search
main
0

Если это любовь. Роман Виктюк. Пять вечеров

После двадцати лет коммунальной разрухи в своем театре, вынужденного скитания по чужим площадкам Роман Виктюк получает наконец отремонтированный дом к своему 80-летию. Теперь спектакли Виктюка можно посмотреть в одном отдельно взятом месте в ежедневном режиме. Пять вечеров длилось мое свидание с театром. Получился портрет, пристрастный, субъективный и неожиданный, как и сам Виктюк, который не стремится никого ни в чем убедить. Приходи и смотри.

Вечер первый. «Давай займемся сексом»Под веселой обложкой, от которой ждешь праздника плоти, скрывается трагедия одиночества. В этой пьесе от него прячутся в разговоры о сексе. Даже не в сам секс, потому что для секса нужна хотя бы иллюзия любви, а здесь нет и этого. Мы одиноки, выброшены за борт жизни, если в нас нет любви. И сумасшедший дом становится нашим островом забвения. Вот, собственно, и весь сюжет, и провокационно не то, что мужчины не первой молодости примеряют в нем наряды невест, а то, что автор доказывает нам, что секс не является спасением ни от чего. Так, жалкой попыткой самообмана. В этом спектакле прекрасно играет профессор – Олег Исаев, блистательный король театра Виктюка, актер ироничный, тонкий и печальный. Поводов к веселью ему эта пьеса не дает. А вам? Кто знает.Вечер второй. «R&J. Ромео и Джульетта»Гениальная игра Джульетты – Игоря Неведрова – рождает спектакль о том, какой могла бы быть возлюбленная Ромео. Из всех пяти просмотренных у Виктюка этот, на мой взгляд, лучший. У Неведрова, если судьба не споткнется, огромное будущее, и с партнером (Иваном Ивановичем) ему тоже повезло. Виктюк рвет жилы своим артистам и считает, что имеет на это право, потому что относится к ним яростно и нежно и лепит их недрожащей рукой демиурга. Эстетика Виктюка в этом спектакле воплощена в своем полном размере. Место действия – нигде, на краю света. Одежды почти никакой. Пластика актеров на грани невозможного. Шекспировский текст звучит как шаманский ритуал. И, конечно, Виктюк убеждает, что лучшая Джульетта – это мужчина. По крайней мере, здесь и сейчас.Вечер третий. «И вдруг минувшим летом»Теннесси Уильямс – любимый автор Виктюка, который обошел своим вниманием только «Трамвай «Желание», который не ставил нигде и никогда.Эта пьеса о том, что в человеке живет непобедимая страсть к убийству себе подобного, а особенно непохожего на него, а особенно – несущего красоту. Эта тема не слишком поощряемая, потому что выводы печальны. Но Виктюк выбирает в премьерный спектакль открытия здания театра на Стромынке именно ее, не давая зрителю ни шанса на радостный вечер трудного дня.Еще эта пьеса о том, что все люди лгут, а тех, кто не лжет, заклевывают, как вороны. Еще она об отсутствии любви. И об обреченности слабых и прекрасных, но об этом все пьесы Теннесси Уильямса.В спектакле гениально играют две прекрасные актрисы Виктюка – Людмила Погорелова (миссис Винэбл) и Екатерина Карпушина (Кэтрин). И тем, кто готов услышать об этом мире правду, спектакль в этом поможет.Вечер четвертый. «Федра»Попытка поставить цветаевскую «Федру» уже была и наталкивалась на сложность текста поэта. Виктюк легких путей не искал, но его манера заставлять актеров читать тексты нараспев настолько хорошо пришлась к этому драматургическому материалу, что главная сложность отпала. Нежный Ипполит в исполнении тончайшего Неведрова и звероподобная Федра, которую воплотил Дмитрий Бозин, приводят к убеждению в том, что вина этой драмы лежит на женщине. Ну, или на том, кто условно ею назван. «Федра» поставлена гениально. Минимум декораций – только золотого цвета не то колос, не то плеть, не то нити судьбы, падающие с неба. Роскошная пластика. И текст, словно высеченный из камня.Вечер пятый. «Крылья из пепла»Этот премьерный спектакль – драма запретной любви, главный дуэт в которой сыграли Игорь Неведров и Анна Нахапетова. Пьеса, которая была написана современником Шекспира британцем Джоном Фордом 400 лет назад, впервые была сыграна на сцене в России. Причиной тому – история любви, которая стала ее сюжетом. Любовь между единокровными братом и сестрой – табу, посягать на которое никто не решался. Виктюк же увидел в пьесе историю влюбленных, которые готовы заплатить за свою любовь смертью. Дар Виктюка – находить свет там, где людям трудно его увидеть. Каждым спектаклем своим защищает право людей на любовь. Ту, о которой принято молчать. Ту, которую принято осуждать. Ту, которую считают постыдной. Но режиссер каждый раз доказывает, что любая любовь чиста. Если это любовь.В театре Виктюка, попадаешь под гибельное обаяние его гения. Хочется бывать в театре, в эстетике аскетических декораций и всегда безупречно подобранной музыки которого действуют не персонажи и даже не люди, а души и образы, воплощенные в красивую и гуттаперчевую плоть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте