Эти материалы адресованы педагогам, имеющим возможность проводить занятия с учащимися, избранными депутатами школьного парламента во время проведения деловой игры «Демократическая республика», которая представляет собой совмещенную административно-игровую модель школьного самоуправления.
Главная цель занятий: активное и сознательное освоение подростками основной технологии законотворческой деятельности. Ребятам важно показать сложность процесса рассмотрения и принятия законов. Самоопределение в этой важнейшей сфере социальной жизни помогает им понять, стоит ли заниматься этим интереснейшим, но и очень ответственным делом – законотворческой деятельностью.
Общая информация. Основным содержанием правового этапа является активная деятельность законодательного собрания «Демократической республики». Оно состоит из двух палат – парламента и совета общеобразовательного учреждения. Обе палаты равноправны. Парламент получает свои полномочия в результате всеобщих и прямых выборов, а совет – по особой процедуре, определяемой локальным актом данной школы.
В соответствии с конституцией «Демократической республики» парламент является представительным и законодательным органом и состоит из 15 депутатов. В совет школы входят 7 депутатов, представляющих педагогический коллектив и родителей.
Депутат парламента не может работать в других государственных органах, например в правительстве: парламент избирается сроком на 1 год. Одно и то же лицо не может являться членом парламента более 2 лет подряд. Порядок избрания определяется законом о выборах (основные положения проведения выборов изложены в материалах «Школа кандидата»).
Парламент – это постоянно действующий орган. Заседания его проводятся не реже одного раза в месяц, а в экстренных ситуациях – по мере необходимости. На следующий день после избрания парламента проводится первое заседание.
Парламент и совет заседают отдельно. Заседания проходят открыто. В отдельных случаях по решению парламента проводятся закрытые слушания с приглашением необходимых экспертов и консультантов. Спикеры палат избираются на первом заседании. Наиболее важные заседания ведет президент.
К ведению законодательного собрания относятся:
а) принятие законов республики;
б) дача согласия президенту на назначение премьер-министра;
в) назначение на должность и освобождение от должности судей, председателя центрального банка, председателя избирательной комиссии;
г) назначение и освобождение по представлению премьер-министра министров правительства;
д) выдвижение обвинения против президента и отрешение его от должности.
Самым первым законом, который рассматривает и утверждает парламент, – это основной закон «Демократической республики» – конституция. К его обсуждению следует подойти с максимальной серьезностью и ответственностью. Необходимо выслушать мнение всех членов парламента, пригласить экспертов (педагогов и других специалистов), которые могут существенно помочь в подготовке текста конституции. День принятия конституции можно объявить государственным праздником школьной республики.
После принятия конституции проводится торжественное вступление в должность избранного президента, который произносит клятву, изложенную в конституции. Вступив в должность, он начинает формирование исполнительных органов власти. Для этого он предлагает парламенту кандидатуру премьер-министра. Сначала парламент, а потом и совет школы должны дать согласие на назначение премьер-министром того кандидата, которого предложил президент. Если по каким-либо причинам парламент не утверждает предложенную кандидатуру премьер-министра, то президент должен подобрать новую кандидатуру или убедить обе палаты принять первую.
Если парламент не утверждает третью кандидатуру, предложенную президентом, то последний вправе распустить парламент, объявив его досрочные перевыборы. Это путь решения конституционного кризиса, связанного с назначением председателя правительства (премьер-министра) ДР.
После утверждения премьер-министра он в течение недели должен проконсультироваться с политическими партиями и общественными объединениями граждан о кандидатурах конкретных министров в состав нового правительства. Премьер-министр представляет подобранные кандидатуры на заседании парламента, который их рассматривает и утверждает. Если кто-то из предлагаемых министров не проходит утверждение парламента, то премьер-министр должен найти и представить нового кандидата.
Целесообразно согласовывать кандидатуры на должности министров с представителями «политических партий», принимавших активное участие в выборах и получивших также значительное число голосов избирателей. Таким образом, формируется коалиционное правительство, в котором функции министров выполняют представители разных групп участников.
Парламент также назначает на должности судей по представлению президента. А также утверждает кандидатуру председателя центрального банка и председателя избирательной комиссии.
Одновременно парламент рассматривает и утверждает законы, необходимые для жизни государства. Прежде всего это административный кодекс, в котором отражены основные нарушения, влекущие за собой определенное наказание. Это достаточно серьезный юридический документ, который требует тщательной подготовки и серьезного обсуждения.
В число других законов входят: закон «О гражданстве «Демократической республики», закон «Об образовании», закон «О центральном банке», закон «О труде и занятости граждан «Демократической республики», закон «О предпринимательской деятельности», закон «О налогах» и т.д. С их принятием торопиться не следует, так как времени для этого, как правило, достаточно. Целесообразно размножить несколько текстов этих законопроектов для того, чтобы с ними могли познакомиться не только депутаты парламента, но и лидеры политических партий, другие заинтересованные лица. Такое знакомство может дать интересные предложения, которые может в дальнейшем рассмотреть парламент.
Вся деятельность парламента протекает в соответствии с установленным регламентом. Это основной документ, который изучается в «Школе депутата парламента».
Регламент деятельности законодательного органа ученического самоуправления – парламента
Общие положения
Законодательный орган ученического самоуправления – парламент самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения, «Положением об ученическом самоуправлении» и другими локальными актами данного учебного заведения.
Деятельность парламента основывается на принципах многообразия мнений, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Парламент может иметь свои печатные органы.
Председатель парламента
1.1. Председатель парламента избирается из числа депутатов парламента тайным голосованием с использованием бюллетеней. Парламент может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидаты на должность председателя выдвигаются группой депутатов. Возможно самовыдвижение. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность председателя парламента, кандидаты выступают и отвечают на вопросы депутатов.
1.2. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность председателя парламента, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Председатель считается избранным, если за него проголосовало большинство депутатов. Решение об избрании оформляется постановлением парламента.
1.3. Председатель парламента:
а) ведет заседания парламента;
б) организует работу парламента;
в) представляет парламент во взаимоотношениях с администрацией учебного заведения, органами управления системой образования, советом образовательного учреждения, попечительским советом и т.д.;
г) подписывает постановления парламента;
д) направляет директору школы обсуждаемые законопроекты.
Парламент вправе отменить любое распоряжение председателя парламента.
1.4. Председатель парламента, при согласовании с депутатами, назначает первого своего заместителя, который:
замещает председателя парламента во время его отсутствия;
по поручению председателя парламента ведет заседания парламента;
координирует деятельность комитетов и комиссий парламента.
Комитеты и комиссии парламента
2.1. Парламент образует из числа депутатов комитеты и комиссии.
2.2. Комитеты парламента по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению парламентом;
б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на рассмотрение парламента;
в) в соответствии с решением парламента готовят запросы для администрации общеобразовательного учреждения;
г) решают вопросы организации своей деятельности.
2.3. Парламент может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
2.4. Парламент образует следующие комитеты:
а) Комитет по законодательству;
б) Комитет по организации учебного процесса;
в) Комитет по организации досуга и отдыха учащихся;
г) Комитет по спорту;
д) Комитет по охране окружающей среды и экологии;
е) Комитет по делам общественных объединений.
2.5. В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением парламента.
2.6. Каждый депутат парламента, за исключением председателя и его заместителя, обязан состоять в одном из комитетов. Депутат парламента может быть членом только одного комитета.
2.7. Председатели комитетов и комиссий парламента избираются парламентом большинством голосов от общего числа депутатов. Решение об освобождении от должности председателей комитетов и комиссий парламента принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Изменения в составе комитетов и комиссий оформляются постановлением парламента.
2.8. Заседание комитета, комиссии парламента правомочно, если на нем присутствуют более половины членов комитета или комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии. Заседание комиссии, комитета проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Внеочередное заседание комитета или комиссии созывает председатель.
2.9. Решение комитета, комиссии парламента принимается большинством голосов от общего числа членов комитета.
2.10. Комитеты, комиссии парламента имеют право вносить предложения по проекту порядка работы на очередное заседание парламента.
2.11. Депутат – представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях парламента с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.
2.12. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать представители администрации учебного заведения, педагогического коллектива, родителей.
2.13. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, представители средств массовой информации.
2.14. Комитеты и комиссии парламента вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у администрации учебного заведения, общественных организаций, существующих в учебном заведении.
Парламентские слушания
3.1. На парламентских слушаниях депутатами парламента и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения.
3.2. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения сообщается заранее. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями парламента, которые организуют эти слушания.
3.3. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности.
3.4. Парламентские слушания ведет председатель парламента, его заместитель либо по их поручению председатель соответствующего комитета или комиссии.
3.5. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии парламента продолжительностью до 10 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты парламента и приглашенные лица.
3.6. После выступлений следуют вопросы и ответы на них.
3.7. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях депутатов парламента.
3.8. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим на парламентских слушаниях. Материалы парламентских слушаний могут быть опубликованы.
Работа депутатов с избирателями
4.1. Основной формой работы депутатов парламента с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутат обязан принимать меры.
4.2. Депутат по предложению избирателей может вносить вопросы в повестку заседаний комиссий и комитетов парламента. Если комитет или комиссия сочтет необходимым, вопрос может быть рассмотрен на заседании парламента.
Порядок голосования и принятия решений
5.1. Решения парламента принимаются на его заседании открытым или тайным голосованием. Постановления парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.
5.2. При голосовании по каждому вопросу депутат парламента имеет один голос и подает его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятия решения.
5.3. При проведении открытого голосования подсчет голосов поручается счетной комиссии, которая избирается парламентом.
5.4. Тайное голосование проводится по решению парламента, принимаемому большинством голосов. Для проведения тайного голосования и определения его результатов парламент избирает открытым голосованием счетную комиссию. Она избирает из своего состава председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов. Бюллетени для тайного голосования изготовляются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением парламента форме в количестве, соответствующем числу членов парламента, и содержат необходимую информацию.
5.5. Каждому депутату выдается один бюллетень в соответствии со списком. При получении бюллетеня он расписывается против своей фамилии. Счетная комиссия обязана создать условия для тайной подачи голосов. О результатах тайного голосования составляется протокол, который подписывается всеми членами комиссии.
5.6. На основании принятого парламентом к сведению доклада счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, какое решение принято.
5.7. Парламент принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов.
5.8. Парламент вправе принимать большинством голосов от общего числа депутатов заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением парламента. В текст постановления при необходимости может быть включен пункт о возможности контроля за выполнением постановления, который возлагается на комитет, комиссию либо на инициаторов внесения проекта постановления.
Порядок внесения законопроектов в парламент и их предварительное рассмотрение
6.1. Право законодательной инициативы принадлежит директору общеобразовательного учреждения, совету общеобразовательного учреждения, педагогическому совету, депутатам парламента, объединениям учащихся (классам, детским и молодежным организациям, действующим в общеобразовательном учреждении).
6.2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в парламент:
а) проектов общешкольных законов (локальных актов);
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие Устав и локальные акты учебного заведения;
в) поправок к законопроектам.
6.3. При внесении законопроекта в парламент должны быть представлены:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
б) текст законопроекта.
6.4. При внесении законопроектов коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа в виде протокола.
6.5. Законопроект считается внесенным в парламент со дня его регистрации в комитете парламента по законодательству. Председатель парламента направляет законопроект в комитет или комиссию в соответствии с вопросами его ведения.
6.6. Председатель парламента с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки проекта к рассмотрению в Парламенте.
6.7. По решению ответственного комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета может быть направлен директору школы, в совет общеобразовательного учреждения, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний.
6.8. Комитет парламента по законодательству, по поручению председателя или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие уставу и локальным актам учебного заведения.
6.9. Обсуждение законопроекта в комитетах проходит открыто и может освещаться в средствах массовой информации.
6.10. Законопроект, подготовленный к рассмотрению парламентом в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом председателю парламента для внесения на рассмотрение парламентом.
Порядок рассмотрения законопроектов парламентом
7.1. Рассмотрение законопроектов парламентом осуществляется в трех чтениях.
7.2. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются председателем парламента директору и в совет общеобразовательного учреждения не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании парламента.
7.3. Обсуждение начинается с доклада представителя разработчиков законопроекта и содоклада представителя ответственного комитета.
7.4. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении парламент может:
а) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
б) принять закон;
в) отклонить законопроект.
7.5. После окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением парламента. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается разработчикам.
7.6. В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуру второго и третьего чтений. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов парламента. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном порядке.
7.7. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде предложений об исключении отдельных слов, пунктов или статей законопроекта.
7.8. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки, он вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответствие уставу и локальным актам учебного заведения. В случае их противоречия указанный комитет сообщает об этом авторам поправок, которые могут уточнить их в ответственном комитете в ходе обсуждения.
7.9. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, ответственный комитет представляет список поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, список поправок, рекомендованных ответственным комитетом к отклонению, и список поправок, по которым не было принято решений.
7.10. Председатель парламента принимает решение о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении в календарь рассмотрения вопросов парламента, о направлении законопроекта директору и в совет общеобразовательного учреждения и определяет докладчика по законопроекту – представителя ответственного комитета.
7.11. Законопроект рассылается директору, в совет общеобразовательного учреждения, депутатам парламента не позднее чем за 10 дней до его рассмотрения во втором чтении.
7.12. В начале второго чтения законопроекта в парламенте с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем начинаются прения. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендованных ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, вопрос о принятии в целом поправок, рекомендованных ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта, ставится на голосование. Если имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендованных ответственным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендованных ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения. Возражающие могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится вопрос о принятии соответствующей поправки.
7.13. Далее парламент переходит к рассмотрению поправок, рекомендованных ответственным комитетом к отклонению. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения против рекомендаций ответственного комитета.
7.14. Если парламент соглашается с мнением ответственного комитета об отклонении поправок, то далее председательствующий ставит на голосование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. Автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится предложение о принятии поправок.
7.15. Далее председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, по которой ответственным комитетом не было принято решений. Автор поправки может обосновать свою позицию в выступлении продолжительностью не более трех минут.
7.16. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
7.17. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.
7.18. Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов парламента только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.
7.19. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом председателю парламента для включения в проект работы парламента. Решение о принятии поправок к проекту принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
7.20. Председатель парламента назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят в третьем чтении, он считается отклоненным.
7.21. Закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Одобренные парламентом проекты законов в течение пяти дней поступают на рассмотрение совета образовательного учреждения.
Повторное рассмотрение законов, отклоненных советом образовательного учреждения
8.1. В случае, если закон отклонен советом образовательного учреждения, он передается председателем парламента на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать парламенту:
а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
б) принять закон в ранее принятой парламентом редакции;
в) снять закон с повторного рассмотрения парламентом.
8.2. Парламент может принять участие в создании по инициативе совета образовательного учреждения либо по собственной инициативе согласительной комиссии из числа депутатов парламента и членов совета образовательного учреждения на паритетных началах.
8.3. Решение о создании согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов парламента, а также об избрании сопредседателя согласительной комиссии от парламента оформляется постановлением парламента, проект которого передается ответственным комитетом председателю парламента для включения вопроса в проект порядка работы парламента на очередное заседание. Указанное постановление направляется в совет образовательного учреждения, а также директору школы. Сопредседатель и члены комиссии образуют депутацию парламента в согласительной комиссии.
8.4. Депутат парламента, избранный в состав согласительной комиссии, обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии по уважительной причине он заблаговременно информирует сопредседателя согласительной комиссии.
8.5. Депутаты, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях.
8.6. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение совета образовательного учреждения в отдельности, стремясь выработать единый текст закона. Она вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей закона.
8.7. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутации парламента и депутации совета. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. Решение принимается открытым голосованием.
8.8. По итогам каждого заседания и по результатам своей работы согласительная комиссия составляет протокол и перечень статей закона, в которые были внесены изменения. В перечне содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол и перечень статей подписываются сопредседателями согласительной комиссии от совета образовательного учреждения и от парламента.
8.9. При повторном рассмотрении закона парламентом обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии.
8.10. Парламент принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов.
8.11. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии парламент может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных парламентом, для представления согласительной комиссией новых предложений.
8.12. Принятый парламентом закон в редакции согласительной комиссии оформляется согласительной комиссией и в течение пяти дней направляется на рассмотрение совета с приложением необходимых материалов.
8.13. Если при повторном рассмотрении закона парламент не принял его в редакции согласительной комиссии, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.
8.14. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов парламента.
8.15. Принятый в указанном порядке закон председатель парламента в течение пяти дней направляет директору общеобразовательного учреждения для подписания и обнародования. Председатель парламента уведомляет председателя совета общеобразовательного учреждения о направлении данного закона директору школы.
8.16. Если предложение о принятии закона в редакции согласительной комиссии не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый закон считается не принятым.
Повторное рассмотрение законов, отклоненных директором школы
9.1. Если директор школы в течение 10 дней со дня поступления закона отклонит его, то парламент вновь рассматривает его.
9.2. Закон, отклоненный директором, передается на заключение в ответственный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы решения директора об отклонении закона.
9.3. По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект постановления парламента, в котором может рекомендовать ему один из вариантов решения:
а) принять закон в редакции, предложенной директором;
б) снять закон с дальнейшего рассмотрения парламентом;
в) принять закон с учетом предложений директора;
г) создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий;
д) одобрить закон в ранее принятой редакции.
9.4. Председатель парламента после решения ответственного комитета включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении закона.
9.5. О дате и времени повторного рассмотрения закона сообщается не позднее чем за три дня до его рассмотрения.
9.6. Повторное рассмотрение закона, отклоненного директором школы, начинается с выступления представителя директора учебного заведения в парламенте. Затем излагается заключение ответственного комитета.
9.7. Если парламент принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении участвуют только его члены. Заключительное слово предоставляется представителю директора.
9.8. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить закон в редакции, предложенной директором школы. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство.
9.9. Если закон в редакции, предложенной директором, не набрал необходимого числа голосов, то парламент по предложению представителя директора может принять решение о продолжении работы над указанным законом.
9.10. По предложению ответственного комитета на голосование парламента может быть поставлен вопрос об одобрении закона в ранее принятой парламентом редакции.
9.11. Если парламент принимает решение принять закон с учетом предложений директора, то на голосование ставится каждое предложение (поправка) директора.
9.12. В случае одобрения парламентом части предложений (поправок) директора образовательного учреждения принятие закона откладывается.
9.13. Принятый или одобренный в ранее принятой редакции закон в течение пяти дней направляется в совет школы.
9.14. В случае отклонения хотя бы одного предложения (поправки) директора парламент может принять решение о продолжении работы над законом.
Если у вас возникают вопросы, пишите нам по адресу редакции, и мы поможем вам советами и консультациями в подготовке и проведении «Школы депутата парламента».
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук;
Игорь ГРЕБЕННИК, ведущий специалист отдела МООДиМ «Новая цивилизация»
Комментарии