Опоры о школьном учебнике истории не утихают. К счастью, они не мешают появлению новых учебников, нужных школе – учителям, ученикам, их родителям. Нужных школе, следовательно, нужных и обществу, все острее осознающему, что знать историю необходимо, чтобы “не наделать глупостей, сохранить уважение к самим себе, найти решение сегодняшних проблем”, ведь “забыть о прошлом – значит лишить себя будущего”.
Обращаясь с этими словами к школьникам, М.Ю.Брандт, автор рецензируемого учебника по истории средних веков, имеет все основания надеяться, что они будут ими услышаны, поняты и приняты. История “несовременная”, т.е. отделенная от наших дней столетиями, предстает перед глазами читателей живой, волнующей, близкой.
А теперь о методической системе учебника. Она продуманна, оригинальна (можно говорить о методическом новаторстве автора) и вместе с тем проста, логична, понятна и учителю, и ученику. Параграфы для обязательного изучения сочетаются с параграфами для тех, кто хочет знать больше. В каждой главе имеются рубрики для домашнего чтения – “Образы времени”, “Эпоха в лицах”, “Трудный вопрос”. Представленные в этих рубриках тексты весьма интересны. Автор называет их материалами для дополнительного чтения, но нет сомнения в том, что они будут прочитаны большинством учеников и не оставят их безучастными. Каждый параграф завершается вопросами к нему, рубриками “Читаем и отвечаем на вопросы”, “Интересное задание”. Основной учебный текст сопровождают вопросы и задания, короткие отрывки из документов, дополнительные факты и пояснения. Складывается впечатление, что М.Ю.Брандт ведет постоянный диалог с шестиклассниками – уважительный и в то же время требовательный.
И еще несколько важных для учителя-практика замечаний. Учебник позволяет организовать работу на разных уровнях обучения: репродуктивном, преобразующем, творческо-поисковом. Его можно с успехом использовать и в слабых классах, и в классах с углубленным изучением истории. Его структура такова, что учителю будет несложно определить главные и неглавные факты, теорию, цели урока, оптимальные приемы организации деятельности учащихся. При этом весь необходимый для успешного решения поставленных задач материал учитель найдет в самом учебнике: источники, отрывки из произведений художественной литературы, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, рекомендации по дополнительному чтению.
Несовременной истории не существует. Новый учебник М.Ю.Брандта это еще раз доказывает.
Ирина ГИНДЛИН,
кандидат педагогических наук, учитель истории школы # 1277
Москва
Комментарии