В настоящее время в России происходит становление новой системы формирования таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.
Пятый год шагает по стране Всероссийская акция «Я – гражданин России». Астраханская область четвертый раз принимает участие в этой акции. Организуют и проводят ее Департамент образования, Центр гражданского образования и информационного обеспечения и Уполномоченный по правам человека в Астраханской области. Принимая участие в акции, команда учащихся при поддержке педагогов выявляет, формулирует и предлагает вариант решения проблемы, актуальной для их учреждения (организации, микрорайона, села, района, города).
Дважды, в 2002 и 2004 гг., команды наших ребят (команда школы с. Восток, команда школы одаренных детей и ребята Аксарайской СОШ Красноярского района) являлись победителями Всероссийской акции и были награждены поездкой в ВДЦ «Орленок». Их социальные проекты «Школьный двор моей мечты», «Дети-сироты», «Благоустройство школьного двора» не смогли оставить равнодушными ни их учителей, ни родителей, ни членов жюри областного и Всероссийского этапов конкурса, ни представителей муниципальных органов власти.
Основными участниками акции становятся мальчишки и девчонки 7-11-х классов городских и областных общеобразовательных школ и центров дополнительного образования. Для победы в конкурсе нужна сплоченность каждого коллектива и активность его членов. Ведь на состязание нужно было представить не теоретические, а практические проекты по безопасности детей на дорогах, борьбе со СПИДом, благоустройству школьного двора, экологической обстановке на дорогах… Эти и многие другие проблемы были избраны ребятишками для «защиты».
Ребята из Аксарайской школы Красноярского района захотели устроить из школьной столовой кафе. Эту идею поддержали предприниматели. Остальное – дело упорства и труда: сами выкрасили стены, повесили симпатичные шторы, расставили столы. То же самое произошло и со спортивным и танцевальным залами, школьной сценой. Обо всем сделанном они рассказали в своем проекте «Организация досуговой деятельности». А икрянинская школьница Алена Богомолова предложила создать около 20 клубов в своем родном селе для тех, кто скучает в дневное время. Первые шаги уже сделаны: появился «Театр мод» и клуб любителей животных. Обо всех представленных проектах можно говорить до бесконечности, т.е. каждый по-своему индивидуален и интересен. Кстати, они не являются придуманным фантомом: достоверными «документами» стали многочисленные фотографии и видеоматериалы.
Если провести анализ выбранных ребятами проблем в целом по стране (в 2003-2004 учебном году в IV Всероссийской акции «Я – гражданин России» во всероссийский оргкомитет было представлено около 500 проектов более чем 60 субъектов Российской Федерации из числа победителей региональных конкурсов), то можно увидеть, что гражданские инициативы российских школьников в основном проявляются в пяти тематических группах: «Моя малая родина» (социальные проблемы), «Живи, Земля» (экономические проблемы), «Обустроим школу – обустроим Россию» (проблемы благоустройства родных территорий), «Сохраняя прошлое – сохраним будущее» (патриотическое направление), «Луч добра» (гуманитарные проблемы).
В этом году Всероссийский оргкомитет подошел к запуску V акции очень серьезно. Учитывая прошлый опыт, пожелания педагогов с регионов, нехватку методической помощи в реализации технологии социального проектирования, в Самарском региональном Центре гражданского образования под эгидой Академии повышения квалификации работников образования был проведен пятидневный семинар-тренинг в декабре 2004 года.
В семинаре принимали участие команды по 5 человек из 12 регионов Российской Федерации, от Астраханской области была сформирована команда тренеров в составе: Ирина Яцукова – директор Центра гражданского образования и информационного образования, региональный координатор проекта, Ольга Колесникова – методист ЦГО и ИО, Валентина Штонда – учитель истории школы №33, методист ЦГО и ИО, Людмила Воронина – учитель истории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1 с. Верхний Баскунчак, Наталья Кузнецова – методист Центра детского творчества с. Черный Яр.
Цель установочного семинара-тренинга: подготовить профессиональных тренеров, владеющих технологиями социального проектирования, которые они могли бы тиражировать у себя в регионе, оказывая методическую и консультационную помощь педагогам и детям, работающим над социальными проектами.
Поэтому сразу после зимних каникул астраханскими тренерами были организованы методические семинары, позволившие «запустить» областной этап акции. Так, 12 января 2005 года в Астраханском областном институте усовершенствования учителей прошел семинар-тренинг по методике и организации проекта «Гражданин». В семинаре принимали участие учителя общественных дисциплин, заместители директоров по воспитательной работе и классные руководители. Семинар-тренинг в рамках одного учебного дня показывает методику социального проектирования как эффективного средства формирования гражданских компетенций молодежи. Показ медиапособия «Проект Гражданин» обеспечивает подробное и наглядное изучение теоретической части методики, видеть этапы практической деятельности по реализации проекта. Работа в группах позволила вникнуть и учесть все тонкости выполнения социального проекта, оформления материалов, представленных к защите.
18 января 2005 г. проведен семинар-тренинг в с. Черный Яр, а 20 января 2005 г. – в Доме детского творчества Кировского района Астрахани.
Таким образом, в течение января прошли подготовку по методике социального проектирования около шестидесяти астраханских педагогов. Эти семинары дали возможность педагогам увидеть возможность живого общения и взаимодействия друг с другом, а также обменяться опытом, усвоить работу по данной методике с точки зрения детей. Интерес к социальному проектированию возрастает еще и потому, что позволяет гибко применять его технологию в преподавании школьных дисциплин, активизируя ребят на участие в практической реализации проектных планов, лучше изучить жизнь, в которой они живут и реализуют свои таланты и способности. Участие в социальном проектировании формирует у детей желание жить в демократическом обществе, создавать его своим личным участием.
В результате проведенного анкетирования организаторы семинаров-тренингов отметили, что многие педагоги образовательных учреждений уже занимаются подобной деятельностью, однако не были знакомы с технологией социального проектирования. Из общения с участниками семинаров можно сделать вывод, что заинтересованность во внедрении технологии социального проектирования очень высока.
В этом году областной этап акции «Я гражданин России» проходил в 2 этапа: I этап – муниципальный – январь-март 2005 г., II этап – областной – последняя неделя марта 2005 г.
На заочный этап присылаются папки с документами команд – победителей муниципальных конкурсов социально-образовательных проектов в соответствии с числом муниципальных образований Астраханской области. От города Астрахани на заочный тур поступает 4-5 проектов. Папка документов (портфолио) направляется в областной Центр гражданского образования и информационного обеспечения вместе с сопроводительным письмом органа управления образованием до 15 марта 2005 г.
Очный тур проводился в Астрахани по итогам экспертной оценки заочного тура в последнюю неделю марта 2005 г. Команды – победители II этапа очного тура областной акции, участвовавшие в I этапе акции, получили право представить свои проекты на финал Всероссийского конкурса проектов «Я – гражданин России».
Все, что делается во благо Родины, – это прекрасно, особенно если это делается от души. И хорошо, что рядом с детьми их наставники – учителя, родители, работники СМИ и др. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Ш. Монтескье).
Ирина ЯЦУКОВА, директор Астраханского центра гражданского образования
Комментарии