search
main
0

Эрнест Сетон-Томпсон Система уроков о природе в шестом классе

Урок первый: Натуралист, художник, писатель. Собака – герой?
Задачи: 1) Учить слушанию устной речи. 2) Формировать навык анализа прослушанного текста. 3) Воспитывать понимание мира природы и бережное отношение к нему.
Оборудование: 1) Географическая карта. 2) Чучела или фотографии животных Северной Америки. 3) Иллюстрации Сетона-Томпсона к рассказам.

Эпиграф урока:

Я полюбил природу с детства…
Э.Сетон-Томпсон

А. Сведения из биографии.
Задание: Запишите словосочетания, которые показывают истоки достижений Томпсона как натуралиста, художника, писателя.
Э.Сетон-Томпсон (1860-1946), родился 14 августа 1860 г. на севере Англии. У него было 10 братьев. Эрнест был самым способным мальчиком в школе. Когда ему не было и 6 лет, отец уезжает с семьей из Англии и становится фермером (до этого был судовладельцем, но его дела пошатнулись). В 1870 г. семья переезжает в Торонто. Самым интересным местом в городе Эрнесту кажется мастерская по изготовлению чучел. Он пробует зарисовывать застывших птиц, собирает ракушки, перья, всяческие диковинки леса, воображая себя Робинзоном Крузо.
В 15 лет здоровье Эрнеста сильно пошатнулось (заболел от переутомления). Врач посоветовал сменить обстановку. Эрнест выбрал ту ферму, на которой прежде жила его семья, а теперь другие люди. У мальчика все находят талант художника, но ему хотелось быть ученым-натуралистом.
В 19 лет заканчивает с золотой медалью художественную школу. В 20 лет, выдержав огромный конкурс (из 100 – 6), он становится студентом Королевской академии г.Лондона. Читает Дарвина. Дает клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов.
В 1883 г. Сетон-Томпсон уезжает в Нью-Йорк, в Америку. Становится известным американским художником. В 1890 г. большой успех на Парижской выставке выпал на долю его картины “Напрасное ожидание”, изображающей поединок человека с волком. В 1898 г. издается первый сборник рассказов “Животные, которых я знал”, рассказы были снабжены его собственными рисунками. Сетон-Томпсон первым в мире выступил с произведениями, где героями были настоящие, а не сказочные звери и птицы. Он издает научные труды: “Жизнь северных зверей” (в 2 томах), “Жизнь диких зверей” (в 4 томах).
В процессе рассказа учитель обращается к географической карте, комментируя или предлагая сделать это ученикам. А также к иллюстративному материалу, чтобы помочь ребятам проникнуть в тот мир, в котором пребывал Сетон-Томпсон.
Б. Собака-герой?
Вопросы перед началом анализа: какие произведения вы читали, где один из главных героев – собака? Какие эмоции вызывает у вас порода собаки бультерьер?
В. Работа над произведением. “Снап”.
Какую характеристику Снапа получает автор в телеграмме (зачитать)? (“Будь с ним вежлив. Так оно безопаснее”). Как раскрывается характер Снапа в продолжении рассказа? (Выписать с цитатами особенности поведения собаки).
Начало: (смелость) “Бесенок грозно рычал…”, (агрессивность) “…он явно не собирался (раздражительность) шутить”, “…маленький деспот дожидался внизу моих ног”, “…он вцеплялся в мою ногу с такой яростью, что только толстое одеяло спасало меня от тяжкого увечья”.
Конец: (смелость) “Казалось, чувство страха было ему незнакомо”, (преданность) “…собачка…все время льнувшая ко мне”.
Меняется ли характер животного или он просто раскрывается с другой стороны? (клетка – агрессия; хладнокровие, выдержка; желание понять – уважение – дружба). “Не прошло и недели, как мы уже были друзьями…”
Г. Юмор в произведении.
Зачитайте наиболее интересные в этом плане отрывки. (“Подарок моего друга встал на ноги…”, “Он разрешил мне затопить камин и позволил одеться, ни разу не загнав меня на стол”).
Юмор Томпсона легок, ненавязчив.
Д. Человек и собака. Взаимоотношения.
Отношение автора к Снапу меняется на протяжении рассказа или нет? Подтвердите цитатами, текстовыми синонимами, обращая внимание на суффиксы в словах, касающихся Снапа.
Начало: Бесенок, лапка, хвостик (уменьшительно-ласкательные суффиксы).
“Снап, друг мой…”
Конец: малыш, маленькая белая собачка, белый песик, белый мячик (ум.-ласк.суф.), “…я ухаживал за ним, как за ребенком”.
Где показан в рассказе результат непонимания человеком как разумным существом представителя природы – собаки? (“Он ее презирал, она его боялась, и оба ненавидели друг друга” (хозяйка), “Можете сами возиться со своей гремучей змеей” (Гилтон).
Заключение: выразительно прочитайте эпизод встречи волка и Снапа. Почему автор так закончил свой рассказ?
Е. Словарь: экология – наука о взаимодействии растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. Термин предложен в 1866 г. В художественной литературе экологическая проблематика раскрывается главным образом в произведениях, посвященных отношениям человека и природы.
Итог: какое впечатление остается у нас после прочтения рассказа? Природы (в том числе и животных) нельзя бояться, нельзя ее презирать – ее надо любить, уважать и понимать.
Ж. Домашнее задание.
На выбор: 1) Читать Э.Сетон-Томпсона “Домино”, “Мальчик и рысь”. 2) Д. Лондон “Джерри-островитянин”, “Майкл, брат Джерри”. 3) Учить наизусть С.Есенина “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”. 4) Индивидуальное задание 3-5 ученикам, найти и подготовить пересказ сведений о памятниках животным в различных странах мира.
Второй урок читайте в следующем номере.

Ирина НИКОЛЬЧУК, Симферополь, Украина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте