Поэты, режиссеры, художники, актеры начала ХХ века на фотографиях Александра Родченко
В Москве в Центре фотографии братьев Люмьер можно провести сразу несколько уроков – по литературе и истории, по культуре и дизайну и, конечно, по истории фотографии. Здесь до начала апреля работает экспозиция «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation». В работах выдающегося представителя русского авангарда, художника, новатора в области фотографии запечлены его коллеги, соратники по созданию журнала «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», его студенты, родные и друзья. А в общем, целая эпоха – 20-30‑е годы ХХ века. Эпоха надежд, революционных перемен в искусстве, поиска новых форм и смыслов, эпоха предвкушения надвигающейся катастрофы.
58 снимков, отпечатанных с оригинальных негативов автора. Лица, улицы, дома, фоторепортажи. Кажется, что заглянул в мастерскую, где гений только что проявил то, что назовут впоследствии новым словом в фотографии. Съемка с непривычного ракурса, диагональное построение композиции, крупные планы и внимание к деталям, применение двойной экспозиции.
Так же, как мы, но почти на сто лет раньше, в апреле 1924 года, в мастерскую художника заглянул его друг и соратник Владимир Маяковский за фотопортретами для готовящихся книг. В результате была создана серия знаменитых фотографий поэта, о которых критики впоследствии скажут, что по таким портретам пишется история. Один из них стал элементом фотомонтажа на обложке книги «Разговор с фининспектором о поэзии». Другой портрет Маяковского, в полный рост на стуле, был отпечатан в виде отдельного плаката в 1940 году.
Целую историю можно рассказать о Москве, запечатленной на фотографиях Александра Родченко. Вот дом Моссельпрома, где в те годы находилась контора Московского треста по переработке сельскохозяйственной продукции и где в течение двух лет заведующим культбюро был Осип Брик, коллега Владимира Маяковского по группе ЛЕФ (Левый фронт искусств). Маяковский и Родченко создали около 50 рекламных плакатов для Моссельпрома, а самой масштабной по тем временам рекламной кампанией стала роспись гигантской стены здания, выходящей в Соболевский переулок. Она и запечатлена на фото. Вот продавщица сигарет на Пушкинской площади, совсем не такой, какой мы привыкли ее видеть. А это лодки на Москве-реке. Спокойная водная гладь, и лодки у пристани в ожидании гребцов. Этой фотографии и ее автору досталось от критиков. Родченко обвинили в плагиате, указав на схожую тему на фото американского мастера. «Крупная безграмотность или мелкая гадость» – так ответил Родченко на обвинения.
А вот пионеров того времени Родченко изобразил нехарактерно, «неполиткорректно», как написали критики о его «Пионере-трубаче». Дескать, мальчик на фото не соответствовал советской пропаганде.
Александр Родченко писал, что хочет делать фотографии, которые будут удивлять и поражать, отображая жизнь в ее простоте и сложности. В 1937 году он сделал снимок «Полевые цветы». Его влекли вечные темы детства, материнства, любви. «Полевые цветы» – уже не просто фотография, это новый жанр, который сам Родченко определял для себя как фотокартина. Смотришь на нее, и невольно приходит сравнение с «Девочкой с персиками» Валентина Серова. Но время на фотокартине совсем другое – предвоенное, и ощущения от нее совсем другие.
«…новые объекты надо снимать с разных точек, давая полное представление об объекте», – считал Александр Родченко. И, даже увидев всего лишь 58 снимков, что представлены на выставке, можно сложить представление о новой эпохе, которая сперва очаровала и увлекла многих, а потом ужаснула.
Ольга МОХОВА
Комментарии