Особое значение приобретает музей в патриотическом воспитании школьников. А что думают об этом сами школьники?
Отдел музейно-педагогической деятельности Центра военно-патриотического и гражданского воспитания проанализировал 87 анкет школьников – членов музейных активов школ всех округов столицы, которые ответили на вопросы анкеты «Если бы руководителем школьного музея был я…». Опрос выявил, что 63% школьников впервые посетили музей в возрасте до 7 лет; 26% – в возрасте от 7 до 9 лет; 11% – в возрасте от 10 до 14 лет. Это говорит о раннем периоде знакомства школьников Москвы с музейной деятельностью и о большой роли, которую могут играть школьные музеи в становлении личности ребенка. 89% опрошенных школьников в качестве отличительной черты школьного музея отметили то, что прежде всего музей должен быть адресован детям и быть им интересен; 68% детей хотят, чтобы экспонаты музея можно было брать в руки; 65% стремятся принимать участие в создании экспонатов для музея своими руками. На вопрос «Чему служит ваше участие в работе школьного музея?» 85% опрошенных школьников ответили, что работа в активе музея воспитывает в них чувство патриотизма и гражданственности; 82% указали, что работа в школьном музее помогает расширить знания по истории Родины; 64% считают, что работа в музее способствует повышению общей эрудиции; 61% отметили, что эта работа развивает их интерес к исследовательской деятельности; 53% считают, что она развивает навыки общения; 39% убеждены, что работа в музее помогает формированию духовно-нравственных ценностей. В качестве новых экспозиций музеев своих школ ребята хотели бы видеть макеты вооружений, диорамы исторических сражений, форму различных родов войск, экспозиции, посвященные современным героям России. 73 активиста ответили на вопросы другой анкеты – «Я и совет музея…». Опрос выявил недостаточную активность школьников при работе в музее своей школы: личную инициативу проявляют около 49% школьников, 51% опрошенных признались в том, что проявляют ее редко, в то же время ребята хотели бы активно участвовать в жизни школы и общества. 46% ребят хотели бы внести изменения в окружающую их жизнь посредством участия в совете музея, но пока не имеют необходимых для этого знаний и возможностей. 44% считают, что посредством участия в работе совета музея они уже оказывают влияние на изменение мира вокруг себя. Лишь 10% опрошенных детей считают, что их работа в совете музея не оказывает никакого воздействия на окружающую действительность. Ребят в работе совета музея привлекает возможность развивать свои творческие способности (80%), возможность получать новые знания (75%), работать в команде (66%); 68% ребят уверены, что работа в совете музея может пригодиться им в будущем. Работа в совете музея позволяет ребятам проявить себя в различных качествах. В роли исследователя, генератора идей проявляют себя 40% от числа опрошенных ребят; 18% проявляют себя в качестве координатора деятельности; в то же время 35% опрошенных указали, что проявляют себя как исполнители. Как выявил опрос, значительный процент ребят в состоянии критически оценивать деятельность школьного музея. Так, 30% школьников не всегда соглашаются с основными идеями и делами совета музея, полное согласие выражают 67% опрошенных. Школьники положительно оценивают свое участие в совете музея. Личными достижениями они считают то, что научились работать в команде (76%), узнали много полезной информации (65%), научились выступать перед большой аудиторией (49%), научились планировать свою работу (44%), освоили новые технологии (39%). Мнения по поводу «Музей – место объединения единомышленников. Если бы я был руководителем музея, я бы подружился с другими руководителями музеев того же профиля и подружил бы активы. Давайте дружить музеями!» (Андрей К., 8-й класс) «Я увлекаюсь информационными технологиями. Можно сделать единую базу лекций или единый виртуальный музей. С другой стороны, каждая лекция – это чья-то работа, и мне обидно, если кто-то будет пользоваться моим трудом». (Михаил П., 10-й класс) «Я бы создал музей, в котором можно не только слушать и смотреть, но и самому трогать, работать, включать. Мы ходили в «Экспериментариум», там все это есть. В школе это сделать трудно, но можно попробовать». (Антон В., 8-й класс) «Я бы поменяла принцип работы музея. Назвать можно «Сам себе экскурсовод». Посетителю дали задачу и маршрут, он сам в музее ищет информацию о каком-то предмете или периоде и в результате составляет мини-лекцию». (Наталья А., 11-й класс) «Много разных задумок наталкивается на нехватку времени, занятость музея под уроки: сначала учеба – потом музей, значит, надо, чтобы музей был на уроках. Можно сделать много маленьких лекций по разным предметам и ходить на уроки. (Елена Д., 10-й класс)«Если бы я был руководителем музея, я бы внес немного мистики в его работу, это увеличит интерес к музею. Мы придумали интересную программу с приведениями в музее. Хотим ее сделать в этом году». (Роман С., 8-й класс) «Я бы не стала руководить музеем. Трудно увлечь ребят заниматься скучным делом, в старье копаться. Многие смотрят свысока на эту работу». (Екатерина Ч., 11-й класс) «За время работы школьного музея мы побывали в некоторых технических музеях, где коллекции богаче, места больше, можно полазить, пострелять. Пусть эти музеи шефствуют над нами». (Дима К., 9-й класс) Людмила КОЗЛОВА, начальник отдела музейно-педагогической деятельности в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования Центра военно-патриотического и гражданского воспитания
Комментарии