Во Флоренции чувствуешь себя студентом, сдающим сессию. Флоренция – храм искусства под открытым небом. Город в раме веков. Город-архив. Город-музей. Город-галерея. Город-экзаменатор…Ты не открываешь для себя город, ты его вспоминаешь, хотя ни разу в нем не был. Не каждому Флоренция откроет свою тайну. Во Флоренцию надо ехать подготовленным.
Город закрытых ставнейПросто созерцать то, что оставлено нам градостроителями Брунеллески, Буонталенти, Вазари, философом Макиавелли, поэтом, мыслителем, богословом, одним из основателей итальянского языка Данте, художниками Гиберти, Донателло, Фра Анджелико, Микелоццо, Уччелло, Лука делла Роббиа, Мазаччо, Альберти, Филиппо Липпи, Гоццоли, Андреа делла Роббиа, Вероккьо, Боттичелли, Гирландайо, Леонардо, Тинторетто, Микеланджело… нелепо. Я не назвал и десятой части тех, кто сделал Флоренцию городом – памятником эпохи Возрождения.Просто бродить по улицам Флоренции – пустое занятие. Да и не получится бродить по Флоренции с пустой головой и равнодушным сердцем. У Флоренции сильнейшее силовое поле. Сильнее, чем у Рима, Генуи, Пизы, Милана, Болоньи, Вероны… Разве что Венеция может соперничать с Флоренцией в силе духовного притяжения, ибо многие из тех, кого я перечислил выше, – учителя и ученики венецианской школы.Бродить по улицам и галереям Флоренции – работа, не совместимая с безмятежным ничегонеделанием туриста. Надо всматриваться в прошлое. Надо вдумываться. Надо вспоминать все, чему учили в школе и в вузе. Без определенной зрелости и знаний Флоренция пройдет мимо.Флоренция – город-учебник. Город-энциклопедия. «Человеческое участие в облике Флоренции вообще сомнительно: этот город – явление скорее природное, вросшее в пейзаж, точнее, из окружающего тосканского ландшафта вырастающее. Если башни – деревья, то соборы – горы», – сказал о Флоренции писатель-путешественник Петр Вайль.Флоренция – город закрытых ставней. Чтобы их открыть для себя, надо очень постараться. Город не раскроет свою природу праздному зеваке. Надо вжиться в его стены, согреть их своими прилежанием и жаждой познания.На каждой картине галереи Уффици или дворца Питти из коллекции Медичи – диалог с небом. Сюжеты кочуют из картины в картину: распятие Христа, Мадонна с Младенцем, введение во храм, поклонение волхвов, коронование Девы Марии, Святое семейство…Несмотря на щедрое итальянское солнце, ты под прессом Средневековья. Стены болезненно выцветшего цвета. Сюжеты картин и краски давят жесткой обусловленностью католических канонов. И только Якопо Тинторетто, для которого богом был свет, дарит свежую радость восприятия.Тинторетто называли «венецианский Микеланджело». Правда, «Тициан думал о Боге, когда писал, а Тинторетто о нем не думал», – размышляет в «Итальянском дневнике» Юрий Нагибин. Художественное кредо Тинторетто: «Рисунок – Микеланджело, краски – Тициана». Тинторетто писал не плоть, а кожу, и на вопрос, почему старые мастера писали так тщательно, а он так небрежно, Тинторетто отвечал: «Потому что у них не было столько советчиков».Сын красильщика, Тинторетто родился в Венеции и прожил по тем временам очень долго – 76 лет. Лепил маленькие фигурки из воска. Одевал их и писал при разном освещении. Так же как Эль Греко.Флоренция – город-академия, и ты в ней вольный слушатель. А как же Рим? Он же мощнее, скажете вы. И энергетика Рима должна быть мощнее. Да. Это так. Флоренция – игрушечный город по сравнению с Римом. Но в Риме – напряжение движения, а во Флоренции – напряжение чувств и мыслей. «Воспринять город как нечто, сотворенное вместе с рекой и окрестными холмами, – единственный способ спасения от «синдрома Флоренции»: есть такой термин в психиатрии, означающий нервный срыв от обилия произведений искусства», – советует Петр Вайль. И дальше. «Стоя среди каменных людей Ренессанса, поневоле расправляешь плечи, вытаскиваешь руки из карманов и чувствуешь стертость нашего века, рассчитанного на массовое производство».Флоренция словно законсервировала себя в эпохе Ренессанса, чтобы укорить нас в том, что за последние пять-семь веков в мире так и не появились новые Микеланджело, Рафаэли, Тицианы, Джотто, Леонардо да Винчи… Что мы так и не создали ничего подобного в архитектуре и живописи, а прозябаем на таланте предков, поставив на конвейер современное искусство.Флоренция – город штучный. И все-таки… Чтобы хоть как-то ослабить его сверхинтеллектуальное силовое поле, туристы (особенно молодежь) забираются на вершину холма Понте Веккио, на площадь Микеланджело, проводить солнце. Традицию встречать закат заложили туристы, к ней присоединились сами флорентийцы. С вершины холма как на ладони виден исторический центр города – река Арно, рассекающая Флоренцию на две равные части, колокольня Джотто, огромный купол Дуомо… Ближе к вечеру здесь паломничество туристов. С бутербродами, вином и пивом раскладываются на ступеньках. Это очень напоминает Испанскую лестницу в Риме, неподалеку от которой Гоголь писал «Мертвые души». Влюбленные пары. Случайные попутчики. Семьи в полном составе. Старики, для которых каждый закат солнца – уже событие прожитого дня…Жених и невеста устроили фотосессию. Японцы. Их целая свита. Неужели специально приехали во Флоренцию, на площадь Микеланджело, чтобы увековечить собственную свадьбу на фоне флорентийского заката?! Молодоженам рады. Уступают место для удобной съемки. Поздравляют – на английском, итальянском, испанском, немецком, польском, чешском, португальском, русском…Темнокожая девочка расплакалась на руках темнокожей мамы. Немолодая англичанка, явно светская дама, протянула крохе чупа-чупс. Малышка успокоилась. Хрупкое мгновение тишины ожидания проводов солнца было восстановлено. Дисциплина, как в театре или в концертном зале, аплодисменты и движение только после занавеса или последнего аккорда.Овации заходящему солнцу. Благодарность за то, что оно есть, что трудилось весь день, согревая мир и счастье тех, кто его сейчас провожает на прогретых им ступенях Пьяццале Микеланджело.За спинами – копия Давида, установленная в 1873 году. У подножия беломраморного постамента еще четыре бронзовые копии лучших скульптур знаменитого художника – аллегории из мемориальной часовни Медичи во флорентийской базилике Сан-Лоренцо.Мощное в своей умиротворенности единение людей, собравшихся здесь, под сводами столицы Тосканы, чтобы насладиться мигом заката, обещающим счастливое утро.Спроси я сейчас людей, что они думают, скажем, о войне в Сирии или об отравлении в Лондоне Скрипалей, меня бы сочли сумасшедшим. Так смешна и нелепа политика в атмосфере добра и безмятежности. Всегда бы так. И везде. Во всех городах мира…Улицы под зонтикомФлоренцию я назвал городом закрытых ставней. Генуя – город ставней открытых. Лигурийское побережье, порт длиной в 30 километров, стены домов, увитые бугенвиллеями, километровая очередь не к холодному мраморному Давиду Микеланджело, а в гигантский океанариум (итальянцы по-домашнему называют его аквариумом), где торжествует, переливаясь радугой плавников, живой подводный мир.600 видов животных и 200 растений. 70 резервуаров, содержащих 6000000 литров воды.Генуэзский океанариум второй по величине в Европе. Каждый год его посещают более 1,2 миллиона человек. Лучшего урока биологии и не придумаешь. И поэтому тоже в Генуе много детей, во Флоренции их почти нет. Флоренция любит серьезных и состоявшихся.Улица 25 апреля украшена разноцветными зонтиками. Они подвешены на растяжках между домами – синие, красные, желтые… Их тысячи. Улица отдана художникам – прапрапраправнукам и прапрапраправнучкам Тициана, Рафаэля, Джотто… Генуя живет настоящим и будущим, Флоренция консервирует прошлое.Символ Рима – волчица, выкормившая и сохранившая жизнь братьям Ромулу и Рему. Но в Италии, как я заметил, очень любят собак. Собак любят больше кошек, хотя в центре Рима, на развалинах Торе Аржентина, есть специальный приют, где живут 700 бродячих кошек. С собакой можно войти в офис, аптеку, магазин… Попробуй оставить ее одну больше, чем на пять часов, и будешь прилично оштрафован. А за то, что выбросил собаку на улицу, можешь получить тюремный срок. Это тоже наглядный урок доброты детям.В уютной кондитерской во Флоренции спросил у прехорошенькой продавщицы, где ближайший супермаркет. Разговорились. Оказалось, Наташа с Украины. В Италии 15 лет. Замужем за итальянцем. Кондитерская – Наташина собственность. Она в ней все – и владелец, и директор, и бухгалтер, и продавец…Не мог же я упустить случай и не расспросить Наташу, где и как они с мужем учат своих детей.- Образование в Италии традиционно… пестрое, – Наташа не сразу нашла нужное прилагательное. – Несмотря на то что все школы и вузы контролирует государство, учебные заведения имеют право на известную автономию и самостоятельность в выборе учебных программ и методов преподавания. В местной прессе пишут, что это стало проблемой. Италия все-таки стремится максимально приблизиться к европейским стандартам. Уйти от самодеятельности.Детей с трех лет отдают в школы раннего развития. Цель такой школы не вундеркиндов выращивать, а научить малышей общаться друг с другом. Психологически вывести их за рамки семьи. Научить правильно реагировать, например, на агрессию сверстников. Жить в коллективе. Так закладывается поведенческая база для школы. Знания придут, а вот основы поведения надо тонко и терпеливо сформировать.На моих глазах Наташа из кондитера превращается в опытного педагога. С улыбкой говорю ей об этом.- Спасибо, но не удивили. По образованию я педагог. Окончила в Одессе педучилище.В группах по 15‑20 человек. Учатся в основном по методу знаменитого педагога Марии Монтессори, а ее девиз известен: «Помоги мне сделать это самому». Каждый ребенок уникален. Второго такого нет. Все дети от природы горят желанием стать лучше. Родители и педагоги обязаны им в этом помочь. Все очень просто!Наташа широко улыбается. Это русская улыбка на посмуглевшем итальянском лице.- В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые две ступени бесплатны и обязательны для всех. Чему учат? Чтению, письму, арифметике, рисованию, музыке… Это обязательные дисциплины. По желанию родителей ребенок может посещать уроки богословия. Многие школы включают в программу иностранные языки. Не секрет, что до недавнего времени итальянцы были «немыми» – никакой другой язык, кроме родного, не признавали. Сейчас мода поменялась.Дети учатся пять дней в неделю по шесть часов в день. В конце каждой ступени проводится тестирование.Вообще итальянские школьники и студенты не отличаются прилежанием. Отложить на завтра то, что можно сделать сегодня, а завтра об этом забыть… Это у настоящего итальянца в крови. Поэтому и бизнес здесь налаживать трудно. И налоги душат. Мы с мужем подумываем продавать бизнес и… Из Италии уезжать, – Наташа вздыхает. Ее улыбка угасла, так солнце уходит за горизонт.К слову. По опросам социологической службы Comunicazione, итальянские школьники не горят желанием учиться, так как считают свои школы устаревшими, а методы преподавания – скучными. Ученики жалуются, что школьная программа отстает от запросов времени. 67% школьников назвали несовременными методы преподавания. Почти 70% опрошенных недовольны преподаванием английского языка. По их мнению, оно носит необязательный, формальный характер. 50% учеников мечтают, чтобы стены учебных заведений украшали граффити. 38% хотят, чтобы преподавательский состав заметно помолодел. За обучение с использованием смартфонов и iPad высказался 71% школьников.
Ученики критикуют учителей за сухость и монотонность уроков. Подавляющему большинству надоели домашние задания. Жалуются даже на внушительную толщину учебников – их тяжело носить в рюкзачке. Многих в школе угнетают цвет стен (41%), старая мебель (74%), зарешеченные окна, напоминающие тюрьму (52%).
Флоренция – Генуя – Москва
Комментарии