Ответом на запрос времени стала новая программа по трудовому обучению в начальной школе “Художественный труд. Основы дизайнобразования”, созданная Натальей Михайловной Конышевой, и четыре ее учебника, адресованные ученикам I-IV классов. (Издательство “Линка-Пресс”).
Почему учебно-методический комплект переориентирует труд как традиционный школьный предмет в сторону дизайнерского образования? Потому что именно оно позволяет сформировать эстетическое, творческое отношение к современной предметной среде – как бытовой, так и производственной; именно оно стимулирует экологическое сознание школьников через мировоззренческое освоение единства природы, человека и предметной среды. Дизайн соединяет инженерно-конструкторский и художественно-эстетический подходы. Он уравновешивает рационально-рассудочную и эмоционально-интуитивную сферы. Отсюда понятна общекультурная, духовно-нравственная направленность программы. С изготовления поделок и репродуктивного применения приемов работы акценты смещаются в сторону самостоятельного проектирования вещей на основе творческого использования технологий.
Курс основ дизайнобразования автор строит как единую систему взаимосвязанных тем. Так, форма, линия, цвет, закономерности конструкции и композиции, особенности материалов и инструментов постигаются во всех четырех классах начальной школы. Усложняясь от класса к классу, они все более полно раскрывают многообразные связи предметно-практической деятельности человека в историко-культурном и природном контексте.
Учебник “Умелые руки” адресован самым маленьким – шестилеткам. Самое первое изделие ребенка – “праздничный салют” – задумано не только как его индивидуальная работа, но и как гигантский коллаж, объединяющий фрагменты отдельных изделий в одно, общеклассное. А впереди ученика ждут занятия аппликацией, изготовление открыток с секретом, “сочинение” собственного узора для снежинки, составление панно, мозаики, выполнение перчаточных кукол и марионеток.
Учебник “Чудесная мастерская” – для второклассников. Он позволяет приобщить детей к творческой проектно-конструкторской деятельности. Для учеников придуманы игры с материалами, в том числе необычными. Какой ребенок не заинтересуется изготовлением мозаики из яичной скорлупы, неведомых животных и “небывальщин”, елочных игрушек, кукол?
“Наш рукотворный мир” открывается детям в третьем классе. Учебник нацеливает на проектирование рукотворной среды обитания: ребятам предлагается попробовать свои силы в изготовлении пригласительных билетов, открыток собственного образца, создании эстампа, композиции из бисера, декоративной подушки, освоении тайн убранства стола.
“Секреты мастеров” завершают курс начальной школы. Главным стержнем учебника является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла вещей. Дети убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми, всегда несет в себе отпечаток их конкретно-исторического, социального опыта и духовных устремлений. Четвероклассников ждет увлекательный процесс своеобразного единения с предками через плетение из бересты и лыка, изготовление украшений с древней магической символикой, макраме и кружевоплетение, освоение вышивки и техники изготовления гирлянд.
Переориентация традиционного учебного предмета “труд” на дизайнерское образование, предпринятое в учебно-методическом комплекте Н.М.Конышевой, важна со многих точек зрения. Она позволяет не просто расширить содержание обучения, отмежевавшись от узкоремесленной его трактовки, но и создать обширную художественно-интегративную базу преподавания. Она объединяет и науку, и искусство. А главное – это способствует максимальному творческому самораскрытию растущей личности.
Согласимся: созидательная активность людей – великое богатство для любой страны. Когда же такая активность бережно, гармонично связывает между собой мир человека и мир природы – это реальное условие ее процветания. И хорошо, что наши дети учатся этому уже в начальной школе.
Елена ЮДИНА
Комментарии