search
main
0

Энгель ФАТТАХОВ, заместитель премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки РТ: Для того чтобы стать лидерами, у нас есть все. Надо только работать

​- Энгель Навапович, сделали ли вы для себя какие-то открытия в педагогике, после того как стали министром образования?

– Вы знаете, я был хорошо знаком с системой образования, причем изнутри: сам из учительской семьи, мой отец проработал директором начальной школы 45 лет. Кроме того, я бы не сказал, что на посту министра столкнулся с чем-то принципиально новым – я же 14 лет проработал главой района и занимался в том числе системой образования, только на муниципальном уровне. Я всегда понимал, что фраза «Дети – наше будущее» не просто красивые слова, что чем образованнее народ, тем больше у него потенциал. Я это наблюдал и в других странах – наша команда изучала опыт в Сингапуре, Великобритании, Германии, Финляндии и в разных регионах России. Все страны борются за человеческий потенциал, все остальное можно купить – и сырье, и станки, и технологии, а вот людей, высококвалифицированных специалистов, мы должны готовить сами. – Вспоминаете ли вы ваших учителей? Какими они были? И если взять нынешних педагогов, удивляют ли они вас? – У меня плохих учителей не было. До 3-го класса я учился у себя в родной деревне, потом пешком ходил 3-4 километра до основной школы, а в 9-10-м классе учился в райцентре, добираясь туда когда пешком, когда на лыжах. Самый мой первый учитель – отец, он учил меня до 3-го класса, благодаря ему я научился писать и считать. Три мои сестры, кстати, заслуженные учителя республики. В средней школе у меня тоже был замечательный педагог – классный руководитель, она же учитель математики Масхуда Шахрамовна Латыпова, заслуженный учитель РФ. Вспоминается и учитель истории Фануа Нурисламовна Максутова, и школьный биолог Халида Харисовна Шамсиева… Это были сильные педагоги, оставляющие след в своих учениках, в том числе и во мне. Что касается современных учителей, то я мог бы назвать много имен. Например, та же Алла Головенькина – наша победительница Всероссийского конкурса «Учитель года» прошлого года, она стала первым представителем Татарстана среди обладателей Большого Хрустального пеликана. Это тем более радостно, что она не из Казани, а из обычного, можно сказать, сельского района. Благодаря ей уже на этой неделе лучшие учителя со всей России приедут в Татарстан, чтобы показать и обменяться своим мастерством, своими педагогическими находками… Есть у нас и прекрасные директора, некоторые из них вошли в десятку лучших по стране. А вообще в республике 36 тысяч учителей, и я, как министр образования, считаю одной из своих основных задач создать им все условия для повышения квалификации, для овладения самыми инновационными методиками преподавания. – Поделитесь, пожалуйста, что это за инновационные педагогические технологии, ноу-хау, которые помогают республике так стремительно восходить по всем образовательным рейтингам России, теснить даже Москву и Санкт-Петербург? – Одно из важнейших направлений нашей работы – новые методики, педтехнологии. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что российское образование проигрывает не с академической точки зрения – уровень знаний у нас не отстает от других развитых стран, а с точки зрения развития у детей лидерских качеств, умения работать в группе, креативности, критического мышления. Наши технологии и методики пока не очень соответствуют современным требованиям, и, значит, их надо менять, развивать. А кто лидеры современного образования по результатам PIRLS, TIMSS и других международных исследований? Сингапур. Поэтому мы заключили трехлетний договор с сингапурской компанией Educаre. Этот проект по совершенствованию качества преподавания в школе стартовал по инициативе президента Республики Татарстан  Рустама Минниханова. Реализация проекта предусматривает создание системы профессионального развития и методического коучинга учителей республики, системы развития школы лидерства в образовании. Важно, что все методики являются практико-ориентированными и направлены на развитие у школьников навыков, необходимых для применения приобретенных в школе знаний в реальной жизни. Сингапурские специалисты приехали к нам, изучили наш опыт и с его учетом стали учить республиканских педагогов. Они обучили тьюторов из числа методистов, так называемых учителей-мастеров и директоров школ, которые понесли новые знания дальше своим коллегам. Эта огромная методическая работа ведется вместе с Институтом развития образования, методическими центрами и школами превосходства – образцовыми школами, где сильный педколлектив и материально-техническая база позволили максимально полно применить новые педтехнологии в учебном процессе. Они служат важной цели – превратить наших учеников из пассивных учеников индустриального века в заинтересованных обучающихся XXI века. Пожалуй, достижение этого результата является для меня как министра самым значимым…Но новые технологии не догмы, мы должны их адаптировать к нашим условиям, менталитету, использовать опыт наших лучших школ и учителей. И у нас должен быть конечный результат – дети должны стать более креативными, уметь работать в группах, но быть при этом личностями, им нужно уметь заниматься проектами и быть лидерами в своей области. Параллельно должно идти нравственное воспитание.  Все это заложено во ФГОС.   – По каким критериям вы оцениваете своих управленцев и учителей? Каковы вообще особенности республиканской системы оценки качества образования?- Что касается начальников управлений и директоров (их более 600 человек), то мы их обучаем, постоянно готовим резерв, проводим постоянную ротацию. С некоторыми нам пришлось расстаться. Главный критерий для управленцев – рейтинг школ. И составлен он не только по результатам ЕГЭ. Мы разработали комплексно-рейтинговые показатели по каждой категории школ. Также очень важно, какое мышление у начальника управления или директора школы, какие стратегические задачи он перед собой ставит. Если мы видим, что человек уже пять лет сидит в кресле, но система образования не показывает положительной динамики, значит, нужно его заменить на более инициативного человека. Ну и конечно, мы используем второй рычаг – экономический. Кто лучше работает, тот больше получает.Нужно сказать, мы меняем свои подходы к оценке качества образования. Считаем, что неправильно оценивать учителей только по результатам ЕГЭ. Должна быть целая система, начиная от дошкольного образования, на всех уровнях – начальной школы, средней, и ЕГЭ – это заключительный этап, завершающая точка. Для этого у нас все есть, в том числе своя модель оценки качества. Мы создали хорошо оснащенный Республиканский центр мониторинга качества образования, чтобы объективно оценивать работу наших педагогов и качество образования детей.- Система подготовки учителей в республике, наверное, тоже претерпела сильные изменения?- Опять-таки сошлюсь на опыт Сингапура. Там действует целый механизм подготовки педагогов. Плохой учитель просто не доходит до ученика –  еще со школьной скамьи проверяется склонность человека к педобразованию, результаты ЕГЭ, преемственность (из педагогической ли династии?). Кандидат в учителя проходит несколько жестких этапов отбора, в том числе в школах, где он работает сначала помощником учителя. Студенты обучаются единым потоком на уровне СПО и высшего образования. В результате до школы доходит один из шести претендентов. Мы тоже хотим наладить свой эффективный механизм. Мы должны совершенствовать подготовку наших учителей, поэтому создали координационный совет по педагогическому образованию из КФУ – нашего основного университета, готовящего учителей, и педвузов в Набережных Челнах и Елабуге. Плюс к этому мы открываем на базе педколледжей ресурсные центры по подготовке учителей, у них есть сквозные программы в организациях высшего профессионального образования. Мы планируем создать целую сеть подготовки качественных педкадров. До конца эта проблема еще не решена.Совсем другой подход мы реализуем и в повышении квалификации: учитель сам должен выбирать программу повышения квалификации, траекторию своего развития, направление, по которому он хочет пройти стажировку. Ну и наконец, аттестация учителей. Мы исключаем бумажную волокиту – аттестуем педагогов не только по бумагам, но и по результатам личной беседы с учителем и воспитателем. – В Татарстане ведется огромная работа с одаренными детьми. Вы же общаетесь с ними лично? Как мотивируете их остаться в республике?- Конечно, мы хотим, чтобы наши вундеркинды, победители всероссийских олимпиад оставались на родине, но это не самая главная задача. Если они достойно представляют Татарстан в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах – это повод для гордости. Но, безусловно, у нас есть программа правительственных грантов для поддержки одаренных детей и молодежи «Алгарыш», именные стипендии президента. Создана электронная база всех одаренных детей, мы отслеживаем их судьбу, знаем, кто где работает. В прошлом году Рустам Минниханов лично встречался с некоторой частью талантливой молодежи. На подобных мероприятиях мы презентуем им, какие у нас перспективные направления, технологии, работодатели, а выбирают они, мы на них давить не собираемся. Главное – поддерживать контакт. Такие встречи на высшем уровне планируются каждый год.Для молодежи в республике созданы неплохие условия – и социальные, и профессиональные. Строится своя Кремниевая долина – Иннополис на 150 тысяч жителей, IT-университет на пять тысяч студентов, открываются международные школы. Главное – создать перспективную и комфортную среду для жизни, в том числе по части досуга, спорта, культурного развития. Если талантливым ребятам будет в республике комфортно, они сами захотят остаться. – Президент Татарстана Рустам Минниханов поставил перед республикой амбициозную задачу – стать лидером российского образования. Вы считаете, это реально? Что вам еще нужно для этого?- Для этого у нас есть все, я считаю. И материально-техническая база, и кадры, и понимание и поддержка руководства республики – столько средств на образование не выделяет ни один регион России. Мне интересно работать министром образования, потому что я вижу большую цель и пути, по которым ее можно достичь. Со своей стороны, мы должны обеспечить содержательную часть – подготовку учителей, обучение новым методикам. Нужно просто вести комплексную, системную работу. Но это дело не одного года. Сингапурский проект2011 год Тренинг 240 учителей из 8 школ РТ2012 годОтобраны и обучены 25 лучших учителей-мастеровУчителя-мастера по методикам Educare обучили 240 новых учителей РТ2013 годРазвитие педагогического потенциала более 400 методистов информационно-методических центров и их становление тренерами с последующим обучением 16000 учителей в 48 муниципальных районах РТ2014 годРасширение и углубление созданной системы профессионального развития с охватом 20000 учителей Созданы 54 Школы Превосходства по всему Татарстану2015 годИтоги трехлетнего проекта с сингапурской компанией Educare. Поставленные задачи выполнены – укреплена методическая база Школ Превосходства, подготовлена команда кадрового резерва лидеров в образовании

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте