Олимпиадное движение школьников как массовое явление появилось в 80‑е годы прошлого века. Сегодня это одна из важных форм образования в школе, которая позволяет наиболее полно раскрыть способности по любимому предмету. В нашей школе в последние годы благодаря поддержке Департамента образования и науки Москвы удалось вывести олимпиадное движение на новый уровень. В значительной степени этому способствовали такие программы департамента, как «Урок в музее», лингвистическая и математическая вертикали, семинары и выездные школы от Центра педагогического мастерства, интенсивные курсы от Ассоциации победителей олимпиад и центра подготовки к олимпиадам «Коалиция».
В последние годы школа динамично развивается, руководствуясь девизом: «Мечтай, учись, работай, действуй!» Большая часть педагогов и учеников нашей школы активно включились в олимпиадное движение, и это приносит достойные плоды. Как никогда, массовым стало участие учеников в школьном этапе Всероссийской олимпиады по большинству предметов. Лучшие из них достойно представили нашу школу на последующих этапах, вплоть до заключительного. Результаты говорят сами за себя: на региональном этапе победителями и призерами становились от девяти до четырнадцати участников в разные годы. Среди наиболее успешных можно назвать Ксению Корховую, Маргариту Завизион, Александра Захарова, Дарью Мушкарину. А Никита Ерохов и Валерия Иванова были призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады по истории в 2019 году. Мария Пархоменко стала в 2021 году призером заключительного этапа по истории, в 2022‑м она превзошла результат прошлого года и стала победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и призером по мировой художественной культуре (под руководством моим как историка и Елены Михайловны Козьминой (мировая художественная культура).
Школа имеет давние традиции участия в олимпиадах, особенно стоит отметить учителя русского языка и литературы Светлану Викторовну Барышеву, ее ученики не только добиваются выдающихся результатов в олимпиадах, но и демонстрируют высочайший уровень на государственной итоговой аттестации.
В последние годы в олимпиадное движение вовлекается все большее число учебных дисциплин. Особых успехов добились педагоги Татьяна Андреевна Орлова и Светлана Юрьевна Мушкарина (английский язык), Анастасия Васильевна Дидоренко (география): их ученики становились призерами и победителями регионального этапа и входили в сборную команду Москвы наряду с представителями нашей школы по русскому языку и истории.
Какие возможности перед детьми открывает участие в олимпиадном движении? Это и формирование личности ученика, и развитие эрудиции, и приобретение багажа дополнительных баллов к ЕГЭ, а в случае победы на заключительном этапе – открытие заветных университетских дверей. Кроме того, благодаря поддержке Правительства Москвы призеры и победители заключительного этапа поощряются весомыми премиями и получают возможность продолжать совершенствовать свои знания в специализированных летних лагерях, где общаются с единомышленниками и профессионалами в избранной области знания.
Победы и успехи учеников – результат длительной и подчас незаметной работы учителя, ведь, по выражению Плутарха, ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. И это в полной мере относится к мотивации детей для участия в олимпиадах. Как показывает опыт, лучших результатов достигают дети, проявившие интерес к определенной сфере деятельности еще в младших классах, поэтому не только учителя отдельных дисциплин (учителя-предметники), но и учителя младшего звена вносят свой вклад в результат. На примере своего предмета – истории – я часто замечаю, что первый урок в пятом классе для многих является первым шагом на пути учебных, а порой и профессиональных успехов на поприще такого неисчерпаемого предмета, как история. Заинтересовать, если угодно заинтриговать, вдохновить ребенка – вот первая задача учителя, желающего успехов своим ученикам на пути предметных олимпиад.
Юлия ФИЛИППОВА, учитель истории и обществознания школы №1356
Комментарии