search
main
0

Если хочется петь

Ансамбль онлайн? Трудно, но даже это возможно

Когда мне было 6 лет, моя мама привела меня на прослушивание в Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением В.С.Попова. С тех пор и по сегодняшний день пение – это неотъемлемая часть моей жизни! Идея организовать свой вокальный коллектив в школе №2009 пришла в 2013 году. Хор и солисты за это время выступали на лучших сценах Москвы, становились победителями многочисленных конкурсов в России и за ее пределами, были участниками телевизионных шоу.

В марте мы готовились к поездке на международный конкурс в Казань, в апреле планировали выступить на юбилее Большого детского хора в Кремле. Были и другие творческие планы, которым уже не суждено было осуществиться.

К сожалению, платформ, где мы могли бы петь ансамблем (хором) в режиме реального времени, нет, поэтому сегодня работа с детьми стала индивидуальной.

Первое, что я сделала, – это отправилась на звукозаписывающую студию и записала комплект упражнений, которые мы пели на уроках в течение учебного года. Эти упражнения для детей не новые, они уже хорошо были отработаны ранее. Сначала я пела их, показывая, как нужно, по полутонам играла аккомпанемент (уже для детей, без моего голоса). Всего комплект получился из 20 упражнений.

При индивидуальной работе я должна ориентироваться на конкретного ребенка, на его возможности – примарную зону и диапазон. Поэтому для каждого получилось примерно 5‑6 упражнений. Ссылку на индивидуальный комплект ребенок получал непосредственно перед уроком. После урока я ее удаляла, чтобы не было соблазна петь дома бесконтрольно. Это важно, так как дети творческие и готовы петь с утра до вечера, а без контроля педагога это делать нежелательно, можно навредить самому себе.

После распевания мы работали над партиями в репертуаре. С некоторыми детьми готовили сольные номера. По похожему принципу на WhatsApp я записывала отдельно партию и аккомпанемент. В сложных произведениях партии были записаны небольшими отрывками для удобства ребенка. Всегда можно было сказать: «Вернись, пожалуйста, к аудио 5», к примеру, и отработать трудное место.

Конечно, техника несколько искажает звучание, но если учитель хорошо знает ученика – его голос и особенности, то проблем не должно быть!

Нам удалось подготовить несколько произведений. Деятельность любого творческого ребенка или тем более коллектива не может быть ограничена только репетиционным процессом! Если дети не выступают, то очень быстро теряются интерес и желание петь. А когда есть какая-то конкретная цель или мероприятие (конкурс, концерт, запись, съемка), к которому нужно хорошо подготовиться, дети занимаются намного лучше и целеустремленнее, делая значительные успехи.

Поскольку все массовые мероприятия с весны были отменены, а показать работу было очень важно, я решила, что вместо выступлений мы будем делать профессиональные записи ансамбля и солистов. В студии звукозаписи каждый ребенок записывается отдельно, без рисков заразиться опасной инфекцией. Результат получился очень достойный, было видно, что дети вокально хорошо подготовлены к записи. Родители тоже были довольны результатами! Знаю, что многие мои коллеги дирижеры-хоровики также стали делать записи, только не в студии, а дома. Ребенок пел свою партию, снимая себя одновременно на видео, и затем отправлял это видео и аудиодорожку педагогу, который монтировал материал и делал сведение. Множество таких роликов, где каждый ребенок в своем «окошке» на экране поет, было выложено к майским праздникам. Некоторые получились просто потрясающие!

В нашей школе был организован онлайн-марафон «Помним сердцем» к Дню Победы. Специально для этого мероприятия мы совместно с родителями детей сделали красивый видеоклип на песню С.Ранды «Птицы белые». Основой была студийная запись.

Солисты подготовили номера к конкурсу «Песня в солдатской шинели», который в этом году состоялся дистанционно. Видео каждый снимал из своего дома. Некоторые дети приняли участие в онлайн-концерте для пожилых людей из дома престарелых.

Давно мечтала поставить с детьми детский мюзикл С.В.Пле­шака «Адам и Ева». Уверена, это у нас получится!

Советы

1. Многое зависит от вашего желания действовать. Вы должны быть спокойны и уверены в себе. Если педагог грамотно строит урок и полностью руководит процессом, результат обязательно будет.

2. Рабочее место должно быть хорошо подготовлено. Телефон (если урок вы ведете с него) должен быть закреплен на штативе. Вас должно быть хорошо видно и слышно. Желательно, чтобы фон сзади вас был нейтрален, без отвлекающих моментов. Обратите внимание на освещение! Лично я пользовалась специальной лампой для блогеров, которую приобрела для занятий олнлайн. С ее помощью были решены две проблемы – освещение и наличие штатива. Руки у меня были свободны, и я могла что-то наиграть на фортепиано, если в этом была необходимость.

3. Хороший Интернет – очень важное условие урока онлайн!

4. Ученик также должен хорошо подготовиться технически. Поскольку именно он включает упражнения и аккомпанемент к произведениям (или минусовку) у себя дома, помимо ноутбука должно быть еще одно устройство – телефон или планшет. Все необходимо проверить и настроить до урока.

Валентина УПРЯМОВА, педагог дополнительного образования школы №2009

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте