С белой завистью смотрю на Россию
Эркин Зунуннович ИМАМОВ, директор Института проблем высшей и средней специальной школы Минвуза Республики Узбекистан.
– На совещании в Кремле вы стали свидетелем обсуждения Национальной доктрины образования России. Существует ли подобный документ у вас в республике?
– В 1997 году в Узбекистане был принят Закон “Об образовании” и одновременно Национальная программа по подготовке кадров. Это почти аналог российской доктрины. Согласно этой программе, у нас в республике вводится 12-летнее образование. Причем в отличие от России и других стран СНГ оно обязательно для всех.
– Переход идет безболезненно?
– Конечно, трудностей много. До этого в выпускных классах школы, техникумах и ПТУ обучались всего 500 тысяч человек. Теперь необходимо посадить за парту полтора миллиона детей. Для этого нужны хорошая материальная база, новые учебники. Только преподавателей требуется дополнительно 100 тысяч.
Но главное – приходится менять психологию людей. Все восемь лет независимости в республике было укороченное 9-летнее образование. Сегодня нужно потратить много сил, чтобы настроить ребят и родителей на обязательное 12-летнее обучение.
Правительство взяло на себя большую ответственность. Но результат стоит того. До 18 лет все наши дети будут находиться под надзором учителей, а значит, отчасти решаются проблемы подростковой преступности, наркомании.
Еще один отличительный момент нашей программы – государство официально объявило образование приоритетным направлением политики. Сейчас наш республиканский бюджет пересматривается с учетом необходимости создания новой материальной, методической и интеллектуальной базы образования.
Схема 12-летнего обучения такова: четыре года – начальная школа, с 5-го по 9-й класс – среднее общее образование, затем выдается аттестат, после чего все дети по выбору идут либо в академический лицей, либо в профессиональный колледж.
В академических лицеях, которые создаются исключительно при институтах и университетах, ребята углубленно изучают предметы по своей будущей специальности. Направлений несколько – естественное, техническое, медико-биологическое, гуманитарное.
В профессиональном колледже за три года ученик может овладеть одной-двумя профессиями. Если в прошлом году было открыто 35 колледжей, в этом – 98, в следующем планируется ввод еще 193 профколледжей. К концу 2002 года этот процесс завершится, и вся республика перейдет на 12-летнее образование.
– А что происходит с высшей школой?
– Огромный пробел – методическая база. Если проблема школьных учебников у нас практически решена, то с вузовской литературой дела обстоят неважно.
У себя в республике мы делаем акцент на развитие способности к самообразованию. Современные требования говорят о том, что именно благодаря самообразованию можно выйти на передовые позиции, обеспечить студентам академическую и социальную мобильность.
С этим тесно связаны вопросы признания дипломов, эквивалентности образовательных программ в странах СНГ. Поэтому мы очень приветствуем те интеграционные процессы, которые начались в последние полтора года. Это веление времени. Мы все вышли из одного государства. Советская система образования все-таки наложила определенный – положительный – отпечаток. И растерять этот потенциал было бы кощунственно. Поэтому интеграция необходима. Главное, к этому созрели все – и в республиках, и в Москве. Будущее – за единым образовательным пространством, которое сегодня начинает создаваться.
– Что бы вы позаимствовали у российской системы образования?
– Тяжелая экономическая ситуация, проблемы с оплатой труда – все это схоже в наших странах. Тем не менее Россия сумела сохранить свой интеллектуальный потенциал. У нас в республике сокращение приема в учебные заведения, повальное увлечение бизнесом привели к отчуждению населения от образования. Поэтому я с белой завистью смотрю на российский народ, который при тех же трудностях не потерял свою тягу к образованию. Ее, к сожалению, не позаимствуешь.
А в остальном, поскольку проблемы у нас одинаковые, речь скорее может идти об обмене опытом.
И в российской доктрине и в нашей национальной программе делается большой акцент на развитие личности, на гуманизацию образования. Приоритет – за общечеловеческими ценностями. Мне кажется, во всех республиках к пониманию этого пришли. Пора объединить наши усилия.
Наталья БУНЯКИНА
Комментарии