Республика Татарстан славится своим высоким уровнем образования на всю Россию. Это пилотная площадка по отработке различных образовательных и управленческих инноваций. По многим показателям, в том числе по качеству образования, Татарстан опережает другие регионы. В чем феномен татарстанского образования, каковы перспективы развития образовательной системы республики – об этом и о многом другом мы говорим с заместителем премьер-министра Республики Татарстан – министром образования и науки РТ Энгелем ФАТТАХОВЫМ.
– Энгель Навапович, ситуацию в образовании во многом определяет профессиональный, духовный, интеллектуальный и вообще личностный уровень учителя. Что необходимо менять в подготовке современных учителей? Как изменить их профессиональную подготовку, что особенно важно при переходе на новые образовательные стандарты общего образования?- В сетевом плане наша республика для подготовки новых кадров вполне самодостаточна. Педагогические кадры готовят в Казанском федеральном университете, Елабужском институте и Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов, а также в 10 педагогических колледжах. Так, в текущем году совокупный их выпуск составит свыше трех тысяч четырехсот человек, в то время как общая предварительная потребность в кадрах примерно тысяча четыреста человек. Но это лишь арифметика вопроса. Проблема в том, что реально до школ доходят порядка 40 процентов выпускников, а через год эта цифра уменьшается еще в 2 раза. В чем же причины такого явления? Прежде всего в слабой психолого-педагогической подготовке, которая не позволяет им наладить необходимый контакт с учащимися. С другой стороны, выпускники, получившие образование в крупном городе, не желают возвращаться в сельскую местность. Кроме того, выпускники педвузов, к сожалению, плохо осведомлены об эффективных образовательных технологиях, это касается и IT-технологий. Многие молодые специалисты испытывают серьезные затруднения в работе с одаренными детьми, их сверстниками с девиантным поведением, в организации воспитательной работы, не знают содержания и требований федеральных государственных образовательных стандартов. Анализ показывает также недостаточность практической подготовки будущих педагогов. При этом сегодня уже нельзя апеллировать к низкому уровню заработной платы. В 2013 году в среднем она достигла 30 тысяч рублей, опередив среднюю заработную плату по экономике.- Как же выйти из сложившейся ситуации?- Совместно с КФУ и НИСПТР нами в настоящее время прорабатываются меры по обновлению системы подготовки педагогических кадров. Есть четкое понимание того, что преподавание дисциплин психолого-педагогического цикла должно сопровождать будущих педагогов в течение всего периода их обучения. Крайне важно, чтобы выпускные квалификационные работы имели исследовательский характер и затрагивали актуальные психолого-педагогические проблемы. Кроме того, педагогическая практика должна быть непрерывной и начинаться с первого года подготовки будущего специалиста. Для привлечения в школу одаренных молодых педагогов мы продолжим реализацию проекта «Наш новый учитель». Это чисто татарстанское новшество. Третий год проводится конкурс по привлечению в школу молодых талантливых специалистов. Они в течение первых трех лет своей работы в школе получают ежемесячную грантовую поддержку в размере 7,5 тыс. рублей. В текущем учебном году увеличен размер гранта для учителей естественно-научного цикла и технологии до десяти тысяч рублей. Это позволило нам привлечь в школы в два раза больше учителей математики, физики, информатики, химии и в три раза – учителей технологии по сравнению с прошлым годом. Кроме того, в 2013 году совместно с Казанским федеральным университетом начата реализация проекта «Учитель будущего», предусматривающего грантовую поддержку магистрантов, имеющих естественно-научное образование, получивших целевое направление в школы. Ежемесячная надбавка к стипендии будет составлять 10 тысяч рублей. Те, кто ее получит, должны не менее трех лет отработать в школе. Считаю, что должны предприниматься и инфраструктурные решения. Так, планы приема на различные направления должны пересматриваться ежегодно, не может повторяться конвейерный прием и выпуск. Необходимо обозначить акценты на высоковостребованных направлениях. К примеру, сегодня мы особую потребность испытываем в учителях физики, математики и иностранных языков. Прогнозируется также существенный рост потребности в кадрах для работы в начальной школе и детских садах. Особого внимания требует то, что около 20 процентов потребности в кадрах в школах с татарским языком обучения. Будем оптимизировать и сеть педагогических колледжей. На базе отдельных педколледжей будут созданы ресурсные центры среднего педагогического образования. Самое главное – в корне должно поменяться содержание педагогического образования как на уровне среднего педагогического, так и высшего педагогического образования. Кроме мер по улучшению ситуации в практической подготовке будущих педагогов необходимо пересмотреть в целом профессиональные образовательные программы, программы по отдельным курсам. Они должны быть подчинены единой цели – подготовке современного, готового постоянно совершенствоваться педагога. Надо найти решение по структуре и процедуре итоговой государственной аттестации выпускников. Уровень готовности педагога к работе в образовательной организации, по нашему мнению, должно определять педагогическое сообщество.- Скажите, готовы ли педагоги республики перейти к работе по новым стандартам?- Прежде всего это работа не одного дня и, как и по всей стране, решается постепенно – по мере внедрения стандартов. Важную роль в данном вопросе играет ресурс повышения квалификации педагогических работников. Для достижения поставленных целей в 2013 году в республике была создана электронная база потребности работников образования в повышении квалификации на 2014-2016 годы. Она дает возможность оценить потребности каждой образовательной организации в повышении квалификации. В 2014 году свыше 15 тысяч работников образования пройдут повышение квалификации по различным направлениям. Особый акцент будет сделан именно на реализации федеральных государственных образовательных стандартов, внедрении эффективных образовательных технологий обучения и воспитания. Программы повышения квалификации должны быть четко подчинены потребностям практики системы образования. Мы твердо уверены в том, что необходимо проводить аттестацию кадров, участвующих в этом важном процессе, в том числе и с применением рейтинговой оценки результативности реализуемых ими курсов. Одной из сложных задач является разработка технологии оценки качества услуги по повышению квалификации. – Энгель Навапович, вы отметили, что сейчас будет сделан акцент на подготовку педагогов для дошкольного образования. Какова ситуация с дошкольным образованием в республике?- Охват дошкольным образованием детей от одного до семи лет достиг 75,4 процента, что существенно выше среднероссийского показателя. В республике разработана «дорожная карта» развития дошкольного образования до 2018 года. Начата реализация крупной трехлетней программы создания новых дошкольных мест. В 2014 году будет создано более 10 тысяч мест, а к 2016 году планируется ввести более 30 тысяч новых мест, включая созданные в 2013 году. Успешно завершился первый этап внедрения новых учебно-методических комплексов по обучению детей дошкольного возраста государственным языкам. Мы сделали первые крупные шаги по оснащению дошкольных организаций мультимедийной техникой и интерактивными средствами обучения. В 2013 году в республике впервые проведен новый республиканский конкурс на получение гранта «Лучший билингвальный детский сад». Мы поддержали 20 лучших детских садов на сумму 1 миллион рублей каждый. А в текущем учебном году в рамках данного конкурса будут поддержаны 50 садов на сумму 50 миллионов рублей. Сейчас необходимо решить вопрос об эффективном использовании оборудования и УМК в образовательном процессе педагогами дошкольных организаций. Муниципальным органам управления образованием необходимо усилить работу методических служб всех уровней, а также продолжить работу по повышению квалификации и творческого мастерства педагогов.- С первого января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Готовы ли к его реализации педагоги-дошкольники?- В этой связи перед дошкольными организациями стоит важная задача тщательного изучения стандарта. Введение стандарта требует серьезного методического сопровождения этого процесса. Институт развития образования, методические службы совместно с образовательными организациями прорабатывают вопросы разработки основной образовательной программы. Особое внимание мы также будем уделять требованиям к условиям. Успешное внедрение стандарта во многом зависит от наличия в детском саду развивающей среды. Мы планируем существенно изменить ситуацию по обеспечению детских садов современной игровой и предметно-развивающей средой. На эти цели запланировано выделение 75 миллионов рублей. Наряду с внедрением новых учебно-методических комплексов по обучению детей двум государственным языкам поставлена задача обеспечения современными комплектами и по другим предметным направлениям. Предстоит также серьезная работа по поэтапному повышению квалификации педагогических кадров детских садов согласно требованиям стандарта. Сейчас на базе лучших дошкольных образовательных организаций в каждом муниципалитете созданы республиканские экспериментальные площадки по поэтапному введению ФГОС дошкольного образования.- Энгель Навапович, в республике накоплен богатый опыт по работе с одаренными детьми. Расскажите об этом поподробнее.- Работа по выявлению и развитию талантливых детей и молодежи является приоритетным направлением региональной образовательной политики. В Республике Татарстан накоплен значительный опыт в данном направлении.Реализуются такие республиканские целевые программы, направленные на поддержку одаренных детей, как программа правительственных грантов «Алгарыш», Стратегия развития образования РТ на 2010-2015 годы «Килэчэк» – «Будущее».Разработана концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива».Многие прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми и молодежью успешно применяются сегодня в республике. Мы входим в группу регионов – лидеров Российской Федерации по финансированию мероприятий поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи.В республике функционирует сеть лицеев, гимназий, специализированных школ, реализующих программы обучения повышенного уровня.В соответствии с поручением президента республики Р.Н.Минниханова создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности.В этом учебном году сеть общеобразовательных организаций интернатного типа для одаренных детей составляет 16 школ-интернатов. Дислокация общеобразовательных организаций интернатного типа для одаренных детей по территории Республики Татарстан определена в соответствии с запросами родителей и учащихся на соответствующие образовательные услуги.В этом учебном году готовится к открытию республиканский Центр олимпиадной подготовки школьников.Основными направлениями деятельности центра станут создание условий для развития одаренных школьников РТ, подготовка сборных команд к Всероссийской олимпиаде школьников, эколого-биологическое образование школьников.Основные мероприятия, проводимые центром, вписываются в общую циклограмму мероприятий с одаренными детьми.Создание современного круглогодичного центра позволит упрочить позиции Республики Татарстан во всероссийском олимпиадном движении школьников, сформировать эффективные механизмы выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей, отработать нормативно-правовую и финансово-экономическую базу для деятельности сети специализированных лицеев и гимназий-интернатов.- Энгель Навапович, Республика Татарстан стала регионом – лидером развития движения WorldSkills в Российской Федерации. То, как развивается система профессионального образования в Татарстане, может стать примером для других регионов России.- В настоящее время в Республике Татарстан большое внимание уделяется развитию системы профессионального образования. Стоят важные задачи обеспечения кадрами экономики и социальной сферы. В системе за последние 15-20 лет накопились серьезные проблемы. По поручению президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова совместно с Высшей школой экономики разработана подпрограмма «Развитие профессионального образования Республики Татарстан на 2014-2020 годы».Без четкого понимания того, как будет развиваться то или иное учреждение, востребованы ли его выпускники на рынке труда вне связи его с конкретными работодателями, решения о включении его в программу приниматься не будут.В 2014 году будет создано 5 ресурсных центров подготовки рабочих кадров.Министерством разработано и утверждено типовое положение о ресурсном центре. Сформированы «дорожные карты» развития ресурсных центров на 2014-2015 годы. Все центры создаются при поддержке и софинансировании крупнейших работодателей Татарстана.В настоящее время мы формируем Центр развития профессионального образования, который призван исполнять организационные и экспертно-аналитические функции. Наша республика стала победителем конкурса среди субъектов Российской Федерации на право проведения 2-го Национального чемпионата WorldSkills Russia, который будет проведен с 16 по 20 мая 2014 года.Кроме того, благодаря поддержке президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова и в соответствии с решением Президента Российской Федерации В.В.Путина г. Казань выбран заявочным местом проведения международного чемпионата WorldSkills в 2019 году от Российской Федерации. – Энгель Навапович, в чем вы видите главную задачу образовательной системы сегодня?- В настоящее время мы разрабатываем социокультурный образовательный проект «Перспектива Татарстана: от догоняющей к опережающей модели развития системы образования». Проект предусматривает развитие комфортной, реагирующей на запросы общества и экономики образовательной среды республики. Особенностью проекта будет консолидация усилий семьи, общества и государства, что предполагает активное участие всех заинтересованных органов власти и общественных организаций.
Комментарии