.
Легко ли будет за пределами крохотной темницы? Как говорится, никто не обещал мгновенного счастья. Для Джой многое изменилось не в лучшую сторону. Так, ей сразу же пришлось узнать, что родители больше не живут вместе, у каждого теперь новая семья. Джека пугают люди, а также шум и яркость окружающего мира. При любом напряжении, не говоря уже о стрессе, он ложится и сворачивается в клубочек, подобно эмбриону. «Вам повезло, что вы выбрались, когда ребенок еще пластичен», – говорит героине осматривающий Джека психолог. Но мальчик настолько часто вспоминает свою тюрьму, что заставляет мать, да и нас, зрителей, сомневаться в оптимистичном настрое специалиста. К счастью, бывший пленник захочет в какой-то момент посетить комнату не из-за тоски по ней, а для совершения своего ритуала, который выглядит и наивным, и мудрым, и трогательным одновременно. При всей остроте проблемы и драматичности сюжета в «Комнате» нет мотива беспросветности, этим можно объяснить высокий рейтинг фильма, например, на «КиноПоиске HD».
Стоит отметить, что Абрахамсон в этом году порадовал своих российских поклонников и свежей работой – сериалом «Нормальные люди», получившим и зрительское, и экспертное признание.
Жаннат ИДРИСОВА
Комментарии