search
main
0

Если гора не идет к Магомеду… Свою квалификацию преподаватели ссузов будут повышать на местах

Не секрет, что основным резервом системы среднего профессионального образования был и остается преподаватель. От его подготовленности зависит успешность работы учебных заведений, внедрение инновационных форм и методов обучения, высокий уровень знаний выпускников. Как же обстоят дела с повышением квалификации педагогических и руководящих кадров? Об этом рассказывает директор Института проблем развития среднего профессионального образования Минобрнауки РФ доктор педагогических наук Анатолий СКАМНИЦКИЙ.

– Одно из важнейших направлений работы института – развитие и укрепление региональных связей, осуществляющихся в самых разнообразных формах. На базе региональных учреждений СПО мы открываем лаборатории и экспериментальные площадки. В прошлом учебном году они появились в Сыктывкарском кооперативном, Белокалитвинском политехническом, Самарском машиностроительном и Губкинском горном техникумах, Златоустовском металлургическом, Волгоградском технологическом, Белгородском педагогическом, Кемеровском профессионально-педагогическом колледжах, в Волгоградском колледже бизнеса и других. Работа таких площадок и лабораторий позволила широко привлекать руководителей и педагогов учреждений СПО в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Самаре, Екатеринбурге, Марий Эл, Башкортостане к созданию образовательных стандартов, учебных программ, учебно-методических пособий и учебников. Возникает вопрос: а насколько качественны все эти разработки? Это определяет экспертный совет, созданный в 2003 году в нашем институте. Совет уже провел экспертизу сотен наименований различных видов учебной и учебно-методической продукции.

Сегодня очень важным становится повышение квалификации педагогов СПО, но если раньше это успешно реализовывалось непосредственно в институте, то сегодня приехать в Москву могут в основном руководящие работники – директора, их заместители, главные бухгалтеры, председатели цикловых комиссий, заведующие отделениями. Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин составляют незначительную часть слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В результате многие из педагогов по пять-семь и более лет не повышали свою квалификацию, это самым пагубным образом сказывается на уровне образования. Ясно, что, если преподаватели не могут приехать в институт, институт сам должен приехать к преподавателям. Сотрудники ИПР СПО, конечно же, часто участвуют в многочисленных научных и научно-практических региональных конференциях и семинарах, но этого недостаточно. Гораздо эффективнее становится проведение выездных курсов повышения квалификации на базе учебных заведений по типовым учебным планам, а также по тем темам, которые предлагают сами образовательные учреждения, которые требуют разработки эксклюзивных учебных, учебно-тематических планов, создания соответствующего учебно-методического обеспечения. Почему в последнее время это становится привлекательным? Потому что при таком максимальном приближении института к учреждениям обеспечивается практически полное обучение не только преподавателей, но и администрации учебного заведения, осуществляются максимальный учет и оптимальное сочетание интересов и потребностей ссуза, его структурных подразделений и конкретных преподавателей, создается благоприятный психологический климат совместной творческой деятельности педагогического коллектива, не нарушается режим работы учебного заведения за счет использования гибких вариантов графика обучения.

Еще одной привлекательной формой сотрудничества с регионами стало заключение договоров о совместной деятельности в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки с научно-методическими центрами. Такой договор мы заключили, например, с научно-методическим центром Республики Марий Эл.

Перспективным направлением региональной политики мы считаем внедрение технологии дистанционного обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников СПО. Возможности для этой деятельности у института есть. Уже подготовлены электронные версии учебно-методических материалов по разделам учебно-тематических планов функциональных курсов повышения квалификации заместителей директоров по научно-методической работе, методистов, преподавателей общегуманитарных дисциплин, а также таких тематических курсов, как «Разработка и реализация инновационных проектов в образовательной деятельности ссуза», «Методология экспертизы и практика оценки качества педагогической деятельности преподавателя».

Большие надежды в развитии региональных связей мы возлагаем на создание филиалов института, и работа в этом направлении уже начата, первые шаги сделаны в Бурятии и Хабаровском крае.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте