Есть ли профессия, способная сравниться по доле ответственности с профессией учителя? Разве что профессия врача. И те и другие держат в руках наши жизни. Одни врачуют тело, другие – душу…
Безусловно, в последнее время профессия педагога испытала немало метаморфоз, отвечая запросам времени. Сегодня мы все чаще слышим о том, что слово «учитель» неотделимо от таких понятий, как «информационные технологии», «образовательные платформы», «системы и гаджеты»… И в этой связи наступивший год, объявленный указом президента Годом педагога и наставника, приходит как нельзя вовремя. И это не шаг назад, но возвращение к истокам, к тем незыблемым взращенным веками смыслам, которыми издавна наделяли профессию учителя. Безусловно, это профессионал своего дела, человек, владеющий практическим опытом, эрудит и воспитатель, и все же ключевым здесь является слово «человек», поскольку настоящий учитель – тот, кто помимо всего прочего обладает высокими нравственными качествами, способный своим примером вести за собой, передающий опыт и знания своим ученикам. И такого учителя уже мало называть просто учителем, так как влияние педагога подобного формата явно выходит за границы урока и даже школы. Такого человека мы называем наставником.
Наставничество в школе неотделимо от создания условий для успешной социализации обучающихся, а также успешности выпускников в будущей профессиональной деятельности. И сегодня мы хотим поделиться примером того, как работает система наставничества в школе №1512 имени Героя Советского Союза Алии Молдагуловой. Это рассказ о двух ярких примерах того, как с помощью наставника выпускник выходит в профессию.
Первая история началась в 2018 году. Тогда, почти пять лет назад, в стране состоялся первый Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, в котором приняла участие наш педагог, учитель биологии Наталья Михайловна Букаева. Мероприятие вышло масштабным, и впечатления от него остались такими сильными, что педагог решает не оставлять этот опыт за стенами школы, но принести его в класс. Тогда в рамках сотрудничества с Всероссийским научно-исследовательским институтом сельскохозяйственной биотехнологии учащиеся начинают работать над экологическими проектами естественно-научного направления. Стараниями педагога появляется возможность тесного взаимодействия с сотрудниками института, которые совместно с учениками и учителями школы проводят настоящие научные исследования в области молекулярной генетики растений.
По мнению Натальи Михайловны, залогом успешной социализации и правильного профессионального выбора является триединая система «учитель – ученик – ученый», причем ученый в данном случае не обязательно обладатель научных степеней, но прежде всего профессионал своего дела, живущий и дышащий своей профессией. А такой пример всегда заразителен, он вдохновляет. Вне всякого сомнения, такая система успешно зарекомендовала себя на практике, о чем свидетельствует участие старшеклассников в городских научно-исследовательских конференциях, что в свою очередь привлекает их внимание к научно-исследовательской деятельности.
В последнее время экологическое наставничество выходит на уровень метапредметности. На базе открытого в настоящем учебном году 10‑го медийного класса ученики под руководством педагога реализуют проекты, готовые их вывести на новый уровень мастерства, поскольку помимо экологического исследования конечный результат продиктован выбранным профилем журналиста, публициста, так как на выходе мы ожидаем получить цикл статей, посвященных актуальным экологическим проблемам. Работа интересна и многогранна. Это и мониторинг экологической обстановки, и изучение литературы по истории вопроса, что в итоге найдет свое выражение в ряде публикаций школьного и городского уровней. В школе это экологическая страница в школьной газете «Парус», а что касается уровня города – это уже наша вторая история.
О ней, впрочем, мы уже сообщали в более ранних публикациях на страницах «Учительской газеты-Москва». По счастливому совпадению я классный руководитель 10‑го медийного класса – член Клуба учителей, созданного на базе медиацентра газеты «Вечерняя Москва» и проекта «Пресса в образовании» в 2015 году и объединившего неравнодушных педагогов, готовых наполнить школьную программу жизнью и ищущих новые пути для личностного развития и профессионального роста.
Сегодня медиашкольники имеют прямой выход в профессию. Профессионально ориентированные, раскрывающие свои таланты, благодаря своему наставнику они получают уникальный и, можно сказать, беспрецедентный опыт, им предоставлена надежная платформа для реализации профильного обучения: мастер-классы с ведущими журналистами, мастерские, круглые столы… Ребята становятся авторами публикаций, развивая коммуникативные компетенции на страницах специально созданных рубрик. Многие из них регулярно печатаются на страницах проекта «Пресса в образовании», а в начале текущего года произошло радостное событие – за особые заслуги в области публикаций моя воспитанница была зачислена без вступительных испытаний в школу юного журналиста «Молодое перо», созданную на базе РОО «Центр социально-культурного развития семьи и молодежи «Перово» и редакции газеты «Вечерняя Москва». К слову сказать, в преддверии 2023 года на страницах «Прессы» была запущена новая рубрика «Наставник», и наш юный журналист Анастасия Полещук поспешила открыть ее словами благодарности: «Мария Анатольевна не критиковала, а давала время подумать, помогала найти правильное решение. Очень скоро я поняла, что хочу понравиться своему наставнику, оправдать все ее надежды, научиться писать интересные материалы. Мария Анатольевна очень аккуратно исправляла мои ошибки, подсказывала правильное направление. Вскоре я поняла, что мне важно и нужно знать ее мнение не только про журналистику, но и про то, что происходит вокруг. Бывало, что одна ее фраза помогала переосмыслить происходящее, посмотреть на проблему под другим углом. И часто казавшаяся ранее неразрешимой проблема становилась пустяком…»
Сложно что-то добавить после признания тех, для кого работает эта система, для кого живут и трудятся люди.
«Человек, на которого хочется быть похожим…» – так звучит название статьи, которую Настя посвятила своему наставнику. Так мы назовем всех тех, кто ведет за собой своими примером, страстью к работе, вдохновляя и воодушевляя.
Мария КОБЫЛИНСКАЯ, куратор проекта «Медиакласс» школы №1512 имени Алии Молдагуловой
Комментарии