search
main
0

Энтузиазм – понятие инвестиционное

“Вы знаете, то, что тогда материал так и не был опубликован, – хорошо, – неожиданно начала разговор Нина Григорьевна Минько, начальник Южного учебного округа. – Мы находились в эйфории своих первых экономических успехов и на многое закрывали глаза. Сейчас же по прошествии определенного времени очень хорошо видно, в чем заблуждались, но многие прогнозы подтверждаются”.

Предыстория же такова. В 1991 году Москва, по инициативе тогдашнего мэра столицы Г.Попова, перешла на новое административное деление (вместо 33 районов появились 10 округов). Самый большой учебный округ Москвы – Южный – возглавила Нина Григорьевна, до этого работавшая начальником Красногвардейского руно. 180 школ, 300 детских садов, 240 тысяч детей, 34.000 работников образования. Чтобы об’единить такое хозяйство, надо было придумать нечто иное, чем старые управленческие схемы. Впрочем, фантазировать не пришлось – сама жизнь подсказала, где найти новую основу для взаимодействия учебных заведений внутри громадного мегаполиса.

– Слияние бюджетов пяти районных управлений в один окружной “карман” помогло нам увидеть его прорехи, которые были незаметны, когда я работала в руно, – рассказывает Нина Григорьевна. – Инвентаризация бюджета показала, что если раньше на содержание школ – ремонтно-строительные работы, организацию питания, изготовление мебели – тратилось до 15 процентов бюджетных ресурсов, а на зарплату учителей – свыше 50, то с началом рыночных отношений расходы на сервис резко возросли, а на оплату труда педагогов катастроически сократились. И теперь соотношение близкое к обратному.

По существу через счета образовательных учреждений пошел “бюджетный транзит” средств в негосударственную сферу. Ведь все организации, обслуживающие школу, давно превратились в частные фирмы, товарищества, А/О и т.д. А значит, до реальных забот образования им нередко совершенно нет дела. Главное – получить от нас как можно больше дохода. Причем речь шла подчас о фактическом списании со счетов централизованной бухгалтерии управления средств безотносительно к реально выполненному об’ему работ и их качеству.

В результате львиная доля выделяемых нам денег тратится не на образовательный процесс, а на подготовку к нему, не на написание и издание новых учебников, а на оплату расходов по их доставке и распространению, не на ремонт зданий школ и детсадов, а на создание строительной индустрии для “новых русских” и так далее.

Надо было исправлять такую несправедливость, и мы стали искать конструктивные пути. Так родилась программа создания “СОИ” – Системы обеспечения инвестициями развития образования в округе, которую и предложили своим педагогическим коллективам.

Из концепции “СОИ”

“Рынок востребовал образование! От нашей готовности обеспечить этот спрос зависит перспектива обретения или потери САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ образовательными учреждениями и СИСТЕМОЙ образования на окружном и муниципальном уровнях.

В сложившейся ситуации необходим эксперимент. Эксперимент на выживание с опорой на собственные силы…”

Пригласив к деловому сотрудничеству учителей, директоров, родителей, управление надеялось создать атмосферу взаимодействия, основанную не на директивах, а на творческом и профессиональном интересе. Не все откликнулись на призыв, но те, кто поверил в серьезность намерений Нины Григорьевны и ее советника по экономическим вопросам Бориса Ивановича Царева, сплотились в единый авторский коллектив, к которому впоследствии присоединились ученые и предприниматели, депутаты и промышленники. Предстояло решить следующие задачи: сохранить существующие и создать новые эффективные хозяйственные связи; внедрить систему рыночного управления государственной недвижимостью, имуществом, оборотными средствами; проводить единую бюджетную, инвестиционную, инновационную политику на принципах “самодостаточности” и диверсификации; создать систему защиты руководителей школьных и других окружных коллективов на правовой основе, в том числе через договорные и учредительские отношения с окружным управлением; способствовать созданию юридически самостоятельных учреждений и структур, входящих в состав образовательных и хозяйственных комплексов при сохранении целостности профессиональных функций.

Чтобы сократить долю “чужих” сервисных структур в своем бюджете, округ пошел по пути создания собственных предприятий по обслуживанию учебных заведений. Например, по инициативе управления было учреждено акционерное общество “Комбинат школьного питания “Загорье”, что позволило организовать его деятельность не так, как выгодно общепиту, а с удобством для потребителей и заказчиков – школ, детсадов. На базе бывшего УПК создан и успешно функционирует производственный центр “Детская мода”, в котором наравне со взрослыми работают ученики. Помимо пошива популярной у родителей одежды для малышей, эта организация практически полностью закрыла потребность сиротских, интернатных учреждений округа и детсадов в так называемом “мягком инвентаре” – наволочках, простынях, покрывалах.

Кроме того, действуют окружные ремонтные, строительные, автотранспортные предприятия, мебельные, фирма по продаже компьютеров, а международный издательский дом “Синергия” печатает для округа бланки и формы бухгалтерской отчетности, дипломы и грамоты, издает методички, журнал “Мастера” и газету.

Эффект от всей бурной деятельности по созданию своего “государства в государстве” – множественный. Во-первых, деньги образования как бы ходят по кругу и не уплывают в бездонные карманы “китов бизнеса”, во-вторых, создаются дополнительные рабочие места, в-третьих, от вложенных средств поступает прибыль, которая направляется на развитие той же инфраструктуры.

Предприимчивые “южане” пришли к необходимости открытия и своего межбанковского об’единения “Ауэрбанк”, которое предоставило бы надежные финансовые гарантии для всех происходящих в округе преобразований. И не только.

В ходе инвентаризации бюджета выяснилось также, что работающие с округом банки мало того, что брали огромные суммы за расчетно-кассовые операции, но еще и вольно “крутили” свободными остатками средств, зарабатывая на этом приличные капиталы.

Не секрет, что в мире за право обслуживать бюджет финансовые институты ведут самую настоящую борьбу. Вот и у Южного округа нашлись такие партнеры из первой сотни ведущих российских финансовых структур. Они не только перестали взимать со школ проценты за банковский сервис, но и начали платить ему немалые суммы за использование остатков оборотных средств. Филиалы и отделения банков-партнеров управление разместило при отделениях централизованной бухгалтерии. Так возникло межбанковское об’единение, которое “капля по капле” стало пополнять внебюджетный фонд управления.

Достаточно сказать, что от столь взаимовыгодного сотрудничества округ получил только в 1994 году свыше 2 миллиардов рублей, которые пошли на различные образовательные программы и социальную поддержку педагогов.

Из концепции “СОИ”

“… Свои банки защитят собственность образования от грядущей и уже ведущейся подпольно приватизации. С помощью “Ауэрбанка” начавшийся процесс децентрализации и диверсификации может быть эффективно управляем. Управляем в том числе с помощью своей оперативно созданной мобильной финансово-инвестиционной инфраструктуры, куда будут входить, помимо банков, ипотечные, инвестиционные, страховые, лизинговые, торгово-закупочные, рекламные, информационные, пенсионные, социально-защищающие фонды, компании, центры, муниципальные предприятия, образующие Окружной Внутренний Рынок…”

– Признаться честно, не все, что задумывали, удалось реализовать в полной мере, – рассказывает Нина Григорьевна. – Причины разные. С одной стороны, внешние условия – нестабильность нормативно-правовой базы, когда каждая инстанция толкует закон по-своему, переменчивость экономической кон’юнктуры, когда вчерашние сверхдоходные виды деятельности становятся убыточными. С другой – внутренние проблемы – кадровые, недостаток квалифицированных менеджеров в образовании, недобросовестность отдельных партнеров, нежелание отдельных директоров школ работать по-новому.

Несмотря на всю притягательность и очевидную выгодность проекта, задерживается, к сожалению, регистрация окружного лизинг-центра “Ареал-Сервис”, который станет комплексно приобретать, эксплуатировать и ремонтировать оборудование, аппаратуру, автотранспорт и другое оснащение наших школ, ПТУ, УПК. Не прибегая к крупным разовым капиталовложениям, а только перераспределив свои возможности и резервы, он позволил бы организовывать при учебных заведениях новые производства. Впрочем, регистрация еще не состоялась, а торговый дом “Багира”, выросший под крышей образования, уже реализует некоторые направления деятельности будущего лизинг-центра.

Открытость деятельности, прозрачность целей, которые были провозглашены, оказались привлекательными для многих солидных предприятий и структур, поверивших, что программа “СОИ” – не песочный замок, а вполне рабочий механизм, нуждающийся в постоянной модернизации и, возможно, тиражировании. К округу потянулись с предложениями различные фирмы, организации, есть возможность выбирать, разрабатывать новые модели сотрудничества. Но самый близкий партнер для управления – это профсоюз. Там, где по статусу округ не может принимать участие в деле, в частности в коммерческих предприятиях, учредителем выступает окружной профсоюзный комитет, у которого открылось “новое дыхание”, появились реальные методы воздействия на ситуацию – не демагогические, а конструктивные.

Но эксперименты, как известно, обречены на провал, если не имеют социальной базы и конкретного адресата. Разворачивая “СОИ”, в округе точно знали, для кого она предназначена. Все заработанные средства до копейки были вложены снова в школы, ПТУ, детские сады, в конкретных педагогов. При этом учителей не унижают “подачками”, а предлагают партнерство на взаимовыгодной основе. Например, округ покупает у своих учителей инновационные разработки, ноу-хау, выделяет гранты на подготовку учебных пособий. Такой механизм социальной защиты не способствует иждивенческим настроениям, а наоборот, стимулирует творчество, педагогический поиск, без которого, согласитесь, школа мертва.

На льготных условиях учителя получили также возможность отдыхать в подмосковной базе “Пахра”, ездить в отпуск в “Голубую бухту” на Черное море, а в поселке Кратово окружной Центр социальной защиты совместно с профсоюзом открыл Учительский семейный дом отдыха.

Из концепции “СОИ”

“… Сохранить учительский и интеллектуальный потенциал округа.

Создать новые высокооплачиваемые рабочие места в наших учреждениях, образовав при них альтернативные коммерческие структуры, где работают трудные подростки, школьники, учителя и техперсонал.

Изыскать и оснастить собственные производственные площади для использования в качестве альтернативы УПК и ПТУ.

Обеспечить приоритетное финансирование из внебюджетных источников: пилотных школ, авторских методов обучения и воспитания.

Вплотную подойти к созданию не мнимой, а реальной защищенности педагогов, а также руководителей школ и детсадов – нашей управленческой элиты.

Добиться переосмысления нашими руководителями традиционной идеологии хозяйствования, психологии бюджетника.

Приблизиться к пониманию САМОДОСТАТОЧНОСТИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, реализация которой и станет нашей стратегической задачей в рамках социально-экономической программы округа на ближайшие годы.

Нетрудно догадаться, что благоприятные экономические условия вызвали целый бум создания новых и преобразования старых образовательных структур. Появились на свет Центр педагогических инноваций, Московская профессиональная финансовая школа, Центр нейролингвистического программирования, Академия администраторов образования, Центр возрождения ремесел “Мастера”, Международная академия педагогических наук и социальной работы, Центр инновационных технологий “Модуль” и другие.

Наверное, экономическая политика Южного учебного округа может показаться кому-то излишне агрессивной. Образование-де вторгается в “чужую” сферу. Но, как известно, лучшая защита – это нападение. Округ, конечно, ни на кого не нападает, он принимает те правила игры, которые диктует рыночная экономика, и использует их в свою пользу.

Несмотря на естественные корректировки своей программы, движение по заданному курсу продолжается. Поэтому в ближайших планах – выпуск первой эмиссии акций предприятий, созданных в рамках “СОИ”. Это позволит расширить число собственников среди работников образования, которые, как известно, были обделены в ходе чековой приватизации, а также привлечет дополнительные инвестиции в окружные структуры. Большое внимание будет уделено юридической защите эксперимента. В округе считают, что права образования надо отстаивать аргументированно, создавать юридические прецеденты и на их базе пробивать законы. Это в скором времени обернется созданием собственных консультаций по законодательству, нотариальных служб, об’единенных в правовой центр.

Инициаторы “СОИ” иногда сами иронизируют над наполеоновским характером своих планов. Но ведь, несмотря на всю их фантастичность, реализуются же. Даже придирчивые оппоненты, а их, конечно, немало у окружной программы, не отрицают последовательности Минько и Царева. Впрочем, союз опытного управленца, понимающего, что без развитых экономических механизмов и материальной базы не реализуешь ни одну концепцию, и экономиста-практика, признающего приоритетность образования, не мог не дать результатов.

Оппоненты же, по мнению участников программы, для того и существуют, чтобы быстрее продвигать идеи, выявлять слабые участки в системе. Так было в ноябре 1992 года, когда депутаты еще районного созыва в самом начале эксперимента наложили “вето” на “СОИ”, посчитав, что, “защищая учителей, управление забыло об учениках”… Или спустя еще три месяца, когда поддержанная на всех уровнях “Инновационная площадка Южный Учебный округ” была лишена опор в связи с подготовленным решением об’единить все социальные сферы в один департамент. И инициаторы эксперимента получили на руки обходные листы…

Округ использует любую возможность, чтобы обратить на свою деятельность пристрастные и беспристрастные взгляды. Оппонировал его программе и такой авторитетный педагог, как историк Владимир Аркадьевич Мыскин, вместе со своим выпускным классом. На уроках новейшей истории они даже провели экспертизу намечавшихся реформ, причем с позиций мирового исторического процесса. В роли независимых экспертов выступили и делегаты нынешней международной конференции, одно из выездных заседаний которой прошло на экспериментальной площадке Министерства образования России – в Южном учебном округе Москвы. Расчет ясен: сегодня оппоненты – завтра союзники.

И все же, как бы успешно ни противостояли руководители Южного окружного управления образования и их деловые партнеры сопротивлению среды, им ничего бы не удалось без поддержки педагогических коллективов. В сферу притяжения постепенно затягиваются новые люди: не только учителя, но и ученики, родители.

…Весь процесс преобразований в округе по концепции “СОИ” или ей вопреки там называют красивым и загадочным термином “синергия”. Когда слушателям программы “Домочадцы” радиостанции “Смена” в порядке эксперимента предложили об’яснить, что это такое, раздался шквал звонков. Кто-то рассказал, что это слово ведет свою историю едва ли не с XIV века и означает “приближение к истине”, кто-то вспомнил биологический термин “синергизм”, то есть взаимодействие между отдельными органами, которое в совокупности дает результат выше простого сложения индивидуальных усилий, врачи вспомнили про фармакологию, где тоже есть похожее определение. В общем, каждый нашел в “синергии” что-то свое, индивидуальное, непохожее на других.

Если же перевести с греческого, “синергия” буквально означает “самоорганизация”, способность найти неожиданные пути в решении затруднительных положений. Наверное, поэтому в Южном учебном округе Москвы “синергия” стала не только источником инновационного прорыва в экономике образования, но и философией сотрудничества и созидания. Напоследок мы поинтересовались у Нины Григорьевны, что же она понимает под “синергией”. Ответ был короток: энтузиазм… “Значит, энтузиазм – понятие инвестиционное”, – добавил Борис Иванович Царев. Ну что ж, с ними трудно не согласиться.

Подготовил Сергей САФРОНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте