Наша школа реализует городской проект «Медицинский класс в московской школе» уже 5 лет. Обучающиеся 10‑11‑х медицинских классов предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении.
Основная проблема обоснованного выбора профессии состоит в том, что у подростков в этом возрасте еще отсутствует социальный опыт, они не могут самостоятельно определить профессиональную пригодность, применять полученные знания в реальной жизни, поскольку им сложно соотнести представления о выбранной профессии с собственными качествами и способностями. Поэтому в этот период особенно важны профессиональная подготовка, погружение в профессию медицинского работника.
Профориентация в медицинских классах – это комплекс действий для выявления у обучающихся талантов и склонности к профессиональной деятельности в области медицины, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе направления будущей профессии. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольной и внеурочной работе с обучающимися и их родителями.
Одним из важных компонентов профессионального самоопределения и самовоспитания будущих медицинских работников, на наш взгляд, является формирование знаний, умений и навыков оказания первой помощи. Сегодня в Российской Федерации оказание первой помощи определено законодательно, что подчеркивает социальную значимость ее оказания. Любой человек, а тем более будущий медицинский работник, должен обладать знаниями правовых основ оказания первой помощи, навыками оказания первой помощи.
В нашей школе в 10‑х и 11‑х медицинских классах реализуется комплексная программа по подготовке обучающихся к оказанию первой помощи. Это учебный предмет «ОБЖ», элективные курсы «Первая помощь» и «Шаг в медицину», дополнительное образование – программа «Юный медик», внеурочная деятельность – программа «Человек и его здоровье». Теоретическим аспектам первой помощи уделяется внимание на уроках биологии, физики, химии.
Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части занятий изучаются строение организма человека, причины заболеваний и опасных состояний, алгоритмы оказания первой помощи. Практикумы основаны на проблемно-поисковом методе, выявлении закономерностей и причинно-следственных связей.
В практической части выполняются ситуационные задачи, максимально приближенные к реальным условиям, с искусственно созданным лимитом времени. Снова озвучивается алгоритм и воспроизводится на практике. Связующим звеном между теорией и практикой является взаимообучение (учитель – ученик, ученик – ученик).
При подготовке к оказанию первой помощи важно формирование психологической готовности обучающихся. Это также помогает воспитать необходимость собственной безопасности.
Школа является базовой площадкой для подготовки обучающихся к городскому соревнованию «Первая помощь», обучения педагогических работников в рамках городского проекта «Первая помощь для учителей», городского проекта «Московский экскурсовод», имеет все необходимые ресурсы для качественной подготовки ребят по этому направлению. Педагоги, работающие с медицинскими классами, прошли обучение на курсах повышения квалификации по программам оказания первой помощи.
Обучающиеся школы показывают высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ, городском соревновании «Первая помощь», предпрофессиональном экзамене. Также к предпрофессиональному экзамену обучающиеся медицинских классов готовятся там, где и будут его сдавать, – на базе вузов – Первого МГМУ имени И.М.Сеченова и РНИМУ имени Н.И.Пирогова. Это обеспечивает качественную подготовку и плавный переход обучающихся на следующий уровень обучения.
Освоение курса «Первая помощь» формирует готовность к труду, воспитывает качества, способности, навыки для дальнейшей профессиональной деятельности медицинской направленности.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора профессии в выигрыше не только общество, получившее квалифицированного врача, активного, неравнодушного, целеустремленного специалиста, но и личность, испытывающая удовлетворение от своей профессиональной деятельности и получающая широкие возможности для самореализации.
Елена БАЖЕНОВА, учитель химии школы №2036, куратор проекта «Медицинский класс в московской школе»
Комментарии