search
main
0

Еще раз о любви, или Кто поможет семиклассницам?

Наступила весна, и семиклассница Оксана потеряла покой. На переменках она ходила по коридору и старалась поймать хотя бы один Его взгляд. Он – восьмиклассник Артем – не обращал внимания на Оксану, потому что ему нравилась Катя из его класса. Катя с подружками – проницательные девчонки! – конечно, же, обратили внимание на влюбленные взгляды Оксаны, что дало им повод для постоянных шуточек и насмешек. А семиклассница страдала по-настоящему, и ей было не с кем поделиться своими переживаниями. Она стала хуже учиться, потому что на уроках думала об Артеме. Рассказать маме? Об этом и думать было нельзя – мама ничего бы не поняла и стала бы еще больше ругать за плохие отметки. И тогда девочка решила пойти к психологу. Она пришла к Елене Григорьевне и обо всем без утайки рассказала. Елена Григорьевна выслушала Оксану, по-доброму с ней поговорила. И девочка успокоилась – ведь над ней никто не стал смеяться или говорить, что она еще мала для таких переживаний…

Эту историю мне рассказала сама Елена Григорьевна. А Оксана – это собирательный образ девочек такого возраста. Для них школьный психолог – внимательный старший друг, понимающий проблемы отчаянно быстро взрослеющих девчонок. И таких друзей у школьников 25-й иркутской гимназии – целых шесть. Это психологическая служба гимназии, которая сегодня объединена в кафедру психологии и возрастной физиологии. Создала ее и возглавляет Ольга Викторовна Перетолчина.

Еще в 1991 году в 25-й был всего один специалист по психологии. Но, как убеждена Ольга Викторовна, один психолог в школе не воин! И потому в 1993 году, когда 25-я получила новый статус школы-гимназии, специалистов стало уже трое. Со временем стало очевидным, что зачастую причины неуспешности ребенка в школе кроются в физиологии. В образовательное учреждение пригласили опытнейшего врача-физиолога – кандидата медицинских наук Елизавету Григорьевну Манженко. Именно с ее участием разрабатывались практические рекомендации о том, как предотвратить у детей в школе и дома психические перегрузки, невротические срывы, нервно-психическое напряжение, переутомление и эмоциональные стрессы. А уже в 1997 году директор гимназии Владимир Владимирович Безденежных утвердил положение о соответствующей кафедре, которая является одним из структурных подразделений системы школьного управления. Основной задачей кафедры ее сотрудники считают психологическое и медико-физиологическое обеспечение учебного процесса. Наше общество становится информационным, и общая нагрузка на детей с каждым годом увеличивается. Поэтому кафедра проводит психофизиологическую экспертизу новых технологий обучения, авторских программ, инновационных экспериментов, дает оценку их целесообразности.

Психологи гимназии широко используют лонгитюдный метод отслеживания развития личности – ребенок изучается “на входе” в школу, на протяжении всего процесса обучения и “на выходе”. Анастасия Анатольевна Кокорина и Анна Юрьевна Качимская “ведут” ребенка с момента его поступления в первый класс. На среднюю ступень передают не сразу, а плавно, сопровождая детей еще и в пятом классе. С “середняками” работают Елена Григорьевна Кабанова (та самая, к которой приходила Оксана) и Ангелина Алексеевна Шестова. Старших встречают Ольга Михайловна Чайченко и сама Ольга Викторовна Перетолчина. Таким образом, служба обеспечивает преемственность при переходе с одной ступени на другую. Поэтому школьные психологи хорошо знают всех гимназистов (их родителей, кстати, тоже). Классные руководители постоянно рассказывают мамам и папам о результатах тестов, советуют, на что обратить внимание. Сами учителя обращаются к психологам независимо от своего стажа и опыта: “Школа – живой организм, и потому вопросы есть всегда!” С нынешнего года ученики гимназии начали изучать психологию как науку – в первых, третьих и старших классах.

Психологи так и не смогли припомнить по моей просьбе, как ни старались, какого-либо серьезного конфликта в гимназии (между родителями и учителями; между детьми и учителями и т.д.), который бы потребовал их профессионального вмешательства. Впрочем, недопущение таких конфликтов как раз и является задачей службы, поскольку ее работа строится на психопрофилактике.

– Сегодня мы, к примеру, занимаемся психолого-педагогическим изучением всей параллели седьмых классов: ребятам скоро предстоит обучение по избранному направлению – математическому, естественно-научному, лингвистическому и другим. И мы стремимся добиться того, чтобы и в новом, специализированном классе с приоритетным изучением отдельных дисциплин ребенок чувствовал себя комфортно, – рассказывает Ольга Викторовна. – Представьте, если бы мы не проводили таких исследований, а просто механически разделили бы детей по классам – вот тут-то и создалась бы масса конфликтных ситуаций!

О том, насколько серьезно психологическая служба подходит к профориентационной работе, говорит такой факт: уже несколько лет гимназия тесно сотрудничает с городским центром занятости, чтобы облегчить переход детей к самостоятельной жизни. Конечно, не в учительских силах сделать так, чтобы и после окончания школы вокруг выпускника сохранялась психологически комфортная среда. Жизнь обязательно приготовит “ежовые рукавицы”. Но, без сомнения, гимназисты не раз вспомнят те добрые уроки общения, которые проводила для них школьная психологическая служба.

Элеонора КЕЗ

Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте