search
main
0

Если что-то непонятно

Значит, во время обсуждения в группе ребенку это объяснят другие дети

Искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и своим действиям, способность к выбору, формирование образа «я». Задача учителя сегодня заключается в обеспечении возможностей для становления и развития такой личности, которая, получив новую информацию, сможет рассмотреть ее с различных точек зрения, сделать выводы относительно ее точности и ценности, критически оценить, осмыслить и применить.

 

Технология развития критического мышления создает для этого все возможности. Но особенно она ценна в школах, где обучаются особенные дети, у которых по объективным причинам ограниченна возможность свободного общения и передвижения, которые испытывают трудности в обучении.

Важно использовать приемы и методы технологии ТКМЧП в работе с детьми с ОВЗ, что существенно повысит интерес детей к учению, будет способствовать их открытости в общении, раскрытию их творческого потенциала, разовьет умения принимать решение в паре, в группе, выслушать мнение других и принять его, адекватно оценивать себя и других, а главное – применять полученные знания в своей жизни, в общении со сверстниками и окружающими, что является одним из ведущих требований по развитию функциональной грамотности.

При использовании приемов и методов из ТКМЧП прежде всего нужно создать условия свободного перемещения детей по классу для работы в группе, для этого столы расставляю буквой «п» со свободным пространством в центре, где дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут перемещаться самостоятельно или с помощью ассистента.

Приведу некоторые приемы из различных уроков, все они отличаются высокой активностью детей и, что особенно ценно, вызывают у них радость и гордость от собственного открытия, включение всех ребят в посильную для них работу, способствуют включению в работу слабых детей (в паре обязательно сильный и слабый ученики).

 

Урок русского языка

Тема «Части речи. Имя прилагательное».

  1. На стадии активизации учащихся задаю вопрос: «Что мы уже знаем об имени прилагательном?»

Ответы фиксирую на доске столбиком:

– обозначает признак предмета;

– отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

– «дружит» с существительным;

– изменяется по родам, числам;

– обозначает признак предмета: размер, форму, цвет, длину.

  1. На стадии работы с новым материалом:

а) предлагаю составить кластер по опорным фразам в парах (ребята умеют это делать);

б) предлагаю объединить парные работы и составить общий кластер группой (взять за основу более полный парный кластер и дополнить его данными из другого парного кластера);

в) предлагаю из двух групповых кластеров выбирать лучший и сделать общий кластер на доске, корректируя общую работу. В результате получается емкая опора для самостоятельной работы ребят, которая вывешивается перед классом в печатном варианте (важно, что ребята увидели значимость проделанной работы и в дальнейшем будут ее использовать).

  1. На стадии первичного контроля предлагаю заполнить таблицу в паре. Распределить прилагательные из предложенного текста или упражнения в таблицу с тремя колонками по родам.
  2. На стадии рефлексии предлагаю дописать предложения: «Прилагательное – это часть речи. Обозначает… предмета и отвечает на вопросы… В предложении является…».
  3. При достаточном количестве времени целесообразно предложить рассказать детям о прилагательном по составленному кластеру с приведением примеров (после сильного ученика важно дать возможность рассказать слабому ученику).

На всех стадиях такого урока моя роль как учителя – это сотрудничество с детьми, выраженное в корректировке, помощи при необходимости, подсказке. При этом учитель уходит на второй план, а дети предлагают, делают, определяют лучший кластер и оценивают себя и других (к 4‑му классу они уже активно пользуются критериями оценивания).

 

Уроки чтения

Чтение с остановками, чтение с пометами, ключевые слова, составление вопросов к тексту для товарища, предположения по иллюстрации, названию, развитию сюжета, составление синквейна, фишбоун, которые с успехом использую в работе с детьми с ОВЗ в начальной школе. Многие приемы используются как основа в работе над развитием осмысленного чтения, что является частью функциональной грамотности.

 

Что дает ТКМЧП учащимся с ОВЗ?

При составлении таблиц, кластеров дети не только слышат, видят, но и сами создают «продукт» изучаемого материала, поэтому его запоминают и аудиалы, и визуалы, воспроизводят изученное, развивают память и быстро излагают в таблице главное.

Читая текст по частям с остановками, дети не устают, не отвлекаются, если же что-то непонятно, то во время обсуждения в группе или в паре ребенку расскажут другие. Получается ненавязчивое взаимообучение. А такие приемы, как наводящие вопросы, классификация, предсказание, использование ключевых слов, помогают настроить учащегося на тему, вызывают любопытство, напоминают о том, что он знал до урока. Чтение с пометами учит находить в тексте именно ту информацию, которая необходима, чтобы ответить на вопрос, рассказать, почему так произошло, почему герои текста так поступили. Ученики получают много положительных эмоций.

Работа в парах и группах приучает детей к взаимовыручке, деловому партнерству, учит их деловому общению. Дети стали активнее, так как не боятся неправильных ответов. Пусть даже они повторят, что сказали другие, – это уже шаг вперед.

ТКМЧП помогает ученику активно воспринимать информацию, учит готовности рассматривать проблемы с разных точек зрения, учит отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, развивает способность применять полученные навыки и знания в различных жизненных ситуациях, что является одним из главных требований общества к современному выпускнику школы.

Ольга СОЛОВЬЕВА, учитель начальных классов центра инклюзивного образования «Южный»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте