search
main
0

Если бы я был президентом

​В переломные исторические периоды обостряется интерес к образованию, которое оказывается в центре общественного внимания, становится предметом жарких споров. В спорах звучат обоснованные требования переосмысления предназначения образования, осознаются его гуманистическая сущность и та исключительная роль, которую оно играет в обновлении жизни, решении все более возрастающих по масштабам и сложности общечеловеческих проблем.

Вспоминая слова древнегреческого философа Сократа, можно согласиться с мнением о том, что основу всякого государства составляет воспитание юношества, приобретшее в наши дни особую актуальность. В этом постулате просматривается глубокая убежденность в том, что именно образование основное средство, условие и залог стабильности и процветания общества. По своему смыслу оно становится аксиоматичным. Неудивительно, что совершенствование системы образования на сегодняшний день стало приоритетным направлением деятельности российского правительства.В СМИ активно проходят дискуссии о качестве современного образования, целесообразности введения и использования ЕГЭ, введении новых образовательных стандартов, зачастую политики популистского толка используют их ради достижения сиюминутных успехов. Основательные политики предлагают программы перспективных направлений развития образования в России на основе уже проведенных преобразований и реально выполнимых задач. Такая программа, как правило, не предлагает исключительное новаторство и пересмотр всей системы образования. Вот и я решил представить свой взгляд на позитивные тенденции в эволюции отечественного образования – взгляд обычного ученика, ощущающего эти изменения в рамках собственного образовательного учреждения и желающего выявить для этой эволюции наиболее эффективный путь.В ходе социально-экономического развития России конца XX века роль образования существенно возросла, что определялось задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. Однако в XXI веке, когда эти институты значительно окрепли, наиболее существенной целью становится формирование личности и гражданина, участвующего в общественной жизни не в качестве пассивного субъекта, а в качестве наиболее заинтересованного лица. Реализация подобного условия невозможна без изменений в системе школьного образования.Во-первых, в условиях современного образования непрерывно возрастает объем информации, который на минимальном уровне должен усвоить учащийся. Это обстоятельство зачастую приводит к недостаточному уровню знаний сразу по нескольким предметам. На мой взгляд, выходом из подобной ситуации может стать своеобразная специализация образовательного процесса. Показателем эффективности углубленного изучения одной из областей знаний могут служить успешные результаты участия учащихся профильных классов школы в олимпиадах различного уровня. Следует отметить, что специализация не должна иметь характер механического разделения выпускников 9-го класса в зависимости от показателей сданных экзаменов. В седьмых-восьмых классах желательно проведение психолого-педагогической диагностики для выявления способностей и интересов детей. Такая диагностика станет лишь первым шагом на пути углубления специализации, что в перспективе позволит выпустить из школы абитуриента, обладающего «избыточными» относительно уровня ЕГЭ предметными знаниями.Во-вторых, современная школа, обеспечивая усвоение учащимися значительного объема знаний, не учит их практическому применению. На мой взгляд, вызвавший широкие дискуссии компетентностный подход в этой связи заслуживает особого внимания. При всей неоднозначности его оценок следует признать, что частичное использование такого подхода могло бы быть реализовано в системе российского образования. Подтверждение этому мы можем видеть в практике УПК в СССР, а также в положении «Об утверждении типового положения о межшкольном учебном комбинате» от 1999 года, направленных на овладение учащимися практических и общественно-полезных умений. По-моему, значительную пользу могла бы принести организация специальных лагерей во внеучебное время на основе использования компетентностного подхода.В-третьих, стандартизация современного образования приводит к снижению интереса учащихся к образовательному процессу и как следствие к снижению качества образования. Я думаю, исключительно важно максимально разнообразить методику преподавания в школе. Для этого я предлагаю ввести творческие уроки, на которые можно приглашать актеров, режиссеров, устраивать театральные постановки. Рутинная деятельность должна быть ликвидирована, таким образом, максимальное число людей, у которых изначально отсутствует интерес к предмету, получат возможность взглянуть на него в новой нестандартной обстановке. Со временем это должно стать постоянной практикой, приобретая массовый характер. Например, наша школа тесно сотрудничает с экспериментальным театром под руководством Вячеслава Спесивцева, в образовательную программу по литературе включены занятия из репертуара театра «Литература на урок», которые способствуют активизации интереса к русской классической литературе, чтению и сохранению культурно-исторических ценностей.В-четвертых, крайне важно в условиях современности и гуманистичности развивать инклюзивное направление образования в школе, вовлекать в нормальную жизнь людей с ограниченными возможностями. Это будет способствовать культивации толерантности, межкультурного диалога, терпимости, созданию атмосферы не только получения образования, но и общежитейских принципов усвоения морали, нравственности. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку независимо от его потребностей и других обстоятельств полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.В-пятых, одна из центральных проблем – это оторванность системы среднего образования от высшего. В связи с этим я предлагаю проводить интерактивные лекции всероссийского масштаба. Участие выпускников одиннадцатых классов в совместных занятиях с первокурсниками будет способствовать тому, что у ребят проявится стимул стремиться в школе получать как можно больше знаний, это позволит им стать наиболее успешными первокурсниками. Например, в нашей школе открылся центр финансового просвещения, где лекции читают преподаватели разных вузов.Реализация моего проекта изменений в системе образования и личная активность и учащихся, и педагогов, и родителей должны привести наше общество к тому, что рано или поздно процесс образования воспитает в человеке те качества, которые сделают его активным гражданином. А общество и власть в России смогут вступать в открытый диалог с теми, кто проявляет активную гражданскую позицию. Главным критерием успешности государственной внутренней политики, в том числе в области образования, станет доверие населения к реформам, что обеспечит их поддержку и эффективность.Григорий ХАЧАТУРЯН, ученик 10-го «Б» класса ЦО №1494

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте