search
main
0

Эпоху Хрюши провожаю с сожалением

Совершенно незамеченным прошло событие, сообщения о котором были более чем скупы, – и это одна из причин, по которой хотелось бы высказаться. Про очередной визит Путина или фильм Березовского все уши прожужжат, а настоящее СОБЫТИЕ как-то все замолчали или прошлись вскользь…
10 марта умерла Наталья Державина, более 40 лет озвучивавшая несравненного Хрюшу в передаче “Спокойной ночи, малыши!”. Многие ли слышали ее фамилию, знали, что это за человек? Прожил ли этот человек счастливо? Всю жизнь играть в детскую сказочку, изо дня в день изображая в 20.00 поросенка для самых маленьких – это же несерьезно, скажет кто-то.
Нет, не соглашусь. Она прожила действительно если не насыщенную, то уж очень нужную для других жизнь. Как ни странно и ни обидно, но бывают люди, чья кропотливая работа совершенно незаметна, но без которой очень многое в мире было бы совсем по-другому. Сколько советских (теперь российских) детей выросло под этот ежевечерний телелепет? Для скольких одно из самых ярких и светлых детских воспоминаний связано с образом задиристого, непокладистого, но одновременно смешного и доброго Хрюши?
Думаю, что Наталья Державина, о которой я практически ничего не знаю, была бесконечно добрым человеком. Так уж устроена человеческая психика, но та атмосфера, в которой находится человек, накладывает на его сущность серьезный отпечаток. Не знаю, насколько правомерна здесь такая параллель, но думаю, что сумасшествие Гоголя и Салтыкова-Щедрина (у одного – почти фактическое, у другого – намечавшееся) и душевное неблагополучие Достоевского было обусловлено именно существовавшей вокруг и создаваемой ими в своих произведениях атмосферой. Не будем спорить об этом, но зло или добро, царящие в душе человеческой, неизбежно накладывают на нее определенный отпечаток. Именно поэтому я никогда не поверю, что ежевечерне “играющий в детство” взрослый может быть циничным, подлым, непорядочным. Не может.
Еще вчера каждый мог остановиться перед телевизором и с деланным взрослым высокомерием послушать “сказку для самых маленьких”. На подсознательном уровне это на самом деле успокаивало – при всех жизненных неурядицах оставалось что-то всегдашнее, которое было раньше, есть сейчас и будет всегда. Спросите людей: какие передачи олицетворяют для них российский “телеобраз”? КВН, “Что? Где? Когда?”, “Время” (или “Вести”), “Поле чудес” – думаю, что это будет. Однодневных и пресных “стирок” и “звеньев”, “погоней за миллионами” большинство не назовет. А вот “Спокойной ночи, малыши!” будут названы обязательно. Это, простите за высокопарность слога, доминанта сознания телезрителя нашей страны.
Конечно, передача будет жить, выходить в эфир (сейчас роль Хрюши озвучивает Наталья Голубенцева, “исполнитель” Степашки), но это уже другое. Популярность персонажа базируется не на тембре голоса, не на смешных интонациях кукольной зверушки, а на создаваемом образе и разыгрываемых ситуациях. И именно этих смешных, удивительных по своей доброте Хрюшиных историй мы больше не увидим…
В прошлом июне не стало Туве Янсон, автора муми-троллей. Этой зимой умерла Астрид Линдгрен. Теперь пришел черед “уходить” Хрюше. Естественно, никакой связи между этими событиями нет, просто идет жизнь, в которой смерть человека – явление хоть и трагическое, но неизбежное. Только как-то становится до боли грустно. Наше привычное детство уходит, на смену ему появляются абсолютно бездушные покемоны, спайдермэны, куклы Барби и телепузики. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя. А “эпоху Хрюши” я провожаю с сожалением.
“Не скажу о живых, а покойников мы бережем”, – говорил когда-то Высоцкий. Если судить по “незамеченности” этой смерти, то, видимо, и память о покойниках сегодня становится чем-то факультативным. Остановитесь на секунду, задумайтесь, помолчите в память о Человеке, “делавшем” наше детство.

Юрий ЭЭЛЬМАА
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте