Проведенная в рамках форума международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» вызвала значимый резонанс для системы столичного образования, поскольку одна из секций международной конференции была посвящена теме «Качество и доступность столичного образования». О результатах работы конференции рассказывает директор МИРО Мария ЛАЗУТОВА.
Международный открытый форум (ITLET-2013), в котором приняли участие представители системы образования Департамента образования, прошел в рамках важного международного мероприятия – 26-го пленарного заседания ИСО/МЭК СТК1/ПК36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке», которое впервые состоялось в Российской Федерации. Международные эксперты в области стандартизации образования из 40 стран обсуждали важнейшие проблемы стандартизации в электронном обучении в современных условиях непрерывного образования. Пленарная программа конференции открывалась приветствием Департамента образования Москвы – докладом министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины «Качество и доступность столичного образования», с которым выступил заместитель руководителя Департамента образования Николай Юренко. Такое внимание к пилотным результатам обеспечения качества и доступности образования в Москве, безусловно, говорит о том, что московская система образования по своим результатам стремительно приближается к международным стандартам, признанию мировым сообществом и в скором времени должна стать реальным лидером в международных рейтингах. В докладе было убедительно показано, что в последние три года в Москве созданы и действуют системные механизмы обеспечения доступности и качества образования, соответствия столичного образования требованиям международных стандартов качества. Было отмечено, что образование в столице России – Москве должно соответствовать мировым образцам, которые необходимо транслировать отечественному образовательному сообществу, обеспечивать трансфер инноваций качества образования. Тематика докладов на пленарном заседании конференции рельефно отразила глубинную объемность проблем стандартизации как условия обеспечения качества образования, ресурсов инновационного развития образования и национальной экономики. Ключевыми докладчиками пленарного заседания были раскрыты важнейшие тренды мирового образования: СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИИ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. В докладе заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, председателя оргкомитета Международного открытого форума ITLET-2013 Александра Зажигалкина была развернуто показана проблема стандартизации как основы обеспечения качества и инновационного развития национальной экономики. Доклад известного международного эксперта, председателя ИСО/МЭК СТК1/ПК36 Эрланда Оверби убедительно показал взаимобусловленность инноваций и стандартов образования. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин представил интересный доклад, посвященный анализу современного состояния и проблем нормативного регулирования и стандартизации в области электронного обучения. Председатель ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», проректор МГТУ «СТАНКИН» Борис Позднеев подвел итоги работы пленарного заседания ключевыми тезисами о гармонизации национальных и международных стандартов по информационным технологиям в обучении, образовании и подготовке. В работе секции №7 «Качество и доступность столичного образования» обсуждались приоритетные задачи столичного образования по обеспечению доступности и качества образования с учетом мировых трендов развития образования, был представлен московский опыт управления качеством образования. В содержании докладов были отражены существенные изменения в системе столичного образования последних лет, которые осуществлялись планомерно в соответствии с государственной образовательной стратегией развития образования. Эти результаты, как показал анализ, соответствуют международным тенденциям стандартизации образования в области информационной обеспеченности, принятой в мировом образовательном сообществе. Надо отметить, что последовательность обсуждения проблем, выстроенная модератором секции заместителем руководителя Департамента образования Москвы, доктором технических наук Николаем Юренко, была нацелена не только на оценку пилотных результатов, а прежде всего на выявление проблем и точек роста в реализации приоритетной государственной задачи – обеспечения качества и доступности образования в Москве. С большим вниманием был заслушан доклад профессора, заведующей лабораторией сравнительного международного образования МИРО Ольги Олейниковой «Международные тенденции обеспечения качества в области образования». Обсуждение основных тезисов доклада показало, что система столичного образования развивается в контексте международных требований к качеству образования. Участники секции обсуждали проблемы внедрения информационной системы оценки качества образования и анализ пилотных результатов «Московского регистра качества». Директор Московского Центра качества образования Алексей Рытов представил убедительные результаты комплексной информационной системы управления качеством образования, которая имеет емкое название «Московский регистр качества». О том, как используется информационно-аналитическая система для оптимизации учебного процесса на примере одной школы, рассказала заместитель директора школы № 409 Оксана Уросаева, о подходах к созданию современных электронных учебных материалов в образовании – директор Темо-Центра Александр Осин, о проблемах государственной регламентации образовательной деятельности как средства повышения качества образования – начальник Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования Москвы Сергей Горбун. Активную дискуссию вызвал доклад доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой информатизации образования МГПУ В.Гриншкуна, который размышлял о проблемах и перспективах подготовки педагогов в области информатизации образования. Проблема обеспечения информационными ресурсами и педагогическая деятельность учителя по использованию электронных информационных технологий и электронного обучения – две взаимообусловленные стороны процесса информатизации образования, участники секционного заседания говорили о проблемах и задачах подготовки нового учителя, который должен стать носителем технологий электронного обучения, активно использовать цифровые образовательные ресурсы. Столичное ноу-хау управления качеством образования было представлено в докладе народного учителя РФ, директора гимназии №1518 Марины Фирсовой, одновременно заведующей лабораторией МИРО. Марина Михайловна говорила об узловой проблеме московского образования сегодняшнего дня – управлении качеством образования в многофункциональном образовательном комплексе. Закономерно, что такой впередсмотрящий директор, как Марина Фирсова, возглавила приоритетное направление практико-ориентированных разработок для всей системы образования Москвы – исследовательская лаборатория нашего института создана на базе этой известной московской школы, которая на протяжении многих лет лидер качества образования. Отработка моделей управления качеством образования, пилотных нормативно-методических документов на примере одного образовательного комплекса позволит сделать технологии управления качества образования в образовательных комплексах транслируемыми и тиражируемыми. Интересный опыт построения системы профессионального IT-образования в колледже автоматизации и информационных технологий №20 был представлен его директором Виктором Поляковым, большой интерес вызвало короткое выступление молодого и перспективного руководителя дирекции Западного окружного управления образования Бориса Хесина, который рассказал о внедрении в Западном округе Курчатовского проекта, направленного на модернизацию образовательной среды естественно-научного цикла. Борис Хесин представил оптимистичный рекламный фильм, отражающий проектную концепцию информатизации образовательной среды в гимназии №1584, что убедительно проиллюстрировало важную мысль о том, что доступность и качество образования в московской системе образования обеспечивают в том числе инфраструктурные преобразования, что дирекция – один из ключевых субъектов модернизационных процессов в образовании. Стремительное движение к международным стандартам качества невозможно без оснащения инновационных инженерных систем, внедрения электронных образовательных ресурсов, 3D-контента и многого другого. Главным итогом работы секции «Качество и доступность столичного образования» стало признание того, что московская система образования развивается в русле мировых образовательных трендов. Начало великих дел положено, впереди – большая кропотливая работа.
Комментарии