Для того чтобы сделать процесс обучения интересным, педагоги применяют сегодня массу хитростей: от виртуозных навыков владения вниманием до новейших технологий. И если первый навык как собственная философия может постепенно формироваться у учителя, то использование в работе компьютера и целого набора современных гаджетов – немедленное требование времени. О том, как компания Intel помогает педагогам осваивать умную технику и формировать интересное и безопасное образовательное пространство, «Учительской газете» рассказал Петр ЩЕГЛОВ, директор по развитию бизнеса в сфере образования корпорации Intel.
– Петр Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, когда началась работа Intel над образовательными проектами?- Мне кажется, у многих IT-компаний изначально есть интерес к работе именно в образовательной среде. Intel начала активную работу в этом направлении еще в начале 2000-х годов. Постепенно появился целый ряд продуктов, программ, решений. Сегодня они объединены под общим названием Intel Education.Самой яркой составляющей проекта является программа Intel Education Solutions, в рамках которой разрабатываются специальные компьютеры для педагогов и школьников. Разработанные в рамках программы школьные ноутбуки Intel Classmate PC хорошо известны в нашей стране. С начала этого года мы активно расширяем список устройств, участвующих в программе, за счет разных моделей ноутбуков и планшетов.Неотъемлемой частью проекта является и особое программное обеспечение под названием Intel Education Software. Этот пакет программ включает в себя продукты, помогающие разнообразить учебный процесс, делающие его эффективным, интересным и безопасным для учащихся.- Какие именно задачи решают ваши продукты в образовании?- Например, у нас есть графический редактор, который позволяет добиваться такого же реалистичного эффекта, как и обычное рисование. Существует программное обеспечение для сопровождения научных экспериментов, без которых невозможно понять биологию, физику и химию. Опыты можно снимать на видео, а полученные данные – собирать и анализировать. Это хорошее подспорье для любого педагога, преподающего естественные науки.Может сложиться впечатление, что мы создаем продукты в основном для старшей школы, но это не так. Графический редактор может пригодиться в младшей школе на уроках изо, а программа для экспериментов – на природоведении. Сегодня информационные технологии проникают в школу начиная с младших классов, как того требует ФГОС.Вообще современным детям интереснее решать задачи с помощью различных гаджетов. Правда, теперь встает вопрос о том, насколько целенаправленно они будут использоваться в классе. – А можно ли как-то отследить этот процесс и помочь педагогу направить внимание детей в нужное русло?- Безусловно. Именно поэтому в пакете Intel Education Software есть система управления классом. Она устанавливается на все компьютеры и позволяет педагогу видеть, чем занят ребенок, работает он над задачей или ухитрился найти время, чтобы поиграть в игру. Также с ее помощью можно транслировать с экрана учителя ролики, обмениваться файлами, проводить тестирование. Особенно любима преподавателями так называемая функция «черного экрана». Она позволяет централизованно заблокировать компьютеры учащихся, чтобы все одновременно переключились на другие формы работы в классе.- Допустим, образовательный процесс отлажен, и педагог контролирует его ход. А как же быть с посторонним вмешательством, например с вирусной опасностью? – Этому мы тоже уделяем большое внимание. На все наши устройства установлен антивирус McAfee с возможностью обновления в течение 5 лет. В ходе анализа мы пришли к выводу, что средняя продолжительность активной работоспособности устройства составляет не более этого срока. За это время устройство устаревает и нуждается в замене, особенно если речь о школе, где мы хотим учить детей всему продвинутому и новому.- Петр Евгеньевич, с какими проблемами сталкиваются педагоги и школы, переходящие к активному использованию информационных технологий?- Часто сложности, возникающие с новой техникой в школах, обусловлены недостаточным вниманием к особенностям использования компьютеров в образовательном процессе. Мы выделяем пять базовых блоков, которые являются определяющими: непосредственно устройства, базовое программное обеспечение, инфраструктура (к которой относятся компьютерные сети, модули хранения и подзарядки мобильных ПК), образовательные ресурсы (контент) и методическая поддержка. Принципиально важным является владение методиками использования компьютеров, программного обеспечения, контента и т. д. Можно установить в школе замечательные устройства, приобрести учебные материалы и сформировать качественную инфраструктуру, но если педагог не обладает техниками их практического использования в учебном процессе, то мы не достигнем положительного эффекта.- А как Intel помогает педагогам, в особенности начинающим, преодолеть этот барьер?- У нас есть целый ряд программ, направленных на передачу знаний педагогам. Например, несколько лет назад мы запустили проект «Образовательная галактика Intel», который позволил нам расширить экспертное поле, и теперь уже с педагогами работают не только сотрудники корпорации – у любого педагога есть шанс поделиться с коллегами своими навыками и знаниями.Мы проводим большое количество конкурсов, в ходе которых у участников также есть возможность продемонстрировать свои наработки и, конечно, получить признание. Все это позволяет школе увидеть продукты Intel в действии и сделать правильный выбор.- Есть ли какие-то перспективные направления в образовании, которые еще не охвачены компьютерными технологиями? Готовы ли вы работать с ними?- Как и во всем мире, в России актуален вопрос создания электронных учебников по всем учебным дисциплинам. Термин «электронный учебник» теперь используется в основном тексте нового Федерального закона «Об образовании в РФ», что ведет к росту количества желающих попробовать такие пособия в деле.Технологически электронный учебник представляет собой приложение, и кажется, что к нему можно применять те же подходы и методы разработки, что и для обычных компьютерных программ. Однако необходимо учитывать, что это специализированное приложение, к которому выдвигается большое количество педагогических требований. Его необходимо выстроить методически четко, вложить определенный объем актуальной информации.Учитывая эти особенности, мы активно работаем вместе с издательствами, разработчиками, сервисными компаниями над созданием и апробацией прототипов новых учебников. Мы много общаемся с коллегами и партнерами по всему миру, поэтому готовы предложить для этих учебников передовые технологические решения, которые в конечном итоге поспособствуют развитию отечественного образования.
Комментарии