«Тайные виды на гору Фудзи» – самый новый, шестнадцатый по счету роман Виктора Пелевина. Пожалуй, он не стал особым откровением для поклонников творчества писателя, но тем не менее вполне заслуживает того, чтобы его обсудить.
Имя Виктора Пелевина неизменно держится в верхних строчках литературного рейтинга. Писатель стабильно выпускает по одному роману в год. Его произведения хоть и неоднозначно воспринимаются критиками, но всегда достаточно хорошо раскупаются благодаря сюжетам, как правило, представляющим собой смесь шокирующего эпатажа, фантастики и социальной сатиры.
Личность Пелевина примечательна тем, что этот автор редко дает интервью, практически не появляется на публике, недоступен в социальных сетях. Одно время даже ходили слухи, что под его именем пишет группа литераторов. Но впоследствии появились свидетельства людей, лично знавших Пелевина. В Интернете можно найти его официальную биографию и многочисленные снимки. Он состоит в творческих союзах, является лауреатом нескольких литературных премий, а также, по информации French Magazine, входит в перечень 1000 самых влиятельных деятелей современной культуры. Так что все же Пелевин скорее реальный человек, хотя и некая мистификация здесь наверняка присутствует для подогрева интереса к его творчеству.
Но вернемся к последней книге Пелевина. В общем-то, сюжет «Тайных видов на гору Фудзи» мало удивит того, кто читал предыдущие произведения автора, такие как культовые романы 90‑х «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation «П», а также более поздние «Священная книга оборотня» или «Любовь к трем цукербринам».
В русской культуре всегда существовал запрос на эзотерику, который не вполне, на мой взгляд, удовлетворялся в рамках классической литературы. Склонность к философствованию, попытки разобраться в устройстве мира, в несовершенствах собственной души толкают нас на поиски соответствующей информации. Но не каждый готов глубоко вдаваться в дебри духовно-философских учений, порой хочется, чтобы нам «все разжевали». Именно это, по сути, и делает Пелевин в своей новой книге.
Фудзияма, или Фудзи, – священная гора-вулкан в Японии, известная по серии гравюр художника Кацусики Хокусая «Тридцать шесть видов на гору Фудзи». Считается, что тот, кто поднимется на самую ее вершину, достигнет бессмертия. Но это еще никому пока не удавалось. Хайку японского поэта Кобаяси Иссы о маленькой улитке, медленно взбирающейся на Фудзияму, многократно цитировалось в европейской литературе и даже послужило идеей для названия повести советских фантастов братьев Стругацких «Улитка на склоне».
В центре сюжета романа Пелевина – проект «Fuji experiences», придуманный стартапером-авантюристом Дамианом Улитиным. В самом начале он предлагает свои услуги некоему Федору Семеновичу. Как мы узнаем из дальнейшего содержания, последний из некогда непопулярного школьного очкарика превратился в бизнесмена из списка «Форбс».
Собственно, в самом стартапе Улитина нет ничего нового. Он предлагает пресыщенным жизнью олигархам различные идеи, которые помогут им почувствовать себя счастливыми или, по крайней мере, обрести внутреннюю гармонию – от психотерапевтической реконструкции юношеских любовных переживаний до самых разнообразных эротических и сексуальных приключений. Однако олигархам этого недостаточно, их тянет на что-нибудь «для души», и тогда Улитин организовывает для них комплекс искусственных медитаций, в которых буддистские монахи посредством специальной аппаратуры транслируют в мозг клиентов свои ощущения от джан – особых духовных состояний, поэтапно расширяющих сознание и ведущих к постижению высшей истины.
Но выясняется, что, пережив высшую степень просветления, человек перестает воспринимать физический мир. Как констатирует главный герой: «Я всю жизнь карабкался вверх по лестнице этого мира и даже не знал, что никакой лестницы под моими ногами нет, а есть только крохотный пятачок, куда я ставлю ногу, и он рассыпается сразу после того, как я ногу поднимаю». Это становится трагедией для крутых бизнесменов, привыкших измерять жизнь исключительно материальными категориями и видеть радость только в них. Поэтому герои начинают всячески грешить, чтобы вернуться в прежнее комфортное для себя состояние.
Еще одна линия романа связана с бывшей одноклассницей и первой любовью Федора Татьяной. Она всю жизнь находилась на содержании у обеспеченных мужчин, но к сорока годам растеряла былую привлекательность и осталась «не у дел». Случайно Таня попадает на «женский тренинг», который ведет импозантный мужчина, считающий себя «алхимической женщиной» и зовущийся именем Жизель. Жизель приобщает героиню к мезоамериканской секте «Новые охотницы», возглавляемой одной из последовательниц Карлоса Кастанеды Амандой Лизард. Учение «охотниц» подразумевает достижение магическими и гипнотическими методами независимости женщин от мужчин и обретения власти над представителями сильного пола.
В конце Федор и Татьяна воссоединяются. Каждый из них в какой-то степени обретает счастье: Федор – любимую женщину, которую он благодаря наведенным чарам видит все той же юной красавицей, что и в школьные годы, Татьяна – мужчину, который, по крайней мере, может удовлетворить ее материальные запросы.
Пожалуй, «Тайные виды на гору Фудзи» – это самый эзотерический и самый буддистский роман Пелевина. И в то же время в нем, как и в других книгах этого автора, успешно обыгрываются тенденции современного общества: стремление к удовольствиям; женская эмансипация и феминизм; размывание гендерных ролей; мода на духовные и психологические практики. Роман, безусловно, имеет сатирическую направленность. Но, если разобраться, за этой сатирой все же стоят достаточно серьезные философские раздумья об истинной сути жизни и о постоянной необходимости человеческого выбора.
Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. М. : Эксмо, 2018.
Комментарии