search
main
0

Еще три шага. Прямая речь

Закон «Об образовании» дает школам право оказывать дополнительные платные услуги и развивать предпринимательство. Итак, руководитель школы самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность. Это очень серьезный шаг, сопряженный с решением огромного числа новых задач. Наша школа с 1 января 1994 года вышла из централизованной бухгалтерии управления образованием, имеет свои расчетные счета в муниципальном казначействе и самостоятельно управляет поступающими бюджетными и внебюджетными средствами. В штатное расписание школы включены должности главного бухгалтера, бухгалтера и кассира. Формально за все несет ответственность директор, но в данном случае, я считаю, его функция должна быть стратегической, а решение конкретных финансовых вопросов, требующих профессионального подхода, надо предоставить специалистам.

Сейчас в школах финансово-экономическая деятельность обеспечивается, как правило, главным бухгалтером. Но есть ряд задач, таких как экономическое планирование и развитие, поиск источников дополнительных внебюджетных доходов, оформление трудовых отношений, которые не относятся к компетенции бухгалтерской службы. Поэтому школе необходим специалист по правовым и финансово-экономическим вопросам.

Каковы же в целом плюсы и минусы перехода школы на финансовую самостоятельность? Несомненное достоинство в том, что учреждение получает возможность более гибкого управления бюджетными и внебюджетными средствами, чем в том случае, если бы этими средствами фактически управляла организация-посредник. Если учреждение не имеет собственной бухгалтерии, а денежные средства поступают на общий счет, то их сложнее распределять. Тем более что после перехода на нормативное подушевое финансирование учреждениям заранее известны объемы финансовых средств, выделяемых из бюджета на учебный год.

Одна из трудностей заключается в том, что бюджетный кодекс предъявляет очень жесткие требования к качеству сметного планирования. Передвижка средств с одной статьи экономической классификации на другую является сложной и длительной процедурой. Несовпадение счетного и календарного года тоже создает сложности. Существует также несоответствие уровня бюджетного финансирования школы востребованному уровню образовательных услуг. Непонятно, зачем внебюджетные деньги приравнивают к бюджетным?! Почему деньги благотворителей и родителей нужно пропускать тем же окружным путем через казначейство?

Среди других проблем экономической самостоятельности образовательных учреждений я назвал бы отсутствие широкомасштабной программы подготовки финансово-экономического менеджмента для школ, а также тендеры для школ, которые выигрывают фирмы, зачастую поставляющие дорогой и некачественный товар. Однако непреодолимых проблем нет. Я – за финансовую самостоятельность школ. Но я считаю, в этом направлении необходимо сделать несколько шагов. Первое – улучшить финансирование школ. Второе – максимально делегировать права в отношении распределения денег самим школам, отменить жесткое поквартальное финансирование и запрет на перераспределение средств со статьи на статью. Скорость прохождения денежных потоков должна быть увеличена. Для этого требуется срочное внесение изменений в федеральное и региональные законодательства. И третий шаг – необходима государственная программа стимулирования благотворительной деятельности.

Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С. Заслонова, Великолукский район, Псковская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте