Постулаты любви
Босоногим мое детство не было. Внимание, забота, тепло, любовь. Любовь, которую дарят тебе родители, близкие, всегда благотворна. Ребенок должен быть любим. Сразу. С первого мгновения своего существования, иначе ждет его судьбинушка. Иначе он не сможет любить себя, родителей, детей, близких – любить Человека. Все начинается с любви. Ведь философия – это любомудрие.
Человек приходит в мир нагим и беззащитным, а любовь его делает сильным. И счастливым. Счастливым, когда его понимают и принимают таким, как он есть.
А они, мои ученики, такие разные и такие одинаковые, когда впервые переступают порог школы. Они доверчивы и беззащитны. И у каждого из них уже есть жизненный опыт, я вижу его, когда смотрю в двадцать пять пар серых, карих, голубых, верных мне глаз. И взгляды такие разные: колкие и добрые, испуганные и удивленные, недоверчивые и открытые, но всегда ждущие, ищущие интересного, нового, увлекательного. И от тебя сейчас зависит их будущее, хотя многое уже предопределено и наследственностью, и воспитанием в семье. Но все же…
И вот я учительница. Первая учительница. Первым быть трудно. Я говорю им об этом. Почему? Какие неожиданные иногда ответы получаю! Я учу и ощущаю себя такой взрослой, умной, мудрой, уже много умеющей. А ведь совсем недавно, кажется, вот чуть-чуть, рядом, за плечами твое детство и первая учительница. Как важно помнить эти состояния, чтобы чувствовать и понимать ребят! Только этого мало! Надо многое знать, уметь не растеряться, не утонуть в теории, не стремиться передать свои знания, информацию (не люблю этого слова) ребятам. Ребенок – это целый мир, со своим порядком, законами. Учимся вместе: как строить мир, не разрушая его, как жить, чтобы видеть, слышать и беречь мир, существующий рядом с тобой?
Замечательно, когда твои воспитанники четко понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Когда ты можешь оценить поступки окружающих тебя людей. Но как трудно бывает порой и нам, взрослым, увидеть себя со стороны и осмыслить свое поведение, жизнь!
А ребенок? Эгоцентризм и незыблемость детских постулатов заслоняют его отражение в зеркале жизни. Ты, Учитель, помоги ему увидеть себя. Нет-нет, ни в коем случае не навязывай своего мнения ярлычками и яркими оценками. Ведь твое слово для него сейчас так много значит! Ты открываешь ему окно в мир, распахиваешь двери жизни – будь осторожен и внимателен! Cвет может и ослепить, а волны жизни накрыть или сломать хрупкие побеги. Все время живу с вопросом внутри: имею ли право? А ответа нет и скорее всего не будет.
Бывают ситуации: сегодня Ванечку похвалила, каким светом сияли его глаза, а вечером, проверяя тетради его соседки по парте Лены, как будто укололась! Лена, моя первая помощница на уроках, сегодня молчала. Обиделась – не заметили, не оценили. Начинаю казнить себя. Стоп! Я их всех люблю, моих малышей, и поэтому я смогу, я обязана научить их определять себя в этом мире, замечать и радоваться успехам друзей, чувствовать чужую боль и помогать тем, кому нужна поддержка!
Комментарии