search
main
0

“Если гора величиной в полтора миллиона учителей не идет к Магомету под названием Российская академия образования, то Магомет должен время от времени выходить на встречу горе”, – так образно заметил академик И.Бестужев-Лада о новой традиции выездных заседаний президиума РАО. Они состоялись уже в Санкт-Петербурге, Рязани и Ярославле, последний раз академиков принимали в Красноярске – “столице” Сибирского отделения РАО.

Выездное же заседание в Красноярске, с одной стороны, ставило перед собой задачу обсудить проект внедрения двенадцатилетки, в котором РАО играет не последнюю роль, а с другой – это был своеобразный смотр сил сибирских ученых.

Что такое Сибирское отделение РАО? Это – 17 членов-корреспондентов, 1 действительный член. Охватывает большую часть России – Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. В составе отделения работают 12 научно-образовательных центров, среди которых: Институт мониторинга качества региональных образовательных систем (Барнаул), Институт экспериментальной педагогики (Красноярск), Институт развития школы (Томск), Институт образовательных технологий (Новосибирск).

Отделение – это академия в миниатюре. Только научные исследования носят в основном региональный и прикладной характер. В прошлом году, например, много внимания уделили общесибирским проблемам, в частности малочисленных народов Севера, национальных школ. В рамках комплексной программы “Научное обеспечение развития образования в Сибири” освоены 54 темы. Впрочем, сибиряки выходят в своих исследованиях и на федеральные вопросы, что особо отмечали гости из Москвы.

“А что от этого выигрывает школа?” – спросите вы. Какую практическую пользу может получить конкретный учитель от деятельности РАО? Спор “теоретиков” и “практиков” существует, наверное, со дня основания академии. Одни члены РАО считают, что излишняя направленность на прагматизм грозит потерей фундаментальности в исследованиях, другие, наоборот, ратуют за скорейшую технологизацию деятельности своего научного учреждения. Впрочем, в спорах рождается истина, а полярные точки зрения подчас сходятся. Разве нет схожести в размышлениях Исака Фрумина, заведующего кафедрой педагогики Красноярского госуниверситета, директора школы “Универс”, которого, скорее, можно отнести к практикам, и одного из теоретиков академика Володара Краевского? Первый считает, что настоящая наука должна помогать учителю оформить свои трудности в вопросы и вместе с ним на эти вопросы ответить. Второй – что нет ничего практичнее хорошей теории. “Сейчас теория даже актуальнее, чем прежде, когда все было расписано и особенно думать было не нужно. Она дает учителю материал для размышления, если он, конечно, хочет работать творчески, по крайней мере разобраться в том, что ему предлагается”.

Думаю, региональные отделения, которые ближе всех стоят к педагогу (хотя бы территориально), еще больше сблизят позиции противников. “Чтобы ставить четкие задачи, – считает академик Вениамин Сергеевич Соколов, – подобные выездные заседания просто необходимы – нам нужно знать реальное состояние дел, умонастроения, возможности. Пока лишь сделаны первые шаги, накоплен первый опыт. Многое не удается реализовать, потому что нет финансирования, значительная часть работ делается на общественных началах. Отделения РАН формировались десятками лет, пока не появились свои традиции, новые научные школы”.

Учиться работая, а работая – зарабатывать

Думаю, что, когда возникла необходимость избрать нового председателя Сибирского отделения в связи с тем, что старый – Николай Дмитриевич Подуфалов – начал работать в столице (он теперь возглавляет Департамент науки, образования и культуры Правительства РФ), особых сомнений не было. Отделение возглавил начальник управления начального профобразования администрации Красноярского края Анатолий Иванович Таюрский, член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор. Родом он из “профтеха”, отрасли, на которую многие до сих пор незаслуженно смотрят свысока, даже презрительно. Ему же удалось не только достичь научных высот, но и сделать профобразование в крае престижным и востребованным.

По мнению Александра Михайловича Новикова, академика-секретаря отделения профессионального образования РАО, красноярское профобразование самое сильное среди всех регионов Сибири. Гости из Москвы сами в этом убедились. Прекрасно оборудованные профессионально-технические училища, музей профобразования, выставка работ учащихся края – все сделано с особой любовью и основательностью. Вообще основательность – черта сибирского характера. Впрочем, сибирякам помогает и смелость, упорство в достижении цели.

Анатолий Иванович в самый разгар перестройки выступил с идеей создания новой управленческой схемы профессионального образования – на смену жесткой вертикали должно прийти учебно-производственное объединение. Но, как это часто бывает, выстраданная и продуманная идея не нашла поддержки в столице. Как рассказывает Анатолий Иванович, в приемных высоких начальников от образования пришлось просидеть в общей сложности 56 часов. Повезло в самом Красноярске, куда с визитом прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. После встречи с партийно-хозяйственным активом и заготовленных заранее выступлений он спросил: “У кого есть предложения по перестройке?”. Анатолий Иванович, нарушая регламент, решился высказаться… и выиграл. Горбачев поддержал инициативу Таюрского – дело сразу же закрутилось. В конце 1988 года в стране было создано первое учебно-производственное объединение, взявшее девиз “Учиться работая, а работая – зарабатывать”.

За десятилетие своего существования крайпрофобр добился потрясающих успехов. Даже сейчас, когда вся страна поражена кризисом, здесь нет долгов по заработной плате, учащихся обеспечивают питанием на 70 процентов (в среднем по России 30-35), свыше 90 процентов трудоустраивается. Практически во всех учреждениях ПТО края конкурс до 5 человек на место.

“Такая ситуация, – рассказывает Анатолий Иванович, – сложилась не потому, что нам больше дают денег. Финансируют всех одинаково на 30 процентов от необходимого. Нам помогает модель экономической эффективности, заложенная еще при основании объединения. Мы заготавливаем на питание картофель, морковь, 40 процентов мяса дает поголовье коров, свиней в сельских училищах. Почти каждое учреждение самостоятельно зарабатывает деньги”. В одном из бывших “кулинарных техникумов” нам показали целую выставку продукции, которую учебное заведение выпускает под своей маркой, – пельмени, хлеб, мясные полуфабрикаты. Марка эта в городе чрезвычайно популярна.

Прежде чем начать какое-либо дело, изучается спрос, продумывается кооперация между учебными заведениями, откуда будет поставляться и обрабатываться сырье, и т.д. Вообще Таюрский очень точно улавливает рыночную конъюнктуру, что, безусловно, помогает системе выжить.

“Мы прогнозировали, – рассказывает Анатолий Иванович, – какие профессии будут востребованы рыночной экономикой. Везде в мире доля подготовки кадров для сферы обслуживания – 70 процентов, для производства – 30. В нашей стране соотношение было обратным. Поэтому в рыночную эпоху многие учебные заведения закрылись. Мы же добились соотношения 45 – для сервиса, 55 – для производства. Сейчас снова нужна помощь РАО – в разработке учебных программ, стандартов, технологий обучения для новых специальностей”.

В общем, с Таюрским академии повезло. Он – уникальное сочетание ученого и практика, которое так ждут от РАО.

Путь к изобилию – через пединституты

Проведение выездного заседания совпало со своеобразным юбилеем – десятилетием утверждения программы “Учитель”, которая была принята в Красноярском крае в самый разгар перестройки. Разговор о ней зашел в связи с приоритетами, которые существуют в образовании региона. На встрече с генералом Александром Лебедем члены академии много узнали о новых кадетских корпусах, созданных по инициативе губернатора, и это было своеобразной смысловой доминантой всего общения. Показалось, что пока стратегические мысли Лебедя об образовании не идут дальше возрождения традиций военного воспитания. Конечно, долги по зарплате, борьба с алюминиевыми королями, формирование новой команды – все это отнимает у губернатора много сил. Но приоритетность образования должна быть обозначена не на словах, а на деле, таков лейтмотив наказа академиков Лебедю. Губернатор обещал прислушаться, академики гарантировали свою помощь. Так, И.Бестужев-Лада как военный историк взял под опеку столь любимые генералом кадетские корпуса. Ответный ход за Александром Ивановичем.

Может быть, стоит вернуться к опыту десятилетней давности, когда главным приоритетом политики края стал именно учитель? Вот что рассказывает Вениамин Сергеевич Соколов, долгие годы проработавший в Красноярске (был здесь ректором университета) и Новосибирске, один из главных инициаторов программы “Учитель”: “Я имел возможность сравнить уровень образования в московских и провинциальных вузах, причем сравнение получалось не в пользу последних. То же самое в школе. Из нее совсем исчезли мужчины. В сложнейшее послевоенное время мужчин в школах было не меньше женщин, а в годы относительного благополучия представителей сильного пола в классах найдешь с трудом. Что за этим стоит? Статистика объективно показала: политика заработной платы. В те времена средняя зарплата учителя равнялась средней по стране, и соответственно человеку не важно было, где работать: на заводе или в школе. Тогда он выбирал по своим склонностям и способностям. А в последние годы СССР зарплата учителя составляла уже две трети от средней. Начался естественный отток мужчин, в школу пошли вообще более слабые кадры”.

Программа должна была добиться, чтобы через 15 лет в красноярской системе образования каждый второй учитель был мужчиной. Поэтому начиная с 1989 года в крае стали большую часть бюджетных денег выделять на педагогов, уделяли особое внимание работникам сельской школы, ведь там затраты больше – жилье, дрова, продукты. Начали отслеживать первые результаты – действительно произошел резкий сдвиг в ситуации с преподавателями-мужчинами”.

Как вы понимаете, программу не смогли реализовать. Хотя по-прежнему о ней помнят, люди надеются, что она будет когда-нибудь возобновлена. Существует уникальный удачный опыт, о котором рассказал В.Соколов. В последние десять лет перед развалом СССР одна из областей на Украине получала устойчивый, несмотря на сложности с погодой, высокий урожай пшеницы. В среднем по республике 15-20, а здесь не ниже 40 центнеров с гектара. В чем же дело? Первый секретарь обкома партии по-настоящему, а не декларативно понимал, что главной фигурой должен стать учитель. Он высказал парадоксальную мысль: чтобы обеспечить продовольствием страну, надо взяться за педагогические институты. И он взялся: за подготовку студентов, материальную базу, заработную плату. Учителя распределялись в пределах области, попадали в село, работали там не только с учениками, но особо с семьями, становились уважаемыми и авторитетными людьми. Начали резко подниматься так называемый жизненный тонус, культура населения. Благодаря этому удалось внедрить новейшие сельскохозяйственные технологии, поднять дисциплину, ответственность. “Вся Украина удивлялась, но никто за ним, к сожалению, не последовал”, – печально резюмировал рассказ Вениамин Сергеевич. Последует ли губернатор Лебедь по этому пути, покажет время…

Традиция “хождения в народ” – выездные заседания президиума – будет продолжена. В этом полугодии москвичей ждут в Екатеринбурге, Шуе Ивановской области, поступили приглашения из Казани, Калуги, Костромы.

Сергей САФРОНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте