В декабре 2007 года на официальном сайте Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru прошла интернет-конференция, посвященная теме «Школьная информатизация: образовательные ресурсы, программное обеспечение, Интернет». На вопросы посетителей сайта о том, какие перспективы открывает подключение в 2006-2007 годах всех школ России к Сети, согласился ответить Александр ОСИН, генеральный директор Республиканского мультимедиа центра.
– Есть ли какие-либо организации в структуре образования, которые могли бы помочь нашим образовательным учреждениям определиться со стратегией информатизации?
– В системе образования существуют лишь два крупных государственных предприятия – Республиканский мультимедиа центр (www.rnmc.ru) и Государственный научно-исследователький институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» (www.informika.ru)*. Думаю, никто из нас не откажется проконсультировать конкретное образовательное учреждение относительно этой проблемы.
Но сначала нужно выяснить, что подразумевается под словом «стратегия». Дело в том, что во всем мире любые стратегии информатизации состоят из нескольких направлений. Первое – это средства (компьютер и сети). Второе – то, для чего они служат (электронные образовательные ресурсы – ЭОР). Третье направление всегда связано с повышением квалификации педагогов и четвертое – с автоматизацией управленческой деятельности.
ИКТ развиваются очень быстро, поэтому сверять часы и вносить изменения приходится регулярно. В 2005 году по заказу Рособразования была подготовлена последняя версия Стратегии информатизации российского образования, которая ничем не хуже любых других мировых. Так, например, было признано, что самый перспективный носитель информации – сеть «Интернет». Достаточно большой опыт работы с изданиями на CD показал: в наших географических условиях это оптимальный вариант. Также пришли к выводу: ЭОР – это самое сложное и самое важное направление информатизации. Ведь если у нас нет каких-то новых образовательных продуктов, которые обладали бы какими-то новыми качествами, то нет смысла передавать что-то по Сети.
Как все это отражается на конкретной школе?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно совершенно четко представить себе, зачем вообще нужна информатизация системы образования. Чаще всего приводят следующий аргумент: поскольку на дворе XXI век, человек использует компьютеры во всех отраслях народного хозяйства, поэтому и в школе нужно изучать его. Однако нужно посмотреть на проблему с другой стороны.
О том, что нас всех захлестнула лавина информации, уже даже СМИ прекратили писать – это воспринимается как норма. О том, что теперь нужно учиться всю жизнь, также прекратили писать – потому что это уже и так всем понятно. А теперь давайте представим себе еще раз нашу школу с классно-урочной системой, преподавателями, учениками. Поскольку одного педагога на всех никогда не хватает, для повышения эффективности нужно сделать так, чтобы к каждому школьнику был прикреплен отдельный учитель, а лучше – несколько, причем разных специальностей. Но поскольку это невозможно, нужно искать выход не в увеличении количества педагогов, а в принципиально новых подходах к образованию. И Интернет как нельзя лучше подходит для этих целей.
Конечно, подключения образовательных учреждений к Сети, а также улучшение качества работы каналов связи будет развиваться и дальше. Но теперь главное – начать развивать внутренние сети и заполнить их качественным контентом. До сих пор компьютерные классы обычно использовали на уроках информатики. Сейчас признано, что компьютеры можно и нужно использовать на всех предметах. Однако в перспективе ИКТ все больше и больше будут использоваться вовсе не на уроке, а во внеурочное время при выполнении самостоятельной учебной работы.
– Если обещано, что школы будут бесплатно пользоваться Интернетом в течение двух лет после подключения, значит, мы не будем оплачивать работу в Сети до 2009 года?
– Действительно, государство оплачивает трафик в течение 2 лет с момента подключения. Более того, для тех школ, которые были подключены в первой половине 2006 года, в региональном бюджете уже предусмотрены средства на эти цели. То есть регионы уже согласны оплачивать работу школ в Сети.
– Практически все якутские школы подключены к Интернету, что не может не радовать. К сожалению, мы не можем использовать ресурсы Сети в полной мере, так как скорость передачи данных очень мала. Вместо обещанного минимума 128 кБс она гораздо ниже, а то и вовсе равна нулю. И это не единственный случай – подобная проблема есть практически у всех, кто подключен через спутник. Что планируется сделать для исправления ситуации?
– Увы, это действительно серьезная проблема, причем не единичная. Все дело в том, что магистральные каналы нередко не выдерживают резко возросшей нагрузки. В этом случае тем пользователям, у которых возникают подобные проблемы, необходимо обратиться с официальным письмом в Рособразование. И по каждому конкретному случаю будут приняты меры.
– Почему подключаемые учреждения не получают печатного руководства по пользованию Интернетом? Можно было бы разослать по школам книги с описанием возможных вариантов пользования полученными услугами, информацией об оборудовании, техподдержке и так далее. При этом не стоит перепечатывать все, что уже выложено в Сети, но хотя бы ссылки на них должны быть. Люди начнут гораздо быстрее ориентироваться в Интернете, что сэкономит значительное количество времени.
– На самом деле, подобные руководства изданы и разосланы по школам. В частности, в 2007 году «Информика» разработала «Путеводитель по Internet» (в электронном виде его можно найти на сайте www.informika.ru/text/intern), который поставила во все школы. Помимо этого, сейчас идет интенсивная работа над созданием так называемой Стартовой страницы, которую будут видеть все пользователи школьного Интернета. Она как раз и направлена на решение перечисленных проблем и послужит удобным навигатором по Сети.
– Существуют ли мировые аналоги такого стремительного подключения всех школ одного государства к Интернету и создания единой системы образовательных ресурсов?
– Аналоги, конечно, есть. К примеру, Евросоюз в начале 2000 года запустил программу подключения школ к Интернету, которая закончилась через три года. Однако если сравнивать решения, которые были использованы в Европе и у нас, то выяснится, что европейцы делали это в довольно тепличных условиях, учитывая очень высокую плотность населения и насыщенность самыми разнообразными современными средствами связи. Все это позволило им решить поставленную задачу весьма эффективно и в сжатые сроки. Разумеется, что в России пришлось преодолеть колоссальное количество трудностей. И я совсем не уверен, что западные компании смогли бы решить аналогичную проблему за столь короткий промежуток времени в столь суровых условиях.
Что касается единой системы образовательных ресурсов, то мы не отказываемся от вариативности образования, от главной идеи, что информацию можно черпать из разных источников. Мы говорим о том, что государство сейчас очень серьезно занялось проблемой ЭОР. Чтобы понять, насколько это важно, вспомните начало 90-х годов: на каждом перекрестке тогда людей призывали купить ребенку компьютер, и тогда все проблемы с учебой отпадут. Купили, но ничего не изменилось. В конце 90-х родился новый лозунг: подключите компьютер к Интернету, и ваш ребенок будет замечательно учиться! Подключили. И ничего хорошего не произошло – наоборот, дети стали заниматься тем, что никакого отношения к учебе не имеет. Компьютерные игры, развлекательные сайты, неприличные ресурсы, болтовня по ICQ – все это вряд ли способствует образованию.
Почему все это происходило? Потому что тогда не было понятия об ЭОР федерального уровня. Поскольку проблема была выявлена уже начиная с программы РЕОИС в 2001-2005 года, развитию ЭОР стало уделяться гораздо более серьезное внимание.
Сегодня благодаря усилиям НФПК,
Минобрнауки России и Рособразования, а также при поддержке ПНП «Образование», развивается не только школьный Интернет, но и очень многие сопредельные отрасли.
К слову, на Западе совершенно другая ситуация. Не так давно программу образовательных ресурсов затеяли в Великобритании, поручив ее известной телекомпании ВВС. Хранилищем этих ресурсов – аналогом нашего Федерального центра информационно-образовательных ресурсов – стало британское отделение Microsoft. Мы специально ездили и знакомились с тем, что там сделано и делается. Все было очень солидно, однако есть весьма существенные различия, в частности, по составу этих ресурсов. Компания ВВС обладает, конечно, колоссальным количеством фильмов великолепного качества, связанных со всеми областями общественных наук. И образовательную коллекцию в основном и составили фрагменты этих фильмов. С нашей точки зрения этого совершенно недостаточно.
– Будут ли выделены деньги на лицензионное ПО для школ, или эту проблему придется решать муниципалитетам? Как работать, если нет лицензионного ПО? Каков состав пакета ПО, поставляемого в школу сейчас, и кто автор этого списка?
– Могу успокоить вас: ни школам, ни муниципалитетам не придется решать эту проблему. Государство выделило средства, провело конкурс и уже реализует комплектацию для всех школ страны пакета лицензионного ПО, который начал поступать в школы страны с января 2008 года*. Что касается пакета программ, то список включает 29 позиций и занимает 11 страниц, поэтому я не буду зачитывать их. На каждый продукт выкуплена лицензия на 3 года, причем она распространяется не только на программы, установленные в школах, но и на те, которые учителя могут установить на свои домашние компьютеры.
В пакет входят:
2 оперативные системы – Microsoft Windows XP Pro и Microsoft Windows Vista 2007;
офисные пакеты Microsoft Office 2003 и Microsoft Office Enterprise 2007;
средства программирования – Pascal, Turbopascal, C++ и так далее;
графические пакеты для создания как растровой, так и векторной графики;
средства работы с текстами (распознавание и верстка);
средства управления школой (бухгалтерия, расписание); web-дизайн.
Также имеется диск с примерами ЭОР нового поколения, чтобы люди сразу смогли бы ознакомиться с ними, скачать программное окружение и знали, по каким адресам обращаться для обновления. Все это по школам РФ распространяется совершенно бесплатно. Что касается авторства, то здесь за основу был взят государственный образовательный стандарт. А перечень ПО для школ регламентирован специальным распоряжением Правительства РФ №1447 от 18.10.2007-р «О приобретении для образовательных учреждений программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения и дополнительный пакет специализированного программного обеспечения, а также о внедрении системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся».
– Нас всех волнует вопрос обеспечения школ РФ легальным ПО. Каким образом школы должны решать проблемы обслуживания и администрирования ПО, в том числе и свободно распространяемого? Как школам необходимо решать проблемы, связанные с информационной безопасностью?
– Государство создало условия для того, чтобы у пользователей был выбор. Благодаря тому, что школам подарены лицензии, каждый работник ОУ в течение ближайших 3 лет может воспользоваться услугами фирмы Microsoft. Параллельно, как вы знаете, будет разрабатываться пакет свободно распространяемого (так называемого отечественного) ПО на основе ОС Linux. В 2008 году начнется апробация этого пакета и уже в 2009-2010 году школы смогут, если захотят, использовать эти пакеты у себя*.
Однако нужно четко понимать, что именно мы получим как в том, так и в ином случае. Так вот, когда говорят, что ОС Linux совершенно бесплатен для пользователя, то это, мягко говоря, неправда. Дело в том, что если вы покупаете лицензию от Microsoft, то вы вступаете под покровительство этой компании. И на вас работает огромный штат высокопрофессиональных сотрудников Microsoft, которые решают все ваши проблемы, отвечают на вопросы, обновляют ПО, заделывают дыры и так далее. В случае возникновения каких-либо проблем мы можем обратиться в российское отделение Microsoft и получить консультацию. Но, повторяю, все это можно сделать, только заплатив и купив лицензию.
Это один вариант. Второй касается свободного ПО, которое на сегодняшний момент достаточно совершенно. Однако чтобы содержать его, нужно искать себе системного администратора, который и будет решать достаточно часто возникающие проблемы с драйверами и другими компонентами. Повторяю, все это вполне решаемо, но заниматься этим должен либо сам продвинутый пользователь, либо отдельный специалист. Так вот, в первом случае вы заплатили за лицензию и будете обращаться в сервис-центр, во втором придется тратить деньги на человека, который будет постоянно следить и обновлять ваше ПО. Оба пути имеют право на существование, но выбирать должна каждая школа.
– Чем ЭОР отличаются от электронных библиотек и учебников?
– ЭОР – понятие достаточно широкое. Грубо говоря, сюда относится все, что можно воспроизвести с помощью электронных устройств. Но вообще ЭОР делятся на несколько групп, к одной из которых относится даже обычная магнитофонная лента, на которую записаны различные вопросы, скажем, на английском языке. Мы ограничимся теми ресурсами, которые можно воспроизводить с помощью компьютера.
Их всего три типа.
Первый – текстографические ресурсы, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках.
Второй тип – моноформатные ресурсы, которые составляют, например, Единую образовательную коллекцию НФПК*. Сюда относятся аудиозаписи, видеофрагменты, картины – словом, все, что выполнено в одном формате.
Наконец, третий тип – мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедиа» означает «много средств». Обычный мультимедийный плеер на самом деле может воспроизводить и текст, и графику, и музыку, и видео, но – по очереди. Точно так же и мультимедийные коллекции содержат наборы самых разных ресурсов, но в отдельный момент мы используем только что-либо одно. А вот мультимедийные ЭОР могут одновременно воспроизводить сразу несколько разных файлов, причем все они интерактивны. По существу идет воспроизведение фрагмента реального мира, то есть формируется виртуальная реальность. С этими объектами вы можете желать то же, что и в реальном мире – рассмотреть, повернуть, заставить действовать, управлять и так далее.
Понятное дело, что ничего этого в электронных библиотеках нет. В чем же отличие ЭОР от учебников? Традиционная парадигма образования включает три обязательных компонента: получение информации, практика и аттестация. Подобный подход существует уже не одно тысячелетие, и появление компьютера здесь ничего не меняет. Резонно задать вопрос, а какова же другая парадигма образования? В качестве примера можно вспомнить фильм «Матрица»: надел шлем, запустил подходящий файл, и через несколько минут ты уже все знаешь и умеешь. Правда, пока мы до этого не дошли, но тут лишь дело времени. Так вот, книга может поддержать только один компонент – получение информации. А вот мультимедийные ЭОР способны охватить все компоненты, выполнить любое виртуальное задание, осуществить любой контроль как с участием преподавателя, так и без, контроль на тренажерах и так далее. То есть эти ресурсы минимум в три раза мощнее учебников.
– ЭОР – это приложение к учебнику или вполне самостоятельные учебные курсы?
– Оба подхода правомерны. Существует заблуждение, что ЭОР способны полностью вытеснить книги. Так вот, это не так, книгу никто не отменял, у нее есть огромное количество преимуществ, она удобна всегда и везде, ее можно использовать как в вагоне, так и на лужайке в лесу. У книги 500-летняя традиция применения, она нам еще долго послужит. Весь наш мир – это процессы, объекты, абстракции. А абстракции можно передать только текстом. Поэтому текстовое издание пока невозможно чем-либо заменить. Да, есть немало вариантов замены бумаги какими-нибудь другими материалами. Но это уже проблема совсем иного рода.
Точно так же ни один электронный продукт никогда не заменит человека. Если говорить языком информатики, учитель – такая экспертная система, которая может ответить практически на любой вопрос, причем разными словами, с разной степенью доступности. Но учитель – это еще и воспитатель, а ведь пока что ни один компьютер не в силах взять на себя такую роль. Можно сказать, что педагог – это непреходящая ценность, с которым ни одна машина не сравнима.
Но при этом нужно понимать, что именно компьютер помогает нам делать. На ум приходит такая аналогия: к примеру, землю можно копать лопатой (вспомните, что грандиозные стройки социализма велись с помощью простейшего шанцевого инструмента), а можно и экскаватором, получится во много раз быстрее, но все равно окончательную доводку придется делать вручную. Если сравнить с нашей ситуацией, то какую-то грубую работу можно поручить компьютеру, однако «тонкая шлифовка» остается за человеком.
– Насколько обязательны ЭОР для применения в школе? Будут ли предложены варианты для использования? Свободен ли учитель в выборе ЭОР?
– Никаких директив на этот счет учителям никто спускать не будет. Однако предполагается, что каждый заинтересованный пользователь – учитель, студент, школьник и так далее – очень скоро сам поймет пользу ЭОР и начнет их использовать самостоятельно. Но сделано это может быть только добровольно.
Вариативность же заложена в самой структуре ЭОР нового поколения. Речь идет об интерактивном мультимедиа контенте. Такие продукты раньше существовали только на CD, что вполне объяснимо, ведь при использовании компакт-диска интенсивность рабочего потока равна примерно 5 Мгбит/сек. Глобальная Сеть, даже широкополосная, этого просто не выдержит. Чтобы проводить лабораторные работы вне школы, тестирование, самоаттестацию и так далее, необходим интерактивный мультимедиа контент, который с помощью модульной структуры удалось перенести в Интернет.
– Несмотря на то, что основы учебных курсов, особенно в точных науках, примерно везде одинаковы, все же методика преподавания у разных педагогов отличается. Гуманитарии в этом плане еще больше свободны. Можно ли сформировать авторский учебный курс на основе этой системы? Сможет ли эта система учитывать индивидуальные особенности учеников?
– Как только появился компьютер, очень многие педагоги и психологи начали говорить о том, что мы получили средство индивидуализации обучения, которое облегчает возможность создания авторского обучающего курса. Ученики ведь бывают разные – аудиалы, визуалы, кинестетики. Да и учителя тоже. Авторский курс они создают годами, перерабатывая тонны информации. Так вот, в ЭОР каждому модулю соответствует бесконечное количество вариативов. Например, закон Ома можно изложить самыми разными способами, для самых разных категорий учащихся – для слабослышащих, умственно отсталых детей, для учеников профильных классов, на иностранных языках и так далее.
Сколько лабораторных работ может быть изложено в учебнике? Единицы. А в сети их сотни и тысячи. Сейчас достаточно посмотреть ЭОР нового поколения по биологии, химии, МХК, и вы убедитесь, сколько их уже создано.
Из всего этого можно сделать вывод: сама архитектура ЭОР позволяет поддерживать вариативность образования. На сегодня по 10 предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс сделано 10000 учебных модулей – то есть примерно по 1000 на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое покрытие, которое позволяет вести учебный процесс. К тому же постоянно разрабатываются все новые и новые вариативы.
– Может ли учитель самостоятельно изменить учебный модуль?
– На самом деле ЭОР нового поколения более правильно назвать открытой образовательной модульной мультимедиа системой. Главное слово здесь – открытая. Каждый модуль доступен для каждого пользователя, в том числи и ученика. Летом 2007 года мы с представителями Рособразования и компанией «Академия АйТи» провели конкурс в компьютерных лагерях среди детей на разработку ЭОР нового поколения и попросили высказаться относительно качества существующих модулей и по возможности улучшить их. Конкурс длился всего 1 месяц, было охвачено примерно 10 регионов страны. Так вот, ребята очень легко «вскрывали» модули и изменяли их содержимое. Более того, делали они это порой настолько удачно, что работы победителей конкурса были куплены разработчиками.
– Когда ЭОР станут доступными для российских учителей?
– На самом деле Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) открыт для доступа уже с лета 2007 года, его адреса – www.fcior.edu.ru и http://eor.edu.ru. Все желающие могут зайти туда и скачать то, что им нужно, из 10000 модулей. Но поскольку не имеет смысла качать всю эту массу, лучше выбрать те модули, которые необходимы для составления индивидуальной образовательной траектории. Как я уже говорил, в каждую школу страны поступит диск, на котором будут записаны избранные ЭОР (примерно 600 модулей) и программной средой для их воспроизведения. Это сделано как своего рода реклама, чтобы привлечь внимание к ФЦИОР.
Кстати, довольно удивительно, что некоторые наши учителя до сих пор не знают об этом хранилище. Ведь этот адрес уже очень хорошо знаком даже в США, Швеции, Китае и многих других зарубежных странах.
– Привлекались ли для разработки ЭОР учителя, реально работающие с детьми и знающие методику преподавания того или иного предмета?
– Конечно! В разработке ЭОР принимают участие лучшие профессиональные российские компании, которые всегда сотрудничают со специалистами в той или иной сфере, в том числе преподавателями. Поэтому разработка любых модулей по любому предмету начинается с подбора группы учителей, методистов, ученых и так далее. В каждой такой группе может быть от 5 до 15 человек.
– Кем и как контролируется качество учебного материала ЭОР? Не повторят ли они судьбу обычных учебников, которых очень много, но все они вызывают массу нареканий?
– После того как ресурс сделан, он проходит проверку по техническим и содержательным качествам, на соответствие программе и современным научным требованиям, и сдается во ФЦИОР. Но вспомните, учебнику ведь 500 лет, и до сих пор в книгах немало ошибок, погрешностей, опечаток, а то и ложных фактов. Что же требовать от электронных ресурсов, которым лишь пару десятилетий?
При этом исправить ошибку в ЭОР гораздо проще, ведь можно связаться по электронной почте с авторами и специалистами, обсудить и внести необходимые изменения.
– Как будут оцениваться знания ученика, полученные в процессе работы с ЭОР? Может ли учитель-предметник выбирать или корректировать методы оценки, в частности, процентное соотношение правильных и неправильных ответов, максимальное количество баллов и другие параметры?
– Когда в качестве носителя учебной информации выступал CD, было непонятно, как оценивать работу ученика. И получалось, что, хотим мы того или нет, но диск выступал как дополнительное средство, некое приложение к чему-либо. При этом довольно трудно проверить, работал ли ученик с ним или нет. Была лишь одна возможность – подойти к компьютеру и посмотреть, чем занимается школьник.
А вот ЭОР нового поколения позволяют организовать контроль учебной деятельности. Для этого была использована известная международная спецификация SCORM (Sharable Content Object Reference Model), и в результате работы ученика с диском в сеть или на его персональный носитель записываются все необходимые стандартные параметры – время, количество ошибок и многое другое.
Сейчас разрабатывается система учета учебных достижений, с помощью которой учитель сможет стандартные параметры спецификации превратить в свою собственную систему оценивания, исключив или добавив какие-либо параметры, согласовав ее, скажем, с принятой в конкретной школе пяти-, десяти- или стобалльной системой оценивания и так далее.
– Насколько полно в ЭОР поддерживается международный стандарт SCORM и LOM, насколько это полезно для конечного пользователя? Ведь если стандарт поддерживается частично, это
– Здесь нужно сделать некоторые разъяснения. Мы говорим об ЭОР нового поколения. Другие ЭОР вовсе необязательно соответствуют тому, о чем здесь упоминалось.
LOM (Learning Object Metadata) – «Метаданные учебного объекта», необходимые для того чтобы в естественной среде (скажем, на уроке) можно было быстро найти нужный модуль. Если это можно сделать как на компакт-диске, так и в ФЦИОР, значит LOM поддерживается полностью.
Для чего нужен SCORM? Нас интересуют прежде всего результаты работы ученика с модулем. Это впервые стало возможным сделать только с ЭОР нового поколения. То есть SCORM поддерживается ровно настолько, насколько это нужно, чтобы оценить работу ученика.
– В нашей школе появились новые компьютеры, но остались и старые, которые мы продолжаем использовать. Каковы технические требования к ЭОР, можно ли работать с ними на старой технике?
– В одной из 10 компаний, которые занимались разработкой ЭОР нового поколения, решили задействовать для их тестирования офисные машины. И выяснилось, что модули на них не идут. Почему? Да потому, что ЭОР включает в себя интерактивный мультимедиа контент. Поэтому и требования к настройкам и установленному программному обеспечению должны быть соответствующими.
На компьютере, где установлена только ОС Windows и Office, невозможно воспроизвести ЭОР нового поколения и увидеть фрагмент виртуальной реальности. Для того чтобы можно было работать с модулями, необходимо предварительно установить на компьютере небольшой инсталляционный пакет. В частности, в него входят плеер для воспроизведения модулей и органайзер – то, что вы уже скачали однажды, остается у вас на компьютере, в локальном хранилище, чтобы потом вы не тратили трафик и пользовались этим в любой момент.
Пакет устанавливается довольно просто и работает очень быстро. При этом проводится диагностика вашей системы на предмет комплектации (видеокарты, звуковой карты) или наличия необходимого ПО (флеш-плеер, квиктайм-плеер). Если что-то не в порядке, инсталлятор либо предлагает установить свои программы, либо дает совет, где их можно найти в сети.
На самом деле требования к компьютеру для нормальной работы с ЭОР довольно терпимые – их можно найти на сайте
ФЦИОР или на том инсталляционном диске, который поступит в школы. Собственно говоря, подойдет любой компьютер, выпущенный после 2003 года. Впрочем, подойдет и более ранняя модель при условии, если по тем временам она была достаточно современной.
– Если у учителя возникнет проблема с иcпользованием какого-либо модуля, возможно ли проведение дистанционной консультации с автором модуля?
– На портале ФЦИОР уже сегодня вывешены электронные адреса всех производителей модулей по всем предметам. С этими компаниями есть договоренность, что все, у кого возникли проблемы с использованием модулей, могут напрямик обращаться к разработчику, и он должен ответить.
– Планируется ли создать специальный информационный портал для учителей, содержащий ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, описания, рекомендации по использованию ЭОР?
– При массовом использовании ЭОР наверняка возникнет некий массовый опыт, будут выявлены общие вопросы, поэтому такой сервис на портале тоже готовится.
– Зачем нужны все эти нововведения? Не боитесь ли вы, что они не обогатят, а, наоборот, обеднят образовательный процесс, сделают его схематичным, обезличат процесс общения учителя и ученика?
– Согласно последним исследованиям, ЭОР даже очень хорошего качества, сделанный на CD с высоким рабочим потоком и интерактивным мультимедиа контентом, не вписывается в классно-урочную систему. Учителю просто некогда заниматься с дисковыми ресурсами. Эта проблема осознана и у нас, и на Западе. Долго никто не мог понять, в чем дело. Вроде бы продукт инновационный, проработанный, а учитель почему-то не стремится его активно использовать на уроке. Да, попробовать можно, но систематически использовать тяжело. И только с созданием ЭОР нового поколения, наконец, поняли, в чем же тут дело.
Скажите, для кого написан школьный учебник? Правильно, в основном для ученика. Другое дело, что ни один учитель не предложит ученикам работать с учебником, предварительно не прочитав его сам. Где преимущественно используют учебники? Правильно, дома. Тогда почему же ЭОР должны использоваться в классе? Отсюда становится ясно, что ЭОР нового поколения сделаны для ученика и предназначены в основном для выполнения домашнего задания и самоподготовки.
Раньше задания на дом были простыми и одномерными – почитать, запомнить, написать. А теперь, с помощью ЭОР, доступно все что угодно – лабораторные работы, практика на тренажерах, самоконтроль, дистанционный контроль и так далее. Информация теперь может поступать в визуальном формате, а ведь давно известно, насколько это важно в процессе обучения.
Почему же ЭОР не вписываются в урок? Потому что самое ценное в школе – это время общения учителя с учеником. Нельзя занимать его, отвлекаясь на работу с машиной. Поэтому ЭОР, как и любые другие компьютерные средства, должны расчистить учителю площадку для творчества, для перехода от вещания к дискуссии с учениками.
Невозможно, да и не нужно объяснять на словах, как выглядит та или иная картина Третьяковской галереи – пусть дети лучше сами увидят ее. Не потребуется и долго опрашивать учеников, так как ребята, посмотрев картину, смогут пройти тест-опрос, записать его на носитель или переслать по
e-mail на адрес учителя. Это все делается для того, чтобы разгрузить учителя, освободить его от излишней говорильни.
И вот теперь все становится на свои места: компьютер с его программами выполняет свою роль, учитель – свою.
– Если предполагается, что домашнее задание ученик сможет выполнять на компьютере, то как же быть с теми, у кого в семье его нет? В моем классе из 25 человек компьютер есть лишь у троих, а ведь это город! Поэтому когда нас уверяют, что скоро каждый российский школьник сможет пользоваться своим ноутбуком, звучит по меньшей мере смешно. Не расслоится ли класс на продвинутых, с компьютером, и отсталых, без компьютера? Ведь это может заметно уменьшить возможности отдельных школьников в плане доступности образования.
– Повторяю, мы не собираемся директивно заставлять всех пользоваться ресурсами нового поколения. Это дело добровольное и зависит от возможностей конкретного класса, школы, учителя. Ведь мы здесь обрисовали лишь рамки применения ЭОР, а в каждом конкретном случае учитель будет подстраивать их под ту ситуацию, с которой он имеет дело. И вполне возможно, что в скором будущем этот отдельный опыт учителей будет обобщен и рекомендован к применению в других школах, где есть аналогичные условия.
Мы не говорим о том, что уже завтра учитель должен задавать детям задание с использованием ЭОР. Однако он сам ведь все равно начнет с ними работать. Уже сейчас учитель задает отдельным ученикам задание, скажем, сделать реферат или найти в Сети ту или иную информацию. Просто тут возможны различные варианты. Сначала с ЭОР дети будут работать в классе, потом некоторые ученики – дома, а со временем и ситуация изменится.
На самом деле, как показывают проведенные нами исследования, во многих регионах обеспеченность деревенских жителей компьютерами довольно высокая. Сейчас работники села, понимая всю важность ИКТ, стараются тоже приобрести своим детям компьютеры. То есть у них примерно такие же приоритеты в этом плане, как и у городских жителей.
И потом, выражаясь образно, согласитесь, если у нас не очень хорошие дороги, это ведь не значит, что мы должны непременно выпускать одни лишь «запорожцы»! Наоборот, мы должны делать «мерседесы», и уже для них строить новые дороги.
– ЭОР дают возможность проводить лабораторные работы на расстоянии, ставить отметки удаленно и так далее. Значит ли это, что в будущем детям можно будет не ходить в школу?
– Ничего подобного! К сожалению или к счастью, но полноценного обучения на расстоянии у нас пока не получается. Поэтому в школу все равно нужно ходить, ведь самые современные ЭОР всего-навсего открывают возможности ученикам учиться гораздо интереснее. И появляется надежда, что даже двоечник сможет проявить себя с лучшей стороны с помощью новых технологий, так как у него будет возможность работать в том темпе, который ему подходит, и столько, сколько ему необходимо.
Но это всего лишь пути повышения качества и доступности образования. Главное же – это общение с учителем, без которого полноценное образование вряд ли возможно. Как бы ни были совершенны виртуальные лаборатории, в школе есть настоящие. Да и возможности социализации в кругу сверстников никто не заменит.
Комментарии