search
main
0

Если дети опережают родителей, то пересматриваются законы о… рынке образовательных услуг

Что сегодня можно сказать, подводя итоги десяти лет существования нового типа учебных заведений – профессиональных лицеев и колледжей?

Первое, эти учебные заведения во многом опережают своих “родителей”, и именно поэтому они успешны на рынке оказания профессиональных образовательных услуг.

Второе, что необходимо объединить эти учебные заведения в единое интегрированное учебное заведение.

Каким должно быть профессиональное учебное заведение, в котором профессиональное образование соответствовало бы запросам времени, интересам обучающихся и требованиям работодателя?

Ответ очевиден.

Учебное заведение должно давать возможность поступающему в него получить и теоретические знания и сформировать навыки, необходимые в практической деятельности, которых достаточно для понимания производства на том уровне, на котором будет занят выпускник, и дать уровень образования для его практической деятельности, той, которую он способен освоить.

Это учебное заведение интегрированного, ступенчатого вида, которое дает многоуровневое образование.

Первая ступень – рабочая профессия. Вторая – служащего. Третья – управления.

Все три ступени связаны между собой единым учебным планом и единой учебной программой, которые, в свою очередь, связаны единым стандартом. Например, в нашем учебном заведении, Александровском профессиональном лицее в Санкт-Петербурге, ведется подготовка по специальности 0201 “Правоведение” квалификации юрист.

Нам удалось создать учебный план и программу таким образом, что за эти же два года лицеисты получают рабочую профессию “Секретарь-машинистка”. Выпускники трудоустраиваются в разные учреждения и производственные структуры, но везде их выгодно отличает от конкурентов свободное владение компьютером, умение быстро печатать и знание делопроизводства, при этом по юриспруденции они получают полный объем знаний в соответствии со стандартом.

Сегодня наши выпускники, которые поступили в высшие учебные заведения для продолжения образования, зарекомендовали себя с хорошей стороны в самых престижных вузах Санкт-Петербурга.

Подтверждением этому является ряд договоров с вузами, инициаторами заключения которых явились сами вузы – они берут наших выпускников на ускоренное обучение.

Анализ этой ситуации показал нам, что лицей в силах продолжить образовательный процесс до получения нашими выпускниками первой ступени высшего образования – бакалавриата, т.к. у нас есть соответствующая материально-техническая база и кадры.

Придя к такому выводу, мы задумались: а что нам сегодня нужно?

В конечном итоге пришли к выводу, что нужно нам только предоставить условия, которые необходимо закрепить в законе:

1. Передать недвижимость в собственность учебного заведения.

2. Ввести соучредительство.

3. Отменить типологию учреждений.

4. Лицензирование на бакалавра перевести на субъект Федерации.

5. Нормативное финансирование.

Отсюда может последовать вопрос: “Что останется, лицеи или колледжи?”

По европейской классификации – колледжи, но был в России и свой опыт, свое учебное заведение, которое признается на сегодняшний день образцовым профессиональным, интегрированным, ступенчатым учебным заведением для всех времен и народов – Императорский Александровский лицей.

Предлагаю оставить наименование Профессиональный лицей, так как учебные заведения, имеющие российский прототип, показали, в том числе за последние десять лет существования, свою целесообразность и необходимость. Пусть будут и колледжи. Это ли принципиально?

В письме Ассоциации инженерно-педагогических работников профлицеев России на имя министра образования РФ В.М.Филиппова предлагается для проведения итогов десятилетнего эксперимента провести съезд руководителей профессиональных лицеев и колледжей. Считаю, что такое мероприятие нужно проводить в Москве с участием представителей законодательной исполнительной власти. Замкнутость в решении данного вопроса недопустима. Проблему нужно решать не только на уровне Минобразования, но и с Минтрудом, Минюстом, Минфином, Минобороны и другими заинтересованными структурами.

Владимир КОЧЕТКОВ,

вице-президент Ассоциации профессиональных лицеев России, директор Александровского профессионального лицея

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте