search
main
0

Если кто-то зажигает звезды, значит, это кому-то нужно

В 2006 году работа гимназии №1569 «Созвездие» была отмечена премией конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование», в 2007 году она по праву стала победительницей Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Эта победа была обеспечена упорной работой педагогического коллектива во главе с директором Ириной ФОКИНОЙ.

В нынешнем году гимназия №1569 отметила свое пятнадцатилетие – в 1992 году она открыла свои двери как средняя школа №1199, а через шесть лет стала экспериментальной площадкой для обучения детей с высокими творческими и интеллектуальными способностями, получив в 1998 году статус «Школы-лаборатории». В 1999 году «Созвездие» было удостоено Премии Президента РФ в области образования, в 2006-м – диплома участника финала московского городского конкурса «Строим школу будущего».

«В гимне нашей гимназии, – рассказывает Ирина Фокина, – есть замечательные строчки: «Для талантливых людей открывает школа двери, чтоб мир стал лучше, чуть добрее». Действительно, в 1992 году наша школа открыла двери для детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. Нас тогда поддержали Департамент образования, Психологический институт РАО и, конечно, родители наших учеников. Теперь мы все вместе – родители, учителя, представители науки, так как когда-то мы встретились для того, чтобы огонек любознательности, интерес ко всему миру не угасал в душах и умах наших детей. Наша совместная работа и дает хорошие результаты».

Понятно, что и такие хорошие результаты, и такой победный путь даются не просто так. За всеми победами и дипломами, премиями и статусами стоит серьезная работа педагогического коллектива во главе с директором – Ириной Юрьевной Фокиной. Как оценивается эта работа? Об этом можно судить по одному очень важному факту: «Созвездие» стала ресурсным центром по разработке, реализации и распространению системы междисциплинарного обучения, на ее базе много лет проходят курсы и семинары для учителей и психологов Липецка, Сочи, Омска, Архангельска, Таганрога, Ставрополя, других городов России, Риги, Баку, она сотрудничает со школами США, Японии, Кореи, Белоруссии, ее опыт используют разные школы в мире и, конечно, разные регионы России. Что есть такого выдающегося в работе этой московской гимназии?

Конечно, гимназия дает своим ученикам серьезную предметную подготовку. «Созвездие» обеспечивает в полном объеме базисное образование, углубленное изучение английского языка, немецкого как второго с седьмого класса, осуществляет предпрофильную (8-9-е классы) и профильную (гуманитарно-филологическую и физико-математическую) подготовку. Во второй половине дня проходят индивидуальные и групповые консультации по предметам, спецкурсы по различным предметам для старшеклассников, есть клубы по интересам («Истоки», «Исследователь»), кружок флористики, музыкальная студия, спортивные секции, работает пресс-центр, выпускающий ежемесячную газету «Созвездие».

Но, признаемся честно, многое из перечисленного есть и у других школ, причем не только Москвы, но и России, а уж за рубежом-то точно. Значит, есть что-то еще, что составляет своеобразное ноу-хау этой школы. Это что-то – работа с одаренными детьми, которая трудна сама по себе. Однако «Созвездие» не боится трудностей и идет еще дальше – педагоги гимназии научились выявлять одаренность в детях, которые на первый взгляд кажутся совсем обычными. В «Созвездии» помогают раскрыть каждому ученику его глубинный потенциал, заложенный в нем от природы. При этом для выявления одаренного ребенка или ребенка, имеющего выдающиеся способности в той или иной деятельности и сфере знаний, есть много самых разных методик, и они известны российским учителям. Вопрос в том, что используются они не всегда. Оказывается, безмерно сложно создать такие условия, в которых проявятся и будут развиваться одаренные дети. «Созвездие» научилось создавать такие условия, в этой гимназии в центр внимания попадает ребенок, проявляющий высокую любознательность, широкую познавательную активность и познавательный интерес, потребность в творчестве. Для него и создаются условия, обеспечивающие прежде всего развитие, вносятся изменения в содержание, в методы и технологии обучения, интегрируются возможности базового и дополнительного образования, решение исследовательских задач связывает воедино урочную и внеурочную деятельность учеников. Кстати, именно исследовательская активность учащихся дает реальную возможность для построения индивидуального творческого обучения.

«У нашего «Созвездия» сегодня есть своя программа развития, в основе которой – концепция междисциплинарного творческого обучения детей, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Концепция предполагает развитие познавательной активности и широких познавательных интересов, пробуждение творческой активности, системного мышления, целостного миропонимания, способностей к исследовательской деятельности, коммуникативных способностей, способности к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных курсов по предметам лежит междисциплинарный подход, осуществляемый с помощью программы «Одаренный ребенок», которая была создана и реализуется под руководством ведущего научного сотрудника ПИ РАО, доктора психологических наук Натальи Шумаковой». Наука помогает педагогическому коллективу не стоять на месте, постоянно продвигаться вперед, совершенствовать свою деятельность. Именно благодаря сотрудничеству с учеными «Созвездие» идет в ногу со временем, разрабатывая новое содержание обучения и воспитания своих учеников. Не случайно гимназия успешно участвовала в конкурсе «Строим школу будущего», а сегодня работает над моделью такой школы.

«Созвездие» предлагает своим ученикам в рамках школьного компонента специальный развивающий курс междисциплинарного обучения (МДО), что позволяет им соприкасаться с разнообразными интересными темами, проблемами и в рамках традиционных школьных курсов, и выходя за эти рамки. Ребенок учится брать из широкого поля знаний то, что необходимо, полезно и интересно, удовлетворяя свои индивидуальные образовательные потребности и развивая таким образом одаренность. Все это удается главным образом потому, что именно нетрадиционные формы обучения способствуют проявлению одаренности и достижению высоких результатов, а в «Созвездии» именно они способствуют успешной работе с детьми, чьи способности имеют тенденцию проявляться в результате как одаренность. МДО позволяет ребенку почувствовать себя исследователем с самого раннего возраста, когда все подвергается сомнению, когда он ищет ответы на вопросы, еще не решенные в науке, учит понимать сложности и единство окружающего мира, убеждает, что возможность образования не на всю жизнь, а во время всей жизни.

«Именно МДО, – убеждена Ирина Фокина, – позволяет создать обогащенные программы по различным дисциплинам, а также удовлетворить индивидуальные познавательные потребности детей и в процессе обучения, и в театральной студии, и в выездных археологических экспедициях, и в летнем исследовательском лагере в Сочи, и в зимнем исследовательском лагере в Плесе Ивановской области. С такими детьми работать интересно, но и очень непросто. Учителя используют нестандартные формы работы, и приходится постоянно самим развиваться и расти. При этом развивается и растет сама школа. Мы все мечтаем о том, чтобы у каждого ребенка в нашей школе была очень интересная и творческая судьба. Сегодня мы понимаем, что главное, чего мы добились за прошедшие годы, – это творческое согласие наших педагогов, учеников и их родителей, это созидание новых программ по предметам, новых технологий обучения, творческой развивающей среды».

Что ждет директор от реализации инновационной программы? Ирина Юрьевна думает, что главным результатом будут выпускник гимназии с ярко выраженной исследовательской позицией, учитель нового типа и, конечно, новое содержание образования.

Малика КУРАЗОВА, директор гудермесской гимназии №3, Чеченская Республика:

– Нам понравился опыт работы московской гимназии №1569 «Созвездие», которая развивает общую одаренность детей, применяя творческое междисциплинарное обучение, то, что в этой гимназии принято заниматься междисциплинарными проектами. Наше учебное заведение делает лишь первые шаги в этом плане, работая с одаренными детьми, поэтому мы считаем, что московский опыт для нас – огромное подспорье, это тот практический опыт, который нам позволит в дальнейшем не допускать многих ошибок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте