Давно известна истина – достойное будущее готовится хорошим прошлым и серьезным настоящим. С этого учебного года гимназия №7 Чехова вышла на новые направления работы по развитию своих воспитанников. 7-я принята как отделение в малую академию наук «Интеллект будущего» и стала официальным координационным центром программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Общероссийская детская общественная организация «Интеллект будущего» объединяет умников и умниц со всей страны. Более 20 лет она работает в интересах творческого, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи, сохранения и развития потенциала системы российского образования.
Малая академия наук занимается популяризацией научных знаний среди детей, стремясь сформировать у них исследовательское мировоззрение. Это способствует и повышению престижа науки, и выявлению молодых талантов, и содействию интеграции школьного и высшего образования, и созданию дополнительных условий для раскрытия творческих способностей детей.
На расширенном заседании научного ученического общества и методических объединений педагогов чеховской гимназии состоялся содержательный, интересный разговор с кандидатом педагогических наук, председателем малой академии наук Львом Ляшко. Главным вопросом, обсуждаемым на встрече между учениками, учителями и приехавшими учеными, был вопрос о поиске наиболее эффективных путей повышения результативности обучения учащихся, развития их познавательной активности, интеллекта, творческих способностей для подготовки к продолжению образования при получении профессии. Одним из таких путей может послужить научное и техническое творчество, развитие мышления, активная учебная позиция.
Гимназия №7 – первое из общеобразовательных учреждений, которое в районе сотрудничает с «Интеллектом будущего». Также у 7-й налаживаются связи с центром развития науки, образования и культуры «Обнинский полис», научно-образовательным центром «Росинтал», обнинскими научными организациями, поддерживающими талантливых в учебе и творчестве детей.
Гимназия планирует более широко вести обучение своих девчонок и мальчишек. Но и для заинтересовавшихся представителей других школ района основы методики учебных и научных исследований в открытом доступе. Ведь одна из важных задач педагогов 7-й – активизировать участие одаренных детей в районных, областных, общероссийских и международных конкурсах, форумах и конференциях.
Здесь проводят Всероссийский заочный конкурс эрудитов «Познание и творчество» для школьников 1-11-х классов, открытую конференцию «Юность, наука, культура» для старшеклассников и студентов, конкурсы «Научный потенциал-XXI» и «Первые шаги в науку» для 5-8-х классов, рождественские научные чтения для учеников начальной школы, Всероссийскую конференцию по физической химии и нанотехнологиям «НИФХИ», интеллектуально-творческий марафон, заочный творческий конкурс «Созвездие талантов», Всероссийский литературно-художественный конкурс «Восхождение к образу», философско-литературный конкурс «Озарение».
И, конечно же, это встречи с учеными, ведущими специалистами НИИ, циклы занятий «Введение в науку», обучение социальным инициативам и молодежным проектам, публикации в периодической печати, научно-популярных сборниках и журналах по образованию.
Гимназия №7 – одно из самых крупных учебных заведений Чеховского района. Это не просто школа с повышенным статусом, это особый образ жизни учителей, детей и их родителей. В результате творческой и экспериментальной работы коллектива здесь сложилась целостная педагогическая система, ориентированная на школьников, имеющих повышенную учебную мотивацию. Основа этой системы – непрерывность образования, гуманитарная направленность учебно-воспитательного процесса, активная научно-исследовательская и проектная деятельность школьников, социальное партнерство в обучении и воспитании учащихся на старшей ступени образования.
В 2004 году гимназия завоевала звание «Лидер» в I областном конкурсе «Лучшие школы Подмосковья» в номинации «Школа социального партнерства». В 2006-м данные о 10 педагогах и гимназистах опубликованы в энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» – ежегодном приложении к энциклопедии «Лучшие люди России». В 2007-м 7-я стала победительницей в конкурсе лучших общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в рамках нацпроекта.
Среди достижений гимназии последних пяти лет можно назвать постоянное повышение качества знаний среди выпускников гимназических классов по гуманитарным предметам, выпуск 29 медалистов, получение 115 призовых мест в районных предметных олимпиадах, двух призовых мест в областных олимпиадах, стипендию губернатора области, победу четырех педагогов в нацпроекте, 63 публикации по результатам экспериментальной работы.
Все эти результаты не появились бы в гимназии, если бы в ней не были созданы и постоянно не улучшались условия для обучения и воспитания ее учеников.
Работая над программой развития в 2002 году, гимназия, видя в то время свои проблемы (невысокое качество знаний в общеобразовательных классах, недостаточную готовность выпускников 9-х классов к осознанному выбору профиля обучения, несоответствие предлагаемых направлений обучения изменяющимся социальным запросам, отсутствие условий для серьезных занятий учащихся и педагогов научно-исследовательской деятельностью и использования ИКТ), поставила себе реальные задачи, над которыми неустанно трудилась все 5 лет.
Система образования совершенствовалась, в 7-й перешли на изучение двух иностранных языков и повысили информационную компетентность педагогов. Также увеличили часы в учебном плане для гуманитарных предметов и курсов предпрофильной подготовки.
Реализуя программу развития, гимназия послужила опорной школой муниципального уровня «Формирование модели сетевой организации профильного обучения», участвовала в эксперименте «Разработка и апробация модели портфолио», ввела технологию деятельностного метода в начальной школе, кропотливо занималась созданием библиотеки разрешенных к использованию Минобразованием видеоматерилов, электронных учебников и пособий, активно использовала образовательные ресурсы Интернета и оснащала новой техникой кабинет информатики.
Для развития познавательной активности, интеллектуальных способностей и творчества в гимназии ведется большая работа с одаренными детьми по самым различным направлениям, поощряются успехи и достижения школьников в учебе, искусстве, спорте. Одной из линий деятельности коллектива в плане педагогической поддержки одаренных школьников и стала активная учебно-познавательная, научно-исследовательская и проектная деятельность. Учебно-исследовательская и проектная деятельность меняет цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности.
Старшеклассники гимназии №7 выступали на различных муниципальных, областных, всероссийских и международных конкурсах, научно-практических конференциях, форумах, фестивалях: областной конференции «Природа собирает друзей», I областной зональной конференции ученических научных обществ Южного Подмосковья, всероссийских открытых конференциях обучающихся «Юность, наука, культура» и «Национальное достояние России», Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО», Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке», Всероссийском симпозиуме «Моя законотворческая инициатива», Всероссийском фестивале научно-исследовательских и творческих работ «Портфолио», общеевропейском конкурсе компьютерных работ на иностранном языке Join Multimedia.
За последние пять лет гимназисты завоевали множество дипломов, грамот, призовых мест, нагрудных знаков, медалей и званий. Среди наград есть 4 звания «Национальное достояние России», 2 нагрудных знака «Депутатский Резерв», 9 дипломов общеевропейского школьного конкурса, Премия Президента РФ для поддержки талантливой молодежи, медаль «За вклад в образование и воспитание молодежи», почетная грамота и диплом Государственной Думы, грамоты Российского военного историко-культурного центра при Правительстве РФ, нагрудные знаки Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Разнообразная деятельность на уроках и после них, система развития интеллекта, научно-исследовательская и проектная работа учащихся гимназии помогают им хорошо учиться, решать сложные задачи, поступать в высшие учебные заведения на бюджетной основе и иметь активную жизненную позицию.
Комментарии