Выполняя одну из основных задач профсоюза – осуществление контроля за соблюдением норм трудового законодательства, зачастую мы сталкиваемся с фактами нарушения законов не только работодателями, но и органами исполнительной власти. Данное обстоятельство становится особенно актуальным в условиях необходимости выполнения указов Президента РФ в части повышения заработной платы педагогическим работникам.
11 июня 2014 года на расширенном президиуме Мурманской областной организации профсоюза с участием министра образования и науки региона, представителей работодателей, профсоюзного актива рассматривался вопрос «О совершенствовании системы оплаты труда работников образования Мурманской области в рамках выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597».Профсоюз выразил опасение, что уменьшение объема субвенций муниципальным образованиям приведет к снижению заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в сентябре – декабре 2014 года.Министр образования и науки Мурманской области Наталия Карпенко заверила участников президиума в том, что необходимые средства в муниципалитеты будут направлены и целевые показатели среднего уровня заработной платы будут достигнуты.Однако в результате уточнения бюджетных ассигнований в сторону уменьшения руководители образовательных учреждений все же вынуждены были снизить заработную плату за счет уменьшения или отмены стимулирующих выплат. И если одни муниципальные образования Мурманской области, на подведомственных территориях которых находятся сельские поселения, вытягивали среднюю зарплату за счет сельских льгот, то в городах спрятать снижение средней заработной платы было невозможно.Наиболее сложная ситуация сложилась в Мурманске, где трудятся около 35% от общего числа педагогических работников общеобразовательных учреждений региона.На обращения Комитета по образованию администрации Мурманска о необходимости увеличения субвенции на 114 млн рублей министерство отвечало, что дефицит средств в образовательных учреждениях города связан с неоптимальным комплектованием классов.В сложившейся ситуации областная организация профсоюза вела переговоры с Министерством образования и науки МО, направляла письма в поддержку администрации Мурманска с целью сохранения средней заработной платы педагогам на уровне среднегодового значения.В конце марта 2015 года Правительство Мурманской области еще раз решило облегчить нагрузку на бюджет за счет образования, снизив коэффициент индексации зарплат с 1,0 до 0,941 для учителей и до 0,95 -для воспитателей детских садов. В такой ситуации выполнить майские указы Президента РФ стало невозможно.За принятыми поправками к законам Мурманской области скрывалась печальная новость для учителей и воспитателей – зарплата в 2015 году не только не выросла, но у части педагогов даже снизилась.Администрация города Мурманска, понимая, что больше не может брать на себя расходные обязательства, связанные с оплатой труда учителей и воспитателей, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, предприняла попытку урегулировать вопрос выполнения указов президента путем переговоров, прибегнув к самому мягкому и цивилизованному способу разрешения конфликтов. Однако в данном случае прийти к взаимопониманию различным уровням власти не удалось.Позиция профсоюзной стороны оставалась и остается неизменной: даже в условиях непростой ситуации с принятием и исполнением бюджетов, оптимизации расходов исполнение указов президента никто не должен ставить под сомнение.В результате проведенного анализа действующего законодательства и судебной практики, по итогам встреч и консультаций с профсоюзом администрация Мурманска направила два исковых заявления в областной суд.4 августа 2015 года решением Мурманского областного суда первое исковое заявление было удовлетворено. Закон Мурманской области №1840‑01‑ЗМО «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области» в части снижения коэффициента индексации зарплат признан противоречащим федеральному законодательству и недействительным.А своим решением от 24 августа 2015 года областной суд удовлетворил и второе исковое заявление. Закон Мурманской области №1839‑01‑ЗМО «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций» также был признан противоречащим федеральному законодательству и недействительным в части снижения коэффициента индексации зарплат.Основным аргументом стало то, что снижение коэффициента индексации противоречит майским указам президента о повышении зарплат.Как установил суд, по состоянию на январь-март 2015 года заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений Мурманска составила 40495,6 руб., что более чем на 6% ниже прогнозируемого уровня по субъекту (43300 руб.). При этом зарплата по субъекту в размере 43300 руб. более чем на 7% ниже заработной платы в указанной сфере за 2014 год, отраженной в информации по исполнению указа Президента РФ.Суд, проведя сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральным законодательством, сделал вывод о том, что рассматриваемые положения Закона Мурманской области не обеспечивают надлежащий объем финансирования образовательной деятельности, снижают уровень государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, нарушают бюджетные права местного самоуправления.В сентябре 2015 года, не согласившись с решением Мурманского областного суда, исполнительные и законодательные органы власти обратились в Верховный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на отсутствие «указаний на обязательность ежегодного повышения заработной платы и запрета снижения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений образования», что привело в недоумение всю педагогическую общественность.14 октября 2015 года, не дожидаясь определения Верховного суда, губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписала постановление об увеличении с 1 октября 2015 года минимальных окладов на 5,5%, а 2 ноября 2015 года были внесены изменения в законы Мурманской области, увеличившие коэффициент индексации зарплат с 1 января 2015 года до 1,001. Поэтому апелляционное определение Верховного суда от 18 ноября 2016 года, в котором было полностью поддержано решение Мурманского областного суда, фактически уже ничего не решало.Деньги вернулись учителям и воспитателям.Сложившаяся ситуация в Мурманской области говорит о том, что на сегодняшний день при реализации майских указов Президента РФ регионы находятся в достаточно затруднительном положении. Это обстоятельство также подтверждается данными, изложенными в докладе Счетной палаты РФ, где зафиксировано отклонение от установленных на 2014 год целевых значений показателей средней зарплаты педагогических работников учреждений общего образования (96,7% от средней зарплаты в субъекте РФ при установленном показателе 100%), дошкольных образовательных учреждений (94,3% от средней зарплаты в сфере общего образования в субъекте РФ).Благодаря общей позиции и единым действиям Мурманской областной организации профсоюза и администрации города, которая воспользовалась своим конституционным правом на судебную защиту, необходимый результат был достигнут.Надеемся, что практика города Мурманска поможет и другим муниципалитетам в отстаивании прав педагогических работников на достойную заработную плату в рамках реализации указов Президента РФ.Александр РОДИОНОВ, юрист Мурманской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии