search
main
0

Если бы молодость знала… Возраст и мастерство учителя физической культуры

Вы когда-нибудь задумывались о том, как сохранить свои лучшие профессиональные качества в зрелом и тем более в пожилом возрасте? В конечном счете каждый решает эту проблему по-своему. Но одно дело, когда все происходит стихийно, и совсем другое – когда мы осознанно готовим себя к этому. Учет возрастных особенностей позволяет избежать ненужных ошибок в работе с детьми и, значит, сделать свой труд радостным и для себя.

Конечно, у каждого педагога свои проблемы. Однако причины, порождающие их, похожи. Вот почему я хочу поделиться своими соображениями.

Я всегда вспоминаю себя в возрасте тех ребят, к которым иду на урок, и стараюсь относиться к ним так, как бы я хотел, чтобы ко мне относились мои учителя. Затем выбираю себе «кумира души» и перенимаю у него понравившиеся мне способы проведения занятий с детьми. Этот прием универсален для учителей любого возраста.

Я ни в коем случае не хочу принизить ценность предмета «Школьная педагогика», который преподают в вузах и который дает студентам знания психолого-возрастных особенностей детей школьного возраста. Но, на мой взгляд, необходимо дополнить его разделом «Психолого-возрастные особенности школьного учителя физической культуры».

Первые шаги учителя физической культуры всегда робкие и малозаметные. Приходится как бы заново открывать окружающий мир, рассматривая его с точки зрения взрослого человека. Происходит переход от исполнителя к «повелителю». Если раньше приходилось отвечать только за свои поступки, то теперь и за поступки детей.

Самый первый день работы в школе можно назвать днем ярких потрясений. А все последующие годы пытаешься найти более приемлемые для себя и детей варианты проведения урока, наполнить его интересными и полезными делами. Невозможно умолчать и о взаимоотношениях с учителями, которые теперь стали коллегами. Молодой педагог чувствует себя первоклассником, попавшим в окружение старшеклассников. Многие из новоиспеченных коллег дают советы: «А вы делайте так, этот метод испытанный… Знаете, если поступить наоборот, то результат будет лучше… Из вашей затеи ничего хорошего не получится. Это я вам вполне гарантирую».

Бывают советы, безусловно, достойные внимания. От них отказываться не стоит, но использовать их вслепую, без понимания сути и назначения тоже не следует. Кто-то не может простить, что вы молоды, и ворчит, надеясь ударить по вашему самолюбию: «Ох уж эта молодежь! Не любит она работать. Мы-то в молодости, как папа Карло, пахали. Вот мы уйдем из школы, пропадет она без нас. Только и держится на старых кадрах».

Все это говорится не от великого ума и, поверьте, переживаний с вашей стороны не заслуживает. А вот вспомнить эти слова лет так через двадцать пять-тридцать стоит. И самое главное – не заразиться злом от тех, кто источает его в ваш адрес.

Нельзя забывать о том, что наша работа постепенно обрастает молвой, которая характеризует нашу порядочность и профессиональную пригодность. Особую роль здесь играют дети. Пришелся по душе учитель – вот и молва пошла добрая.

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эту поговорку в общении с детьми можно переиначить: детям лучше увидеть и услышать, а учителю рассказать и показать. Умение вести диалог с детьми приходит с годами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. При объяснении какого-либо упражнения учитель нередко хочет как можно быстрее показать его. Но при обучении необходимо разумное сочетание показа и рассказа.

Начинающему учителю проще демонстрировать свое личное мастерство, чем пожилому. В этом есть смысл: дети могут наблюдать технически правильное выполнение упражнения. Но уроки физической культуры, естественно, не следует превращать в демонстрацию своих способностей. В такой ситуации все внимание переключается на учителя, а дети остаются «почетными зрителями».

Подобное происходило и со мной. Причем все получалось стихийно. Показываешь элемент физического упражнения, а дети тебя подзадоривают, просят еще раз показать то же самое, затем новенькое. Потом я стал планировать, обычно раз в четверть, свои показательные выступления. Специально к ним готовился втайне от всех. В молодости я занимался на гимнастических снарядах, увлекался гиревым спортом, тяжелой атлетикой, хоккеем, волейболом, футболом, бегом, прыжками, метаниями, лыжными гонками, т.е. всем тем, что требовало в первую очередь проявления силы, выносливости и воли.

Отношение детей к тому, что и как я демонстрировал, было неоднозначно. Младшие школьники, как правило, гордились, что у них такой молодой и сильный учитель. Подростки делились на восторженных и равнодушных. Кто-то смотрел так, будто говорил: «Ну чего ты хвалишься? Я без этого проживу». Школьники, которые относились к моему показу негативно, стали объектом моего особого внимания. Я попытался убрать личные амбиции, посмотреть на себя со стороны. Выяснилось, для многих ребят мой показ был наглядным пособием непонятного назначения. Я неверно полагал, что показ не нуждается в подробном словесном сопровождении. И когда я это понял, мои показательные выступления превратились в наглядный методический урок, способствующий повышению эффективности занятий.

Обычно для того, чтобы определиться, оставаться работать в школе или лучше найти другое занятие, достаточно двух лет. За это время бурная фантазия, неуемная энергия молодости входят в русло творческих начинаний, мысли и слова получают право на жизнь и в некоторых случаях обретают материальные формы. Учитель физической культуры просто вынужден проявлять особую заботу о материально-техническом обеспечении своих занятий. Спортивного инвентаря и оборудования почти всегда недостаточно. Так было в свое время и у меня. Получив зарплату, я шел в магазин и покупал мячи, другой спортивный инвентарь для уроков; иногда уговаривал детей скинуться на покупку более дорогого инвентаря. А потом понял самое главное – посвятить всего себя детям, и тогда, видя твое отношение к ним, администрация школы, вышестоящие органы обязательно найдут необходимые средства, и школа будет обеспечена хотя бы минимумом требуемого.

Трудно определить, когда из когорты молодых учителей ты переходишь в разряд средневозрастных. Первые симптомы немного удручают: не та прыть. Вдруг начинаешь замечать, что дети от тебя отдаляются. Если раньше они тебе многое доверяли, то теперь стали более скрытными. Вот тогда я и вспомнил заветную мечту школьных лет: в конце учебного года школьники должны писать характеристики на учителей.

Вспомнил и попросил детей написать на меня характеристику. Причем откровенную, чтобы узнать, какой я в глазах ребят со своими стараниями. Семи- и восьмиклассники отлично справились с моим заданием. Дурашливости и гнева не было ни в одной характеристике. Выяснил я, что отчужденности между мною и детьми нет. К тому же ребята подарили мне много полезных советов относительно моих привычек, на которые раньше я просто не обращал внимания.

Средний возраст учителя физической культуры чем-то схож с переходным возрастом подростка. Появляется уверенность в себе, в своих силах. Твой авторитет непоколебим, ум работает на несколько ходов вперед. Начинаешь сознавать, что хороший педагог – это прежде всего тот, кто способен совмещать в себе черты хорошего человека и высокие профессиональные качества. Нет-нет, да и дашь по первости робкий, а затем и смелый совет коллеге не только младше, но и на много лет старше тебя. Сам себе удивляешься: неужто это я до такого додумался?

Что же касается потери двигательной активности, ситуация небезвыходная. Если педагогу трудно показывать детям физические упражнения, следует подобрать равнозначные по силе воздействия приемы обучения, заменить толковым объяснением с показом (демонстрацией) иного характера. Такими приемами я пользуюсь, когда выхожу из строя из-за плохого самочувствия, сильной усталости и т.п. В этих случаях я обычно использую кино- и видеофильмы, плакаты, слайды, специальную литературу, вырезки из газет и журналов. Это особенно оправдано на начальной стадии обучения, когда надо, чтобы дети получили общее представление о структуре упражнения и обратили внимание на типичные технические ошибки.

А вот когда учащиеся приступают к практическому выполнению упражнения, у них, как правило, появляются индивидуальные оплошности. Тут вместо личного показа можно воспользоваться схематичным изображением на бумаге допущенных ошибок. Пытался я использовать и небольших размеров классную доску. Но это оказалось неудобно. Ручка и бумага в данный момент – самый оперативный инструмент. Они позволяют учителю демонстрировать глубину своих знаний, анализировать выполнение детьми физических упражнений. Детям в конце концов не очень важно, что и как делает учитель. Главное, чтобы то, что от них требуют, получилось у них. Такие «моментальные» рисунки хороши еще и тем, что ученик может анализировать свой кадр «кинограммы», как бы наблюдать за собой со стороны.

Этот прием можно использовать в любом возрасте, но особо привлекателен он для учителей физической культуры пожилого возраста.

Сам я пока не отношусь к людям пожилого возраста. Эта пора является моим неприкосновенным запасом. Но время неукоснительно приближает и меня к дням «золотой осени», когда, возможно, и я скажу: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Но так уж распорядилась судьба, что уже не один десяток лет я пропускаю через себя тревоги и раздумья пожилых учителей физической культуры. Однако, несмотря ни на что, предпенсионный возраст остается загадкой.

Однажды пришлось быть свидетелем разговора двух пожилых учителей физической культуры. Один из них спрашивал у другого: «Как у тебя дети на уроках работают? Мне попались сплошные лодыри, какие-то недоумки. Хоть бросай все и уходи в другую школу. Посоветуй, пожалуйста, как мне быть?» Другой ему ответил: «У меня в школе дети как дети. Всякое, конечно, бывает. Был тут у меня один случай. С первого сентября вдруг испортился хороший парень. Я к нему и так и сяк, а он на своем стоит: «Зачем мне нужна ваша «физ-ра»?». Как выяснилось потом, он поспорил с одноклассником, что вместо пятерки получит за полугодие тройку. Друг у него был троечник. Жаль, что выяснилось это через месяц после выставления оценок. Как получилось, что я его проморгал, ума не приложу. Может быть, и у тебя в школе что-нибудь в этом роде? Разобраться спокойно пробовал? Я знаю, какой ты бываешь порой горячий…» В самом конце разговора он добавил: «Слушай, а может, тебе уйти из школы совсем? Зачем мучить себя и детей?»

Спустя несколько месяцев встреча повторилась. И первый, тот, который был в отчаянии, с нескрываемой радостью благодарил коллегу за прямой разговор с ним: «Спасибо! Дай бог тебе здоровья! Вовремя ты меня тогда на место поставил. Я изменил отношение к себе и детям. Вернулась вера в свои силы».

Причиной разлада с самим собой может послужить даже простая реплика со стороны детей: «Сами не можете показать упражнение, а с нас требуете». Наверняка в такой момент горечь и обида полоснут огненным мечом: «Эх! Милые детки, жаль, что вы не видели меня в молодые годы…» Главное – не следует замыкаться в себе. Ну и что, что ты уже далеко не молод, дела-то предстоит решать молодые, даже детские!

Любые старания остановить время тщетны. Утрата с возрастом физических возможностей неизбежна. Осознавая это, необходимо делать соответствующие выводы и раскрываться в иных качествах.

Получается, что дети обучаются уже не у сверстников своих родителей, как это бывает, когда учитель средних лет, а у сверстников своих бабушек и дедушек. Этот момент, бесспорно, надо учитывать. Тот, кто способен вовремя понять это, быстрее попадает в зону благоприятствования.

Вспомним себя в школьные годы. Кому мы доверяли свои тайны? Кого больше всех воспринимали уважительно? Чей совет был и остается для нас наиболее значимым по сей день? Возраст пожилого человека для детей школьного возраста ассоциируется с мудростью, опытом, благоразумием, рассудительностью и интуицией. В это верят дети, на это рассчитывают их родители. Глубокоуважаемые коллеги пожилого возраста, пожалуйста, оправдайте доверие молодой поросли! Для нее главное, чтобы вы были молоды душой, чтобы мысли ваши были всегда наполнены светом и добротой.

Мастерство учителя физической культуры неподвластно времени. Педагог-мастер способен с возрастом не только сохранять свои профессиональные способности, но и приумножать их. Но нужна кропотливая ежедневная работа по совершенствованию разума, души и тела. И начать ее можно в любом возрасте.

Григорий ПОГАДАЕВ, учитель физической культуры Одинцовской СШ Московской области, эксперт Минобразования РФ и Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте