Сегодня довольно популярны своеобразные «теории заговора». Мол, современное образование, невзирая на свои новшества и нововведения, стремительно деградирует, а наши дети благодаря «умным» реформаторам глупеют и тупеют.
Сакральная жертваЛюбят в нашей стране выбирать сакральную жертву, на которую можно «повесить все грехи». На данный момент единый государственный экзамен (ЕГЭ) является своеобразным краеугольным камнем отечественной системы образования. Именно с ним, как правило, связывают все беды и неприятности. Именно я абсолютная сторонница ЕГЭ. Признавая все имеющиеся недостатки данной формы педагогической проверки и оценки знаний, искренне полагаю, что на сегодняшний момент ЕГЭ является самым оптимальным, непредвзятым и профессиональным методом государственной аттестации, поскольку главные его достоинства – объективность и абсолютная минимизация человеческого фактора. Далее, без такой формы экзамена было бы невозможно узнать реальную картину в стране. Поэтому его можно по праву назвать зеркалом, отражающим процессы, происходящие в нашем образовании. В данной ситуации надо понять главное: если тебе не нравится свое отражение в зеркале, то это совершенно не означает, что оно кривое. А разбив его, можно потерять контроль над всем происходящим. Тем более что из современного ЕГЭ по математике исключена тестовая часть, поэтому наставить везде галочек и поиграть в угадайку уже не получится. Также хочется опровергнуть изъезженное мнение о «натаскивании» на ЕГЭ. Здесь возникает резонный вопрос: а что есть «натаскивание»? Что касается меня, то я не вижу разницы между «прорешиванием» задач из КИМов и решением однотипных столбиков примеров из обычного школьного учебника. Другой вопрос в том, что ЕГЭ, как и любой другой экзамен, не должен превращаться в смысл обучения, а также задавать уровень содержания образования. Об этом почему-то забывают многие сторонники отмены единого государственного экзамена, которые утверждают, что при возвращении традиционных методов неизбежно должна повыситься планка обучения именно за счет того, что смыслом обучения школьников будет «хороший» традиционный экзамен. Но здесь не следует забывать, что школы самостоятельно выбирают свою образовательную траекторию. Поверьте, никто не принуждает школьную администрацию выбирать стратегию-минимум под названием «Минимальный порог»! Бесспорно, единый государственный экзамен имеет свои минусы, причем весьма существенные. Однако плюсы явно берут верх. Вопросы списывания – это скорее вопрос нашего несгибаемого менталитета, не привязанный к конкретной форме обучения. Если же говорить о последствиях ЕГЭ, которыми принято называть подстраивание школьной программы под требования единого экзамена, постоянное упрощение заданий и падающий уровень знаний выпускников, а также образовательную сегрегацию и усиление роли репетиторства, то в данной ситуации, на мой взгляд, проблему необходимо искать в расстановке приоритетов и политике конкретных образовательных учреждений. Скользкие моментыЯ не случайно упомянула о том, что сейчас каждая школа фактически без постороннего вмешательства решает, на какой уровень выводить выпускников. Именно в этом кроется большое количество скользких моментов, которые при пристальном рассмотрении на многое могут открыть глаза. Политика «минимального порога». Именно с ней справедливо связывают все проблемы школьного математического образования в последние годы. Сегодня многие директора школ и педагоги оправдывают свое поведение тем, что отделы образования требуют полного отсутствия двоек и получение аттестата абсолютно всеми выпускниками. В этих условиях педагоги вдруг(!) мобилизуются и второпях начинают готовить старшеклассников, чтобы те смогли «наскрести» хотя бы на минимальный порог. Но не задумывались ли вы, а как так получается, что школьники «доросли» до выпускного класса, не обладая даже минимальным уровнем математической грамотности? Последние несколько лет в этом активно обвиняют снижение уровня минимального порога, включение в базовый ЕГЭ «детских» задач, да и, впрочем, само введение базового ЕГЭ. Некоторые вообще обвиняют самих школьников в том, что они пришли в одиннадцатый класс с такими знаниями. Несомненно, в отношении современных тинейджеров я иллюзий не питаю. Бывает всякое. Но в данном случае вины школьников нет. Очень просто всю ответственность за педагогический произвол свалить на лень ребенка и объявить его родителям, что ребенок неспособен и его судьба – дворы мести. А ведь зачастую именно в этом и кроется один из смертных грехов школьного образования – запущенность. Именно увеличивающееся с каждым годом количество таких школьников, на мой взгляд, и задает тон уровню заданий в ЕГЭ. Ибо «где тонко – там и рвется». Тем не менее данная проблема считается «неприличной» и практически не обсуждается ни в педагогических кругах, ни в средствах массовой информации. Причина этого проста: вина лежит на образовательном учреждении, которое, в свою очередь, не желает происходящее афишировать. Причин такой запущенности достаточно много. Основная – это слишком формализованное прохождение школьной программы, где понимание материала уступает заучиванию определенных алгоритмов. Зачастую такая ошибка оказывается для ребенка критичной. Проблема также кроется в том, что начало такой запущенности может быть положено в первом классе, где у школьника только закладываются основы представления о предмете. Искаженное понимание материала, причем самых его первооснов, неизбежно отразится на восприятии предмета в будущем. И исправить ситуацию будет гораздо сложнее, поскольку непонятые темы будут расти как снежный ком, а там и до клейма «двоечник» недалеко. Фактически этот школьник оказывается «выкинутым» педагогами(!) из учебного процесса, и все его дальнейшее обучение будет сводиться лишь к имитации заинтересованности учебной деятельностью, причем как со стороны школьника, так и со стороны педагога. Группа риска В итоге вся эта ситуация, как правило, заканчивается очередным вызовом родителей в школу с просьбами «повлиять на ребенка», «заставить его учиться». Бывают, конечно, ситуации сложнее, когда ребенка начинают клеймить позором и обвинять его в том, что он не хочет учиться, и даже просят родителей забрать такого ребенка из школы. Но проблема в любом случае остается. А «вспомнят» педагоги о таком школьнике только тогда, когда до самого единого госэкзамена остается всего год! И естественно, что такие дети тут же попадают в так называемую группу риска, а школа при этом, вместо того чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию, ищет различные способы перестраховаться, включая даже экстремальные, такие как подписывание родителями бумаг, снимающих всю ответственность со школы в случае двойки. Не вижу смысла обсуждать, правильно это или нет, но именно подобные действия со стороны педагогов и подрывают их авторитет в лице родителей и учеников. Поэтому такую группу риска на ЕГЭ можно смело назвать искусственно создаваемой. К сожалению, урегулировать данную ситуацию достаточно сложно, поскольку ни одна из школ добровольно не сознается в том, что ее ученики «запущенны». Очень досадно слушать, когда министры вынужденно объясняют педагогам прописные истины, что «учительство – это служение». Еще обиднее то, что объяснять это приходится не только нам, студентам или молодым специалистам, «не нюхавшим пороху», а учителям опытным, со стажем. Школьная жизнь пишется не в министерских кабинетах. А проблема «запускания» – это своеобразный индикатор снижения нашей, учительской, мотивации, проблема школьных «ярлыков». Когда на уроке будут задействованы все ученики класса, тогда и не будет подобных проблем! Пока «двоечник» – это клеймо, не самое приятное для школьника, можно даже и не рассчитывать на изменение ситуации в лучшую сторону. Сегодня как раз тот случай, когда педагоги могут повлиять на уровень заданий ЕГЭ. И если кто-то скажет, что это невозможно (научить старшеклассников решать хотя бы самые элементарные задачи), то смело можно заявлять, что такой экзамен нас достоин! Стоит ли говорить после этого о нашем замечательном «фундаментальном» образовании, сетовать на отсутствие возможности оставить на второй год или поставить четвертную двойку?! Не отрицаю, в нашей системе ценностей каким-то фатальным образом не нашли себе места базовые человеческие отношения, когда похвалы и помощи достоин только тот, кто хорошо учится. Получается, что педагоги не видят границ между нормальным отношением и вседозволенностью. Отсюда, собственно, и появляются в учительском сленге такие новомодные термины, как «детоцентризм», которым в последнее время многие педагоги пытаются оправдать свои педагогические промахи. Это относится и к популистским идеям об отмене ЕГЭ, возврате к советской системе образования. Зачастую такие, с позволения сказать, идеи не выдерживают никакой критики, ибо, как говорит английская пословица, «плохой работник ругает свои инструменты». Вывод: не реформами жива система российского образования, а профессиональными учителями. Мне в жизни очень повезло со своей школьной учительницей, которая, увидев имеющиеся проблемы, помогла и открыла для меня профессию «учитель математики». Именно благодаря таким учителям, которые есть в нашей жизни, мы верим в лучшее! Дарья СМИРНОВА, студентка физико-математического факультета Московского государственного областного университета
Комментарии