Если б дрожать не умел, совсем бы замерз
Как путнику в дороге защититься от мороза
В молодости мне пришлось от весны до весны “протрубить” (мы имели дело с трубами и нефтью) в геологоразведке. После короткого тундрового лета неожиданно уже в сентябре грянули морозы. Так случилось, что на базе не оказалось в достаточном количестве валенок. “Вот-вот подкинут”, – успокаивало начальство. Не надеясь на его “верное” слово, я решил подстраховаться и отправился за валенками в райцентр. Двадцать километров туда, двадцать обратно по схватившейся льдом реке – зимники в тех местах самые удобные и быстрые дороги. Назад я вышагивал уже в валенках, ненужные сапоги – “болотники” болтались на поясе.
На базе я появился поздно вечером. Отошел в тепле, отогрелся чаем и вдруг, сняв валенки, заметил, что подошва в некоторых местах заметно стерлась. Неужели это случилось во время короткой пробежки по зимнику? И тут я вспомнил, как, огибая лужицы, мне пришлось отрывать подмокшую обувку от чистого льда. Он быстренько и соскреб войлок с подошв.
– Да разве ж у нас без подшитых валенок можно, – сказал старый тундровик Евсеич. – Ты б уже заодно хотя бы галоши купил. А вообще самая лучшая обувка зимой на буровой, где тут тебе и вода, и морозец, и ветер, это опять же сапоги…
– Как сапоги? – удивился я. – Мне ж специально…
– Сапоги, прохаря родные, причем на размер, а то и два больше – это на зимней вахте перво-наперво. А к ним из старых шапок и прочего хлама шьются меховые носки. Это самое надежное дело – и мороз не возьмет, и вода не подберется. Посмотри вон, в чем ненцы ходят, – сразу все поймешь…
И в то мое короткое пребывание за Полярным кругом, и позднее, в поездках и путешествиях по тундре, тайге, степям и горам, – везде, где защита от холода и жестокого ветра была насущной необходимостью и для путника, и для человека, крепко сидящего на земле, – я присматривался к народному опыту борьбы со стужей.
“Если б дрожать не умел, совсем бы замерз”, – сказал однажды древний человек и призадумался. А как сохранить тепло в теле в студеную пору? С помощью каких средств защитить себя от холода? И так, и эдак прикинул человек, приплясывая у костра, и решил, что лучшая защита от холода – это не фиговый листок, а добротная, теплая одежда. Она первая забота дорожного люда. Вот что писал о степной стуже в своих путевых заметках французский инженер Гийом Боплан, который в XVII веке состоял на польской службе и занимался строительством крепостей в южных степях: “Единственный совет при таких морозах, конечно, не лекарства, а тепло одеться, закутаться во все, что греет и может сберечь тело от такого лютого холода. Что касается меня, то на возу или в карете всегда держал на коленях пса, который разогревал мне ноги. Часто укрывал ноги толстым хлопчатобумажным коцом или волчьей шкурой. Лицо, руки и стопы натирал спиртом, а потом закутывал их в ткань или в какие-то другие вещи, увлажняя их спиртом, чтоб они на мне высыхали. Благодаря этому способу и при божьей милости сумел я избежать всех тех бед, которые только что описал”.
Для работы на морозе (и просто в холодную пору) удобной и практичной одеждой во все времена были (и остаются!) различных видов безрукавки. Моя бабушка называла их “душегрейками”. Катанки, корсетки, лейбики, камизельки, кептари, жилеты и жилетки – все это старинные типы безрукавок, которые носились в разных местностях. Они могли быть и самостоятельной одежкой, и в то же время служили добротной, плотной и надежной согревающей поддевкой под верхнюю одежду.
Хорошей защитой от стужи была просторная плащеподобная одежда – различного рода епанчи, кобеняки, бурки. Буркой называли войлочный, кошемный, валяный, овечий круглый плащ с приваляным к нему снаружи мохнатым козьим руном. Бурки считались одеждой всадников и служили им надежной защитой в непогоду, были часто и крышей, и постелью. Кобеняки и епанчи шились из одного или двух перегнутых на плечах полотнищ самодельного сукна (грубого, но густотканого) с большими клиньями по бокам. Капюшоны кобеняков (кстати, этим словом часто называли именно капюшоны) нередко шились в виде прямоугольного мешка с прорезями для глаз. Такой капюшон защищал зимой в степи от жгучего ветра (обморозить лицо на таком ветру можно в два счета) и в то же время его можно было использовать как сумку для вещей.
Северяне и встречают человека по одежке, и по ней провожают его в дальнюю дорогу, и об уме гостя часто судят по тому, как он одет в лютый мороз. Лучшей защитой от него среди северных народностей считается двойная одежда из шкур оленя или тюленя. Удобная и практичная длинная внутренняя рубаха (малица, кухлянка, совик) с пришивными рукавицами и капюшоном шьется мехом внутрь и надевается через голову. В пургу и сильный мороз поверх кухлянки надевают одеяние, пошитое мехом наружу. Иногда сверху еще дополнительно натягивают балахон из материи или из пузырей морских зверей. Как-то мне пришлось около недели провести среди ненецких рыбаков на льду Обской губы. Пока мы добирались до их чумов на вертолете, я в своем ветхом тулупчике превратился в ледышку и, честно говоря, стал откровенно побаиваться этой непривычной зимовки. Но когда в чуме (после обжигающей ухи и чая!) меня переодели в малицу и сверху напялили оленью шубу (“гуся”), я почувствовал себя на седьмом небе от счастья и уже не сомневался в счастливом исходе моих ночевок на льду.
Обувь северянина состоит из высоких меховых чулок и сапог мехом наружу, пошитых из камусов – шкурок, взятых из оленьих ног. Именно эту обувку имел в виду старый буровик Евсеич, советуя мне присмотреться к наряду ненецких оленеводов, которые были частыми гостями на буровой. Кстати, принцип “двойной” зимней обуви заложен в конструкции бот – старомодной обувке наших дедушек и бабушек. Тем, кому приходится продвигаться по глубокому снегу, не обойтись без бахил – кожаных или брезентовых высоких сапог-“мешков”, которые надеваются поверх основной обуви. В старину “бахилами” называли и лапти, и женские полусапожки, и рыбацкие сапоги с голенищами на помочах.
Сельские жители придумали свой способ согрева ног. Побывавший зимой семнадцатого века (а зимы тогда были суровее нынешних) в полуденных степях России немец Вердум писал: “Простые люди, хотя бы мороз был самым сильным, обертывают утром ноги пучком соломы и натягивают на это сапоги, выдерживая так целый день на морозе”. Однако и сапоги, забитые соломой (или хотя бы бумагой), не могут заменить простой и распространенной среди российских крестьян зимней обуви – валенок. Одна беда. Валенки (особенно неподшитые) быстро приходят в негодность. Правда, смекалистый сельский житель не привык ломать голову над тем, как без особых усилий и затрат, скажем, заделать дыру на валенке. Умелец режет старые капроновые чулки, наматывает кусочки на шило и расплавляет на огне. После этого расплавленная масса быстро наносится на войлочную заплатку. Заплатка прижимается к валенку, а шило выдергивается.
В какую бы добротную одежду ни был упакован северянин, он твердо помнит заповедь предков: никакой мороз не страшен путнику, если он не ленится размять свое тело пробежкой. В книге С.Обручева “В неизведанных краях” мы найдем такие строки: “Как только ветер относит густой пар от каравана, я вижу впереди Уйбана, который бежит рядом с нартой, держась за ее дугу левой рукой. Помню, еще в детстве я с любопытством рассматривал в старинных книгах о северных путешествиях картинки, изображающие бегущего рядом с нартой человека. Теперь час за часом целых две недели сквозь пар дыхания я вижу эту картину, столь же старую, как сама езда на оленях”.
Где стал путешественник, там его и стан, там и сон. Как, однако, поступить, если мороз и ветер с особенной силой наваливаются в самом неподходящем месте под открытым небом? Как вести себя во время пурги? Перво-наперво нужно позаботиться о временном убежище – это единственное спасение. Палатка, шалаш, пещера – все подойдет для защиты от непогоды. Важно только одно: быстрота построения и надежность сооружения. Удивительны сноровка и сообразительность бывалых людей, закаленных дорожными передрягами. Вспомним таежного скитальца Дерсу Узала. Почувствовав приближение ненастья, он стал рвать траву. Под ней и спаслись путники от холода, снега и ветра. При этом интересна такая деталь. “Теперь я понял, почему Дерсу в некоторых местах не велел резать траву, – писал В.Арсеньев в книге “По Уссурийскому краю”. – Он скрутил ее и при помощи ремней и веревок перетянул поверх шалаша, чтобы его не разметало ветром”.
В снегу для защиты от ветра можно выкопать пещеру или траншею, которую прикрывают сверху куском брезента, придавив концы его снежными блоками. Самым лучшим временным снежным убежищем, по мнению многих полярников, является эскимосская хижина – иглу. Ее строят из трапециевидных плотных снежных блоков. Чтобы они не проваливались внутрь конусообразного жилища, наружная часть делается несколько большей, чем внутренняя. Блоки укладывают наклонно по спирали, пока они не сомкнутся вверху.
В старых изданиях давалось множество советов, как защититься от холода и вести себя на морозе. Вот некоторые из них, которые могут помочь людям, попавшим в “морозный” переплет.
Накопай крапивного коренья, иссуши, истолки, просей ситом, натирай лицо, руки и ноги – и не озябнут.
Если на морозе краснеет нос, нужно протирать его утром и вечером теплым отваром липового цвета.
Для лечения обморожения необходимо сварить 150-200 граммов сельдерея (сушеного) в литре воды. Остудить и держать в отваре конечность до полного его охлаждения. Конечность облить холодной водой и смазать гусиным жиром. Жир необходимо втирать ежевечерне.
При местном обморожении знахари Сибири пользовались компрессами из холодной воды. Намочить в холодной воде марлю и отжать ее. Наложить на обмороженное место, покрыть компрессной бумагой или клеенкой, ватой и завязать. Держать, не снимая, 10-12 часов.
Владимир СУПРУНЕНКО
Пять камешков
У детворы (в отличие от взрослых!) всегда находится время собирать и время разбрасывать камни. Подобрав камень, подросток не прячет его за пазуху (тем более долго не держит там), а тут же стремится во что-нибудь метнуть. Это может быть большой камень, круглый камешек, который необходимо выбить из круга, столбик из плоских камней, плита или доска, которую нужно свалить (эта забава в некоторых местностях называется “бурдой”). Возле водоемов мальчишки всех возрастов любят “перевозить баб” – бросать плоские камешки или черепки так, чтобы они пошли по воде рикошетом. Сколько камень делает скачков, столько бросивший “перевез баб”. “Пустить шмеля” называется забава, суть которой состоит в том, чтобы выбрать камень некруглой формы величиной с грецкий орех, размахнуться и кинуть его так, чтобы он, ударившись рикошетом о землю, зазвенел, как шмель.
Из глубокой древности пришла к нам игра, которая известна у нас как “креймахи”, “пятки”, “котики”, “пять камешков” или просто “камешки”. Эта забава распространена у многих народов. В Казахстане, например, она даже входила в свадебный ритуал. Если выигрывал игрок со стороны жениха, тогда невесту тот получал без калыма, если представитель невесты, то жених платил калым.
Игрок разбрасывает по полу пять камешков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий камешек и ловит подброшенный. Подобранный камешек откладывается. Снова подбрасывается камешек вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый. Можно все камешки держать в руке. Один подбрасывается вверх, остальные кладутся на землю (пол), подброшенный ловится. Затем бросается вверх, четыре подбираются и ловится подброшенный. Существуют и более сложные варианты этой игры. Например, игрок подбрасывает камешек и, пока он находится в воздухе, старается схватить один из четырех камешков, лежащих на земле. Теперь в руке оказывается два камешка, на земле – три. Опять подбрасывается один камешек, в то время как другой остается в руке, которой нужно исхитриться схватить один камешек, что на земле. И так, пока в руке не окажутся все пять камешков.
Этнографический вопросник
Этнографический вопросник
Продолжаем публиковать вопросы, которые помогут учителю, руководителю краеведческого кружка и всем, кто интересуется этнической историей своего края, составить программу исследований и систематизировать материалы изучения народного быта.
Праздники и обряды
1. Как в вашей местности назывался вечер накануне Рождества? Как к нему готовились? Кого ждали в гости? Как их встречали?
2. Когда садились ужинать? Как украшали стол? Какие блюда (постные) стояли на столе? Как проходил ужин? Какие обряды исполнялись? Кто и какие тосты провозглашал?
3. Были ли распространены в вашей местности колядки? Кто и как колядовал, поздравлял с Рождеством и Новым годом? Какие колядки вы знаете?
4. Как и кто гадал под Рождество, Новый год, Крещение? Какие вы знаете гадания?
5. Какие поверья связаны со святками?
6. Как в вашей местности праздновали Масленицу? Какие обряды исполняли? Какие блюда готовили? Какие вы знаете масленичные игры?
7. С каким днем у вас связывался приход весны? Как и чем ее встречали? Как встречали первых птиц? Какие поверья, приметы связывались с ними? По каким приметам, в какие дни стремились определить будущую погоду, урожай?
8. Как определялось время, когда нужно было пахать, сеять, садить? Какие обряды исполнялись при этом? Что говорили? Какие вам известны обычаи, заговоры, приговорки, связанные с огородными растениями? Как праздновался первый день выгона скота на пастбище?
9. Как постились у вас во время Великого поста? Чем питались? Как назывались в народе недели и воскресенья Великого поста? Какие обряды приурочивались к ним?
10. Как готовились в вашей местности к празднованию Пасхи? Как готовили куличи и пасхи? Чем их украшали? Какие вы знаете рецепты куличей и пасох? Чем и как красили пасхальные яйца? Какие вы знаете забавы с пасхальными яйцами? Какие блюда готовили на Пасху? Как украшали стол? С чего начиналась, как проходила и чем завершалась пасхальная неделя и воскресенье? Как проходила пасхальная церковная служба? Какие игры молодежь устраивала на Пасху? Какие поверья, суеверия связывают с Пасхой?
11. Как готовились к Троице? Чем украшали дом, двор? Ветки каких деревьев, какие травы, цветы при этом использовали? Что с ними делали после Троицы? Какие поверья связаны с русалками? Как они ведут себя на Троицу? Плели ли девушки в этот период венки? Что делали с этими венками?
12. Как праздновали у вас Ивана Купалу? Разводили ли костры? Какие игры устраивали возле костров, воды? Какие поверья вы знаете о солнце, папоротнике, целительных травах, ведьмах?
13. Какие поверья, приметы, легенды связаны с праздником Спаса? Сколько Спасов вы знаете? Как их называли в народе?
14. Как начиналась жатва? Какие обряды исполнялись? Что делали с первым снопом? Как праздновали завершение жатвы? Что делали с последним снопом?
15. Какие приметы связывались с праздником Покрова? Какие хозяйственные работы стремились завершить к этому времени? Как и чем знаменовалось завершение тех или иных сельскохозяйственных работ?
Продолжение следует.
Комментарии