search
main
0

Энергосервис на высшем уровне,. или Что такое бережливость по науке

Экономика должна быть экономной. А значит, бережливой. Учитывая постоянное удорожание энергоносителей и повышение коммунальных платежей, руководители любых организаций, предприятий и учреждений кровно заинтересованы заботиться о том, чтобы сотрудники не транжирили электричество, тепло и воду. Но как соблюсти золотую середину, чтобы не превратиться в скупердяя, не урезать потребности до предела и все-таки суметь сэкономить приличную сумму? Ответ на этот вопрос можно получить в Центре комплексной энергоэффективности и энергосбережения Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Минобрнауки России. Об этом рассказали руководитель центра Владимир ФРОЛОВ и его заместитель Дмитрий ЛЯПУНОВ.

В.Ф.: Существует такое понятие, как энергосервис. В широком смысле это осуществление мероприятий, позволяющих значительно снизить энергопотребление, причем сделав это без изменения существующих систем, не ухудшая эффективности их функционирования. А в узком – это рациональное использование энергии, которое достигается с помощью специальных мер и посредством энергосберегающий аппаратуры.- Как это выглядит на практике?В.Ф.: Допустим, некое образовательное учреждение (вуз, школа, колледж и пр.) тратит в месяц определенную сумму на оплату коммунальных платежей. Эта сумма кажется руководителю организации чрезмерной. Тогда он связывается с нами, например, по телефону «горячей линии» 8-495-708-38-65, и наши специалисты дают предварительную бесплатную консультацию, с помощью каких мер можно уменьшить расходы. Если этого оказывается недостаточно, мы проводим уже более глубокое и качественное энергетическое обследование, анализируем полученные сведения и предлагаем заключить энергосервисный контракт.- Что он собой представляет и что включает?Д.Л.: Энергосервисный контракт (за рубежом он известен как перформанс-контракт) – это договор на внедрение энергосберегающих технологий. Суть его в том, что заказчик не вкладывает в него ни копейки, а все устанавливаемое в здании оборудование, равно как и монтаж, оплачивает исполнитель – энергосервисная компания – за счет собственных или привлеченных средств.- В чем же состоит выгода такого контракта для обеих сторон?Д.Л.: Заказчик буквально сразу после монтажа оборудования начинает тратить заметно меньше энергии, то есть расходовать меньше электричества, тепла, воды и пр. Благодаря этому возникает ощутимая экономия на коммунальных платежах. Так вот большая часть этой экономии идет исполнителю в качестве оплаты за оборудование и монтаж, а часть возвращается на счет заказчика в виде чистой прибыли.- Каков срок действия контракта, как быстро окупаются вложенные средства?В.Ф.: Это во многом зависит от объемов работ и от характера мероприятий. Например, если установить автоматизированный тепловой пункт с погодозависимым регулированием, не позволяющим перетапливать помещение (то есть расходовать ровно столько тепла, сколько необходимо для создания комфортной обстановки), это окупится буквально через пару-тройку месяцев. Вспомните, как жарко порой бывает в помещении осенью или весной, когда на улице уже или еще тепло, но котельная все равно «жарит на полную»! Если же придется менять холодные деревянные рамы с щелями на пластиковые многокамерные, которые позволяют гораздо лучше сохранить тепло, то тут срок окупаемости может достигать нескольких лет, ведь это довольно дорогое удовольствие. Могу сказать, что оптимальный срок энергосервисного контракта 4-5 лет. Но замечу, что за рубежом, где подобная практика действует уже с 70-х годов прошлого века, известны и контракты, которые длятся десятилетиями. Причем это весьма выгодно и заказчику, и исполнителю.- Что же происходит, после того как срок действия контракта истекает?В.Ф.: Обычно все условия мы прописываем в самом документе, и они для каждой ситуации свои. Однако совершенно точно можно сказать, что установленное энергосервисной компанией оборудование остается там, где его установили, следовательно, оно и дальше будет помогать экономить энергию. Но самое главное заключается в том, что теперь вся прибыль от экономии будет оставаться на счету заказчика.- Вы нарисовали весьма радужные перспективы… Но ведь они могут стать реальностью лишь при соблюдении каких-либо условий со стороны заказчика?В.Ф.: Разумеется, если мы, со своей стороны, обязуемся делать все для обеспечения максимального эффекта от мероприятий, то и заказчик должен пойти нам навстречу. Согласитесь, какую бы современную аппаратуру мы ни установили и сколько бы энергосберегающих лампочек ни вкрутили, если бачки в туалетах и краны в умывальниках будут течь круглые сутки, а свет гореть везде, где только можно, даже если он там и не нужен, результат будет далек от ожидаемого, а экономия меньше запланированной. Поэтому важно провести серьезную работу с персоналом, обучить его правилам эксплуатации системы и внушить мысль о том, что ни одно техническое новшество не даст столько эффекта, как его собственное рациональное отношение к процессу энергосбережения.- Если за рубежом подобные сервисы применяются уже давно, то можно предположить, что у нас это сравнительно новое «удовольствие», а значит, наверняка и с точки зрения законодательства тоже не все проработано. Так ли это?Д.Л.: Правовые основы заключения и использования таких контрактов у нас в стране регламентированы Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», конкретно статьями 19 и 21. Другим основополагающим документом является Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на основе которого бюджетные организации могут размещать заказы на энергосервис. К сожалению, остается еще ряд моментов, которые требуют доработки. Так, до сих пор не выпущены необходимые подзаконные акты, которые позволяли бы использовать 261-й закон в полной мере. Ведь пока что передача на баланс предприятия оборудования, установленного энергосервисной компанией, выглядит как некий подарок, с которого необходимо платить налог на прибыль. Кроме того, существуют проблемы бюджетирования – если контракт превышает сроки бюджетного планирования, то неясно, как платить за это деньги. Впрочем, законодатели уже работают над решением этих проблем.- Много ли у нас в стране энергосервисных компаний? И как выбрать из них самую надежную, чтобы не ошибиться?В.Ф.: Да, сейчас в России действует довольно большое количество таких фирм. Как правило, они специализируются на поставке энергосберегающего оборудования и материалов, проведении энергетических обследований или поставке энергетических ресурсов. Но ведь под рынком энергосервисных услуг в классическом их виде следует понимать полный спектр деятельности по экономии энергоресурсов у заказчика, что включает в себя гораздо больший список услуг, в том числе решение юридических вопросов, оценку возможных рисков в результате исполнения договора и т. п. Все это необходимо учитывать при заключении контракта, обращая внимание также на количество успешно завершенных проектов и опыт работы.- Какой контракт, заключенный образовательным учреждением, вы считаете самым успешным?Д.Л.: Наверное, один из последних – контракт Ухтинского государственного технического университета. Его особенность в том, что в нем согласованы минимальная годовая экономия в натуральных величинах и денежном выражении, процент вознаграждения исполнителю от достигнутой экономии и срок договора.- Резонный вопрос: как вы думаете, а что мешает самому поставщику энергоресурсов использовать энергосберегающие технологии?В.Ф.: Те поставщики, которые развиваются в ногу со временем, уже активно осваивают эти сервисы и технологии. Однако большинство, к сожалению, заинтересованы производить и продавать как можно больше тепла и электричества, а насколько экономно все это добро будет использовать потребитель, не их забота. Получается, что в данной ситуации мы выступаем на стороне потребителя, помогая ему экономить деньги, на которые зарятся поставщики энергоресурсов.- Можно ли сказать, что энергосервисная компания – своего рода посредник между потребителем и поставщиком?В.Ф.: Это было бы неправильно. С одной стороны, мы действительно ищем как заказчиков, так и источники финансирования, инвесторов. С другой – в перформанс-контракте работа энергосервисной компании организована «под ключ» и включает в себя весь объем деятельности, начиная от проведения экспертизы и заканчивая установкой оборудования. Основная задача – обосновать, гарантировать и обеспечить прибыль всем участникам проекта, то есть заказчику, исполнителю и инвестору. А это, согласитесь, гораздо больше, чем простое посредничество.- С какими организациями выгоднее всего сотрудничать энергосервисным компаниям? Иными словами, каждый ли может стать их клиентом-заказчиком?Д.Л.: Тут простая математика: чем крупнее организация, чем больше площадь ее отапливаемых и освещаемых помещений, тем больше расход тепла, воды и электричества, следовательно, тем большего эффекта можно добиться в кратчайший период после внедрения энергосервисных мероприятий. Поэтому клиентами энергосервисной компании, в том числе и нашей, могут стать любые образовательные учреждения, от крупного вуза до малокомплектной школы, но важно понимать: в последнем случае срок окупаемости, а следовательно, и срок энергосервисного контракта будет значительно больше.- А если директор школы, руководитель колледжа или ректор вуза не хочет экономить на коммунальных платежах, считая, что все расходы оправданны, кто и как может повлиять на него?В.Ф.: Во-первых, еще в 2009 году совместными приказами Минэнерго №111 и Минобрнауки №127 была создана «рабочая группа по энергоэффективным технологиям, энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере образования». То есть проблему взяли под контроль на уровне двух ведомств. Во-вторых, органы управления образованием постоянно проводят мониторинг расходования энергии в подведомственных им учреждениях и всегда могут назвать, кто много расходует, а кто хорошо экономит. А в-третьих, повторяю, экономить сейчас заинтересованы все без исключения, поскольку это помогает высвободить изрядную долю средств, пустив их на другие нужды, в том числе увеличив размер фонда оплаты труда. Это раньше школе выделяли в месяц определенную сумму на оплату, скажем, электричества и школа была вынуждена эти средства осваивать полностью, то есть жечь свет, даже когда это не нужно, иначе в следующем месяце им выделяли меньше денег. Но уже давно нет ничего подобного, поэтому актуальность энергосервисных мероприятий более чем очевидна. Однако, увы, серьезным препятствием на пути энергосервиса пока еще является неграмотность руководителей самых разных уровней в области энергосбережения. Хотя я абсолютно уверен: у перформанс-контрактов в России огромное будущее, ведь это колоссальный потенциал для энергосбережения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте