Важный вопрос, который стоит перед каждым педагогом: нужно ли менять подход к проектированию урока? Основной характеристикой учителя в этих условиях должна стать профессиональная мобильность. Отметим ее характеристики: работа с информационным полем, новые формы организации и расширение образовательного пространства, коммуникация с профессиональной средой. Школе требуется педагог, который способен справиться с большим объемом информации, критически ее осмысливать и перерабатывать, отбирать оптимальные формы организации процесса обучения и тем самым повышать качество образования.
Таким образом, подход к проектированию урока становится той комплексной задачей, которую необходимо решить педагогу. Она предполагает следующие вызовы: феномен физического и дигитального пространства; смешанный формат обучения; формирование навыков XXI века, упор на самостоятельную деятельность учащихся; работа методом проектов, применение системно-деятельностного подхода как проблемно-ориентированного обучения.
При таком подходе к учащимся предъявляются все большие требования не к знаниям, которые они получают в ходе образовательного процесса в средней школе, а к возможностям находить решения в сложных нестандартных ситуациях при применении новых технологий, сочетании различных источников информации и представлять эти решения проблем в различных формах и в сжатые сроки. Этот тренд в образовании получил определение «функциональная грамотность».
Современные исследователи А.А.Сорокин, А.В.Половникова отмечают, что наиболее полно раскрывает смысл определение, данное А.А.Леонтьевым: «функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Такое определение раскрывает практическое проявление функциональной грамотности как способности решать жизненные задачи, что отвечает современным требованиям к результатам образования как навыков XXI века: критически, креативно решать задачи, уметь работать в команде, четко структурировать мысль в процессе общения. Таким образом, это интегральный результат, обеспеченный усилиями разных учителей-предметников и потенциалами различных школьных предметов.
Метапредметный и межпредметный характер взаимодействия, общие и частно-методические принципы обучения, формы, методы и средства, необходимые для формирования ФГ учащихся школы, раскрываются в логике современных приемов педагогического проектирования: модели постановки целей по SMART, организация структуры урока по модели ADDIE, оценка критериев формирования ФГ PURE и CLEAR.
Реализация ФГОС-2021 следует общей логике построения качественного российского образования с учетом современных тенденций. В контексте решения задач по формированию ФГ педагогам следует обратить внимание на современные подходы к реализации целей и задач урока, разработку педагогического проекта занятия, чтобы учесть те тренды в образовании, которые помогут учащимся не только получать качественное образование, но и решать познавательные и практические задачи.
Дмитрий ВОДОЛАЗОВ, учитель истории и обществознания школы №1103 имени Героя Российской Федерации А.В.Соломатина, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания истории, обществознания и права ИГН МГПУ
Комментарии