Людмила СЛОВЕСНИКОВА, руководитель студии «Золотой ключик»: – Нам необходимо поговорить об основных проблемах работы детских студий, создать базовые основы для существования театрального коллектива, потому что это прежде всего признание его в системе образования на государственном уровне. Необходимо ввести в штатное расписание учреждений образования (школ, центров творчества) должности, обеспечивающие полноценную педагогическую и творческую работу студии: художественного руководителя, режиссера, специалистов-предметников, сценографа и художника по костюмам, костюмера, гримера, звукооператора, осветителя, директора-администратора. Жалкие часы кружковой работы, на которых «сидят» в школах энтузиасты театрального дела, способствуют только унижению этого дела и презрительному отношению к нему администрации и коллектива учителей.
При подборе кадров надо иметь в виду, что главное в личности руководителя театральной работы с детьми – педагогический дар, духовность, нравственность и общая культура, а театральное образование – приложение к этому главному. Сегодня есть потрясающий опыт личностно центрированного обучения по Карлу Роджерсу именно в тех школах, где администрация серьезно относилась к искусству.
Самое удобное место для работы с детьми именно в школах, дети здесь учатся и тут же имеют возможность для дополнительного образования, «не отходя от кассы». Предлагаю обязать приказом по стране каждую школу организовать и развивать театральное направление, как обязывают обучать каким-то другим вещам. Самый оптимальный вариант – устройство отдельной пристройки к школе либо отдельного входа. Если это невозможно в уже существующих школах, то в дальнейшем строить надо именно с учетом выделения отдельного пространства для театральной деятельности.
Педагогам помогают центры творчества, у них есть такая возможность, но интерес слабый. Поэтому необходимо обязать центры творчества опекать какое-то количество театральных коллективов на базах школ. Такая практика есть, но она плохо проработана и организована, эти коллективы для центров только лишняя нагрузка по проверкам и документации.
Хорошим коллективам надо давать возможность иногда работать на профессиональных площадках. Местные районные (окружные) власти надо обязать предоставлять хотя бы раз в год имеющийся в районе (округе) театр для проведения театрального смотра лучших коллективов района (округа).
Назрело введение в практику контактов актеров и режиссеров театра и театральных вузов с детскими театральными объединениями. Для этого есть миллион разных форм, вплоть до кураторства. Это опять же поднимет престиж детского театрального объединения.
Неплохо было бы организовать ассоциацию, как было объединение «Московский школьный театр», такое объединение может быть силой, со своим домом, конечно, и со своими полномочиями.
Большие трудности в театральной работе в стенах школы возникают из-за режима. В 20.00 приходится освобождать помещение, а подростки и молодежь поздно освобождаются после занятий в школе или работают. Мы мало успеваем с ними поработать, вот и получается, что мы выгоняем наших подростков и молодежь на улицу в восемь вечера, и они могут болтаться неизвестно где, вместо того чтобы делом заниматься.
А еще необходимо разрешить родителям платить за обучение в театральной студии, так как театр, как никакое другое направление, требует огромного количества материальных вложений в музыкальную, осветительную аппаратуру, костюмы, грим, декорации, реквизит и миллион всего другого. Все это нужно, если, конечно, у руководителя есть цель сделать театр хорошего уровня. А дети и родители проголосуют ногами, то есть вопрос оплаты отрегулируется сам собой – к плохому педагогу или какому-нибудь хапуге люди не потянутся, если будет возможность выбора, детское театральное движение наберет силу, чего всем от всей души желаю!
Татьяна ЛИСИЧКИНА, педагог театра «Трям»:
– Детский театр кукол «Трям» – многократный лауреат «Юных талантов Московии», окружных, городских и международных фестивалей и конкурсов. Нас признают, любят и морально поддерживают МИОО (кафедра культурологии), АНО «Пролог», городской Центр творчества на Воробьевых горах и куратор нашего жанра на «Юных талантах Московии» Елена Плотникова, ГАЦТК им. С.В.Образцова, театр детской книги «Волшебная лампа», где проходят просмотры фестивальных работ. Но есть у нашего театра проблема – помещение. На первый взгляд кажется, что мы, в отличие от многих других, счастливчики: у нас есть свой театр – маленький, но будто настоящий. На самом деле все не так уж радужно. Наш театр (площадью 30 квадратных метров) находится в подвале школьного здания постройки 1953 года. Высота потолка – 1 метр 80 сантиметров, окон нет, вентиляция практически отсутствует. Педагогам приходится работать в таких условиях порой по 12 часов (утром и днем здесь проходят уроки театра). Трудно! Детям здесь находиться по всем нормативам нельзя, но говорить громко о своих проблемах мы боимся: запретят, отберут то, что нарабатывалось с таким трудом. А с чем останемся?
Если бы нашлись деньги на строительство пристройки к школе и обустройство в ней не только театра, но и других клубов и объединений, проблема была бы решена.
В районе построено много новых домов. Старая школа переполнена. Занятия в ней идут не только утром, днем, но и вечером (мы – «школа полного дня»). У нас работает огромное количество объединений дополнительного образования, нам элементарно не хватает места. Директор нашего центра образования «Измайлово» №1811 Александр Рывкин оказывает нам посильную моральную и (иногда) материальную помощь. Но вопрос строительства – выше его компетенции (мне кажется).
Творческие выезды и лагеря, финансируемые Правительством Москвы, организовываются в основном для коллективов, занимающихся музыкальным театром. Понятно, это зрелищно, хотя часто результат их работы явно показушный, поверхностный, иногда даже вредный для воспитания детей. Нам, кукольникам, в дотациях и финансовой поддержке всегда отказывают. В 2002 году мы с трудом организовали профильную смену в лагере в Евпатории (нам частично помогла в этом туристическая компания «Атлас мира»), но принять участие в этой смене смогли совсем немногие, опять-таки по финансовым соображениям.
Кукольникам такие смены и фестивали надо проводить свои собственные, отдельные от других театральных направлений – этого требует специфика нашего жанра. А учеба такая и смотры необходимы: это позволяет нам не стоять на месте, развиваться, двигаться вперед.
Если бы удалось организовать для детей-кукольников фестиваль в одном из оздоровительных лагерей летом, театр «Трям» с радостью взялся бы за его организацию и проведение (опыт у нас есть).
Детские театральные коллективы часто гордятся тем, что в них работают профессиональные, «взрослые», режиссеры и актеры. Но работать с детьми так же, как со взрослыми, нельзя. Часто результат такой работы – дрессура. Наш учитель Сергей Клубков вслед за К.С.Станиславским утверждал, что «цветы, которые мы растим, должны быть не искусственными, а живыми».
Научить этому могут только режиссеры-педагоги. Их подготовкой занимаются лишь в АНО «Пролог», спасибо, кафедра культурологии помогает. Эти энтузиасты нуждаются во всемерной поддержке!
Марина БАХТИНА, руководитель театра-студии «Пластилин», режиссер, педагог дополнительного образования школы с углубленным изучением английского и немецкого языков №1308:
– Моему театру «Пластилин» 4-й год. Мы полны сил и энергии, готовы к любому творческому общению и вообще делать готовы много!!! Чтобы понять, что нужно нам для полноценной жизни, стоит немножко рассказать о том, как мы живем. Как и во всех театральных коллективах, у нас идет огромная работа: мы проводим занятия и тренинги, мастер-классы, играем спектакли, причем часто на других площадках, выезжаем на театральные фестивали, тренинги, посещаем с детьми театры. На все это нужно огромное количество времени! Поэтому первая и самая главная просьба: НЕ СОКРАЩАТЬ (а я боюсь, что в условиях кризиса сейчас педагогам допобразования будут нещадно сокращать часы!), а увеличивать количество часов занятий в неделю. У меня их 18, но я все равно не успеваю всем уделить достаточно времени (в театре около 100 человек).
У каждого театрального педагога его часы расписаны в основном под занятия с разными возрастными группами, а как быть с репетициями, а главное – с подготовкой к спектаклям (поиск материала, подбор музыки, света, костюмов), ведь эта работа совсем не учитывается тарифной сеткой и записями в журнале.
Театральное мастерство многогранно. Не скрою, у меня в театре много единомышленников, и от них исходит реальная помощь. Но со всеми делами (если речь идет о театре, а не только о занятиях) не может справиться один человек. Не хватает административной помощи, помощи по разработке и пошиву костюмов, сценографии, и, главное, не хватает педагога по пластике!!! Занятия по сценическому движению должен проводить отдельный педагог. Если актерское мастерство – занятия интегрированные (туда так или иначе включается и сценическая речь, и сценическое движение, и основы зрительской культуры), то этот огромный и преполезнейший пласт – пластика, владение своим телом, – как правило, остается на низком уровне. Но ставка педагога по сценическому движению у нас, например, не предусмотрена.
Мы живем только за счет помощи школы, в которой находимся (школа №1308), дай бог ей здоровья. Иногда нам выделяют средства на костюмы и какие-то технические нужды. Но площадка наша совсем не приспособлена под театральную. Свет, звук, кулисы… Переделывать актовый зал под театр – этого уже школа позволить себе не может, а хорошо выстроенный сценический свет – одна из важнейших составляющих спектакля.
Пополнение костюмерной – тоже одна из очень важных наших проблем. Кто-то решает ее за счет «шьющих» людей. Мы решаем ее сами всеми возможными и невозможными способами. Это как раз к вопросу о взаимодействии с театрами. Существует такая практика, когда списывают в профессиональных театрах и старое оборудование, и старые костюмы. У каждого здесь свои каналы – как говорится, кто успел… У нас так иногда получалось с Театром на Юго-Западе и Театром Натальи Сац. Но это основано на личных договоренностях. Может, это стоит «узаконить»?
Взаимосотрудничество с театрами – какая-то сплошная маниловщина, как мне кажется. Но как было бы здорово, если бы театры делали льготные билеты для участников театральных студий (как они делают для студентов театральных вузов). Не всегда мы можем себе позволить посетить то, что хотим. Особенно, если это премьерный спектакль. А если бы еще нас (хотя бы режиссеров) пускали иногда на свои репетиции режиссеры профессиональных театров или устраивались творческие встречи – это было бы просто удивительно хорошо! Вообще, конечно, хотелось бы больше владеть информацией, а не выискивать ее по крохам. Например, что касается взаимодействия с вузами: я как раз отношусь к тем режиссерам, даже скорее к педагогам, которые вовсе не в восторге, что ребята выбирают потом театральные вузы. Это крайне сложная профессия. Театр для детей – способ познания мира, собственная творческая реализация, но очень полезно и показательно было бы для моих студийцев присутствие на экзаменах в театральных вузах (они же, как правило, открытые). Просто нужно о них знать и все согласовывать, иметь информацию о дипломных спектаклях.
Мы всегда внимательно следим за различными театральными фестивалями. Стараемся по возможности в них участвовать. Но (из опыта) хотелось бы не только привозить свои спектакли, но и чему-то обучаться. Когда в программу фестиваля включены различные тренинги, мастер-классы, обсуждения, конкурсы и «круглые столы», мы ужасно радуемся. Ведь это колоссальный опыт!
Общая проблема – нехватка времени. О ней говорить не приходится. Все это знают. Я далеко не всегда могу привезти детей на то или иное мероприятие: часто они совпадают по времени с учебой, а у детей нет никакого оправдательного документа (только, опять же, личные договоренности с администрацией) о том, что все это славное время они провели не в прогулках по городу вместо уроков, а, скажем, на театральном фестивале. Может быть, здесь достаточно предъявить положение о фестивале? Или какой-то запрос от организации (если это, например, просто выездной спектакль)? В общем, вопрос в том, как застраховать детей от двоек.
Что касается информационного пространства, то здесь огромное спасибо МИОО за помощь и поддержку. Благодаря ему мы в курсе множества интереснейших событий, изданий, программ.
Есть еще у меня непростой юридический вопрос: если совсем нет финансирования (фонд школы не резиновый), может ли театр с юридической точки зрения сам на себя зарабатывать? Я имею в виду платные выездные спектакли и так далее. Вопрос щекотливый, так как театр детский и находится на базе школы. Такой практики мы еще не имели. И нужно ли регистрировать наш театр?
Ольга МИХАЛЕВА, руководитель музыкального театра «Детский остров» прогимназии №1706:
– Нерешенные проблемы у нас, руководителей детских театральных коллективов, есть:
– информация поступает к нам только о сроках проведения фестиваля «Юные таланты Московии» (срок сдачи записи спектакля), о месте и времени награждения, больше нас практически ни о чем интересном, что происходит в городе, не информируют;
– в понятном для нас пространстве отсутствуют нормативные документы, чтобы разобраться, как мы должны организовать работу, приходится долго что-то искать и не всегда это что-то находится;
– отсутствует банк образовательных программ, и постоянно приходится изобретать велосипед.
Мы сами хотим и готовы с удовольствием:
– взаимодействовать с другими театральными коллективами (обмен спектаклями, опытом, играми);
– делиться музыкальным материалом (ноты, фонограммы); обмениваться костюмами и реквизитом.
Но для этого нужно знать, кто и что хочет получить, кто и что готов отдать. То есть необходимо информационное пространство.
Сегодня есть такие организации, которые реально помогают детским театральным педагогам и нуждаются в информационной, организационной и прочей поддержке общества и государства. Мы знаем кафедру эстетического образования и культурологии МИОО; но наверняка есть и другие организации.
Оксана КРАМАРЕНКО, руководитель театрального коллектива «Класс» Центра образования №218:
– Школьным коллективам нужны фестивали, привязанные к учебному году, то есть с просмотрами в марте-апреле и подведением итогов в мае – тогда большее число самодеятельных коллективов сможет показать свои работы.
Школьные театры (раньше мы назывались кружками) не могут и не должны иметь репертуарные спектакли, у них другая задача. Ребенок может заниматься 1, 2, 3, 5 лет, и если в год ставится один спектакль, то и количество ролей совпадает с количеством лет, а на фестиваль школьные коллективы часто все равно опаздывают, конкурировать с сильными детскими театрами-студиями они не могут.
У кружка часто только один педагог на все, поэтому нередки случаи ухода в постановочные концертные номера для внутренних нужд школы. А это неверно: теряем кадры и интересные творческие находки.
Фестиваль для участников должен быть бесплатным. В номинациях необходимо обязательно награждать каждый коллектив или его отдельных участников: спектакль плохой – претензии режиссеру, а ребенок прекрасно отыграл свою роль – честь и хвала, приз.
В школах нет помещений, в которых можно хранить декорации, костюмы и реквизит, – проблемы с пожарниками, поэтому необходимо разрешить хранение, например в книгохранилище, крупных вещей или выделить специальное помещение, но не знаю, как согласовать это с пожарными.
Елена ПРИВЕЗЕНЦЕВА, руководитель театральной студии «Мастерская души», ДЮЦ «Отрадное»:
– Какие нерешенные проблемы у нас есть и какая помощь требуется?
Самая важная проблема – отсутствие помещения, мы занимаемся на базе школы, которая нас выгоняет каждый день. ДЮЦ находится в здании детского садика, поэтому там тоже нет места, лишь хореографический зал, который мы делим со студией танца, хореографией и гимнастикой. Поэтому в следующем учебном году мы просто будем выброшены на улицу. Другие школы, в которые мы обращались за помощью, не хотят проблем, а поэтому нам отказывают в помещении.
Нам бы хотелось иметь свое театральное оборудование (свет, звук). Кроме того, для полноценной работы театральной студии необходимо запланировать дополнительные ставки из перечня учреждений культуры: звукорежиссер, светооператор и светорежиссер, костюмер, художник-оформитель, администратор.
Что мы сами хотим и что готовы с удовольствием делать?
Хотим создать полноценно работающую студию, организовать свободное время детей и подростков средствами театра. Мы готовы с удовольствием играть спектакли, литературные композиции, участвовать в фестивалях, мастер-классах, в выездных лагерях-фестивалях, имеем опыт проведения народных праздников с интерактивными играми – Осенины, Рождество, Масленица, Иван Купала, проводим творческие дискотеки, концертные программы, с удовольствием организуем и проводим театральный открытый фестиваль «Театральные каникулы» в районе Отрадное, у нас работает пресс-центр, выпускаем молодежную газету «Театральные каникулы» (выпустили 7 номеров), имеем свой сайт (www. tsmd.ru). Летом 2008 года выезжали в гастрольно-экскурсионную экспедицию в Карелию, в город Олонец, в этом году также планируем выезд в Карелию на три недели.
Ирина ПАВЛОВА, педагог театра «И там, и сям»:
– Считаю необходимым создание единой сценической площадки. У одних коллективов есть прекрасные оснащенные сцены, у других их нет. Создавать для всех хорошие условия, может быть, даже нерационально. Хорошо еще, что есть репетиционные базы, у некоторых их вообще нет, и коллективы вынуждены репетировать попеременно: то в детских садах, то еще где-нибудь. Но и те, и другие нуждаются в зрителе. Фестивали – наша единственная возможность показать свою многотрудную работу перед новой аудиторией. Театр без зрителя существовать не может. Обидно ставить год спектакль, вкладываться в него без остатка (это касается руководителей и детей), а потом показать его 2 или 3 раза перед родителями, друзьями, знакомыми. А если этот спектакль представляет некую художественную ценность? А если он нужен более широкой аудитории?..
Была бы одна для всех сцена с уже готовым постоянным репертуаром, по-другому можно было бы сделать многое. Неужели бы не нашлось 20 хороших спектаклей в городе, а ведь могут быть приглашенные на гастроли детские театры из других городов! Городу был бы дополнительный театр для детей, руководителям – стимул для совершенствования, детям – возможность совершенствовать свое мастерство, умения, навыки. Это был бы общий дом для всех с праздниками, учебой. Это бы нас всех объединило, раз уж мы пытаемся создать некую общность, как Дом школьного актера. Тогда можно бы было говорить, что мы и наше движение кому-то нужны. Детям, понятно, мы нужны, но если у них появится чувство собственной нужности, если они почувствуют, что их творчество востребовано, для всех будет польза. Помогите нам выйти из убогих, разрозненных помещений! Помогите найти своего зрителя! Помогите обрести чувство локтя и стимул к творческому совершенствованию!
Галина НЕВОЛИНА, руководитель театра «Поколение»:
– Чтобы поставить серьезные спектакли, надо заниматься минимум по полтора часа, а с этого учебного года стали требовать писать в журналах по 35 или 45 минут два раза в неделю. Ради такого времени никто не будет приходить. Дети с удовольствием остаются на три часа, и не выгонишь. Детский центр стал работать только до 20.00 для детей, им запретили оставаться позже, а в остальное время где быть подросткам? Почему нельзя, чтобы занимались те, кому больше 18 лет? Где грань? А если ребенок вырос в этой студии?
Предложения по разработке программы клуба «Дети – театр – образование»
Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО и Лаборатория интерактивных театральных проектов:
Клуб «Дети – театр – образование» создается для встреч и обмена опытом московских педагогов дополнительного образования, занимающихся театральной деятельностью. Клуб предполагает взаимный обмен опытом и показ спектаклей детских и юношеских театральных коллективов, апробацию и демонстрацию возможностей театральной педагогики в рамках широко понимаемого образовательного процесса: в сфере общего, дополнительного, профильного образования.
Клуб видит одной из своих задач создание общегородского детско-взрослого театрального пространства.
В Москве существует множество детских театральных коллективов различного уровня. Творческие фестивали города Москвы позволяют некоторым из них знакомиться друг с другом. Однако эта работа не охватывает всех, в малой степени ведется работа по объединению детских театральных коллективов в целостную сеть. Между тем это могло бы способствовать повышению уровня работы за счет обмена опытом.
Стоит заметить, что для многих коллективов существует проблема зрителя: выпуская работу, на которую было потрачено много усилий, детский коллектив зачастую может показать ее не более 1-2 раз, а это недостаточно для приобретения юными актерами сценической практики. Отсутствие зрителя объясняется несколькими причинами: неумение распространять информацию о своих проектах; боязнь показывать постороннему зрителю работы любительского уровня; наоборот, самодостаточность и замкнутость на «благодарном» зрителе (родителях); отношение администрации школы к школьному театру, как к чему-то вторичному, и так далее. Участие коллективов в общегородских мероприятиях клуба помогало бы решать подобные проблемы, так как основную массу зрителей могли бы составлять сами участники детских театральных объединений.
Важно подчеркнуть, что для плодотворной работы клуба и всего детского театрального движения Москвы в целом необходимо создание сетевого ресурса, обеспечивающего информационную поддержку работы в русле проблемы «Дети – театр – образование».
МИОО предлагает следующие направления работы клуба:
Периодические тематические встречи, которые могут проходить как для педагогов, так и для детско-взрослого сообщества.
Различные формы работы: дискуссионные клубы, командные тренинги, презентации новых идей. Цели таких встреч: поиски путей решения проблем в области детской театральной педагогики; выработка общих позиций по профессиональным проблемам, создание единой детско-взрослой общности и т. д.
Читки драматургического материала, включающие различные формы работы с драматургией образовательного пространства (сценарные идеи, пьесы и инсценировки, драматургию малых форм, драматургию урока, внеклассного мероприятия), которые могут проходить как для педагогов, так и для детско-взрослого сообщества. Цели таких встреч: поиск и распространение интересного драматургического материала; обучение педагогического и детского сообщества основам драматургической грамоты.
Мастер-классы как для педагогов, так и для детско-взрослого сообщества. Для проведения мастер-классов предполагается привлекать педагогов Московского института открытого образования, специалистов высокого уровня из Москвы и других регионов, работающих с детьми, педагогов творческих вузов, самих руководителей и педагогов детских театральных студий. Это даст толчок к развитию образовательного компонента в детских театральных коллективах, повышение мастерства, обмен наработанным опытом.
Показы спектаклей, когда аудиторией могут быть участники детских театральных коллективов и другие школьники, руководители детских театральных объединений и другие педагоги, смешанная аудитория. В программу показов могут входить работы детских театральных коллективов, возможны также показы работ Лаборатории интерактивных театральных проектов МИОО, показы студенческих спектаклей театральных вузов, интересные с точки зрения организаторов для вышеуказанной аудитории. Цель показов: демонстрация в неконкурентном, неконкурсном режиме наиболее интересных, заслуживающих обсуждения и дебатов работ, созданных детьми и для детей, знакомство участников детского театрального движения Москвы с инновациями в области театрального педагогического процесса, апробация репертуара, адресованного школьникам и молодежи на заинтересованной аудитории.
Логическим дополнением к программе показов должны стать обсуждения спектаклей с детьми и взрослыми по методикам безоценочного интервью и профессиональные обсуждения спектаклей с руководителями коллективов. Целью безоценочных обсуждений в детской среде и в смешанных сообществах станет воспитание подлинного зрительского чутья и зрительской культуры, интереса и уважения детских театральных коллективов друг к другу и различным стилевым направлениям в театре. Целью профессиональных обсуждений с педагогами – повышение профессионального театрального и педагогического уровня руководителей детских коллективов и включение их в общетеатральный процесс.
Апробация инновационных методик театральной педагогики в общем образовании и программ по интеграции общего и дополнительного образования может проходить как для педагогов, так и для детско-взрослого сообщества. С целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами.
Комментарии