Нужно признать, что изучать и запоминать Конституцию статья за статьей (постатейно) может показаться учащимся довольно скучным занятием. Как сделать это интереснее?
Мне видятся два пути изучения Конституции. Во-первых, можно рассматривать этот документ, связывая его разделы с основными понятиями граждановедения или политологии. Мы найдем в ней и вопросы прав человека, и государственное устройство, и функции ветвей власти, и проблемы федерализма. Нужно только вписать их в контекст демократического государства и общества, постараться расцветить примерами. Возможен и второй путь – изучать основные понятия граждановедения, демократии, приводя примеры из Конституции РФ. Попытка такого подхода предпринята в учебнике “Демократия: государство и общество”, о котором шла речь в прошлый раз.
Чем больше я думаю об изучении Конституции, читаю об этом, вспоминаю выступления на конференциях, которые я посетила, тем отчетливее я понимаю необходимость осознания учащимися следующих принципов.
Зададимся вопросом: зачем нужна Конституция? Многие демократически настроенные политологи и политики ответят – чтобы ограничить власть правительства. Правители с неограниченной властью принесли столько вреда своим народам, что, составляя и принимая Конституцию, граждане стремятся оградить себя от их всевластия. Если мы обратимся к Конституции РФ, мы увидим разделы о президенте, Федеральном Собрании, правительстве, где излагаются сферы их деятельности, порядок их выбора. В этом и заключается ограничение их власти – они могут делать то, что указано в Конституции, но не более того.
Еще один важный момент – соотношение большинства и меньшинства в стране. Демократия – это власть народа, которая выражается в представительстве большинства в законодательных органах. Однако демократические конституции вводят указание о соблюдении прав меньшинств. То есть важно, чтобы какие-то группы населения, отдельные люди обладали правами наряду с большинством.
Вопрос, который может возникнуть при изучении данной темы, – это вопрос о том, были ли советские конституции демократическими и как они соотносились с действительностью? Отличие советского режима от других тоталитарных режимов в том, что он не только не отрицал демократических идей, но декларировал намерение воплотить их в жизнь в условиях однопартийной системы. Однако жизнь в СССР не имела ничего общего с демократией. Например, Конституция 1936 г. была провозглашена в период чистки, террора, когда миллионы действительных и мнимых оппозиционеров оказались в лагерях. Конституция существовала на бумаге, в жизни она не действовала. Вот почему мы можем говорить о демократии в стране, только если в ней соблюдается верховенство закона, когда Конституция и другие обязательны к исполнению для всех.
Для того чтобы сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным, можно использовать ситуации, вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в Конституции РФ. Приведенные ниже ситуации были разработаны для российско-канадского семинара по демократии. Вы можете подготовить их на карточках, а если это сложно, обсуждать их устно.
1. Руководитель администрации отказывается платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что они слишком велики. Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности. Как разрешается данный конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (Ответ можно найти в статьях 71з и 114б Конституции РФ. Учащиеся должны найти ответ сами).
2. Два суб’екта Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем? Как? (Статья 67).
3. Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введении обучения на родном языке. Конституционно ли это требование? (Нет, см. ст.68. Государственный язык в России – русский. Республики вправе устанавливать свои государственные языки и употреблять их наряду с русским).
4. Популярный генерал создает партию и предлагает отменить действующую Конституцию, предоставить неограниченную власть его партии в случае ее победы на выборах. Являются ли эти предложения конституционными? (Нет, см. ст.134).
5. Президент выдвигает кандидатуру председателя правительства (премьер-министра). Государственная Дума отвергает ее. Эта ситуация повторяется трижды. Что может сделать президент для ее разрешения? (Статья 11-4).
6. Президент предлагает перенести очередные выборы на неопределенный срок и ввести чрезвычайное положение. Парламент категорически против. Как разрешается этот конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (Конституция не дает на этот вопрос прямого ответа. См. ст. 88 и 102в).
7. Совет Федерации предлагает изменить законы РФ в соответствии с нормами международного права. Государственная Дума считает, что это ограничит независимость России. Какие пути разрешения этого конфликта предлагает Конституция РФ? (См. ст. 15-4, 105).
8. Президент предлагает вернуть часть российской территории государству, которому она принадлежала ранее. Жители этого региона требуют права решающего голоса в разрешении этого вопроса. Допускает ли это Конституция РФ? (Прямого ответа в Конституции нет, см. ст. 67-3).
Вы можете придумать аналогичные ситуации сами. Может быть, вы накопили свой, пусть даже небольшой, опыт преподавания Конституции и других областей граждановедения? Поделитесь с нами. (Мы будем рады, если вы поделитесь им с нами).
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Комментарии