search
main
0

Энергосберегающие технологии должны прийти в современную школу

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости внедрения в преподавание различных учебных дисциплин современной школы элементов, формирующих жизненно важные умения и навыки, позволяющие нашим детям владеть, например, реальными финансовыми практиками потребителей финансовых услуг, грамотно работать с финансовыми организациями, адекватно воспринимать все риски, присущие финансовой среде, владеть навыками предпринимательской деятельности, понимать и верно оценивать предпринимательские риски и ответственность владельца собственного дела, выработать ответственное отношение к окружающей среде, экономно расходовать природные ресурсы, особенно самый доступный и востребованный – электроэнергию. Как же в условиях современной школы, как одного из важнейших социальных институтов, усилить практическую составляющую образовательного процесса в различных учебных дисциплинах, в том числе и в экономике?

Досье «УГ»Коротко о главном Совещание «Ученическое самоуправление на разных уровнях развития. Проблемные вопросы и их решение» прошло в Центральном округе. В Западном округе в Центре образования «Школа здоровья» №97 радушно приняли делегацию преподавателей школы №23 Деснянского района Киева (Республика Украина). Руководители подрядных организаций в Северо-Восточном округе обсудили «Состояние хода капитального и текущего ремонта на объектах учреждений образования». Старшие воспитатели Юго-Восточного округа обсудили на базе школы №1145 важную тему: «Ребенок в многонациональном мегаполисе: воспитание толерантности и патриотизма». Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение работы учителей начальных классов в классах коррекционно-развивающего обучения» состоялся в психолого-педагогическом центре «Строгино» в Северо-Западном округе. Делегация из города Лас-Россос (Мадрид, Испания) побывала в образовательных учреждениях №№1252, 1289, 1296, 1315, 1575, 1884, 686, 1474 Северного округа. Творческая мастерская по теме: «Нормативная документация заместителя директора по социальной защите» для заместителей директоров по социальной защите работала в Зеленограде.

Одно из важнейших и продуктивных направлений работы общеобразовательной школы – ее активное участие в создании экономической практико-ориентированной образовательной среды, введение в учебный план курсов, позволяющих получить школьникам базовые компетенции в области экономических знаний, финансовой и потребительской культуры, предпринимательства, а в его рамках и по энергосбережению как способу снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности предприятия и успешного развития бизнеса.

Курсы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний», «Основы предпринимательской деятельности», «Энергосбережение» для учащихся II и III ступени обучения требуют реализации именно в рамках экономической практико-ориентированной образовательной среды.

Не секрет, что экономика России – одна из самых энергоемких в мире, Московский регион, несмотря на кризис, – один из наиболее динамично развивающихся в стране. Но он, во-первых, энергодефицитный, во-вторых, быстрорастущий, в-третьих, насыщенный энергоемкими крупными потребителями. У проблемы энергодефицитности региона есть два способа решения – строительство новых мощностей или разумное экономное потребление электроэнергии, сокращение издержек, нерациональных затрат.

Энергосбережение – один из наиболее актуальных вопросов в столице. Москва – крупнейший потребитель топливно-энергетических ресурсов в России, располагающий значительным потенциалом энергосбережения, который реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий. Поэтому столице требуется создание новых экономических и организационных условий для эффективного использования энергоресурсов при гарантированном энергообеспечении и энергетической безопасности города и одновременном снижении негативного воздействия на окружающую природную среду.

Сложившаяся ситуация требует на уровне государства определения путей более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов как важнейшего национального достояния страны для существенного повышения производимого социально ориентированного ВВП и качества жизни населения при снижении удельных энергетических и, как следствие, материальных затрат общества на свое развитие.

Высшим приоритетом энергетической политики России на долгосрочную перспективу определено повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Государственная энергосберегающая политика, проводящаяся в Москве через реализацию программ энергосбережения, имеет системный характер.

Городская программа по энергосбережению позволила наметить конкретные мероприятия, сыграла значительную роль в обеспечении комплексного подхода к энергосбережению в городе, позволив установить перспективные направления и определить требования по экономии энергоресурсов во всех отраслях городского хозяйства, в частности, в топливно-энергетическом, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительном комплексе, промышленности, на транспорте, а главное, в социальной сфере города.

В апреле 2009 года Северное окружное управление образования и ОАО «Мосэнергосбыт» начали реализацию программы совместных мероприятий в рамках поддержки городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года», принятой постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 г. №1012-ПП.

В апреле-мае 2009 года в рамках окружной финансово-предпринимательской недели учащиеся 15 образовательных учреждений САО – вечерней сменной №90, школ №№152, 213, 238, 662, 725, 727, 1112, 1125, 1383, лицея №1575, гимназий №№1576, 1583, центров образования №№1409 и 1679 – посетили практические занятия в Центре по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт», на которых будущих экономистов, предпринимателей и финансистов учили сокращать издержки производства, минимизировать расходы предприятия, делать свой бизнес более эффективным путем экономии электроэнергии.

В июне 2009 года Центр по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» стал одним из организаторов городского летнего лагеря профильной финансово-предпринимательской смены на базе образовательных учреждений САО. Участники лагерной смены с удовольствием занимались в демонстрационном зале Центра по энергосбережению, учились экономно расходовать электроэнергию дома и в школе, начали масштабный проект по энергетическому аудиту своих общеобразовательных учреждений. Учащиеся гимназии №1583, например, посчитали, какую экономию можно получить при применении только одного из многочисленных мероприятий по энергосбережению, а именно, замене старых ламп на новые, энергосберегающие.

Для возможности произвести качественные и достоверные расчеты к работе пришлось привлекать в качестве консультантов специалистов Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт», а в качестве научных руководителей проекта – не только учителей, но и родителей учащихся, которые помогали ребятам искать нормы освещенности школьных помещений, технические характеристики различных типов ламп и сложные формулы расчетов.

В ходе проекта учащиеся предложили заменить люминесцентные ртутные лампы низкого давления ЛБ-40-1 на энергосберегающие люминесцентные лампы T8-Philips TL-D 18W, так как те имеют неоспоримые преимущества и по сроку службы, и по отсутствию вредной пульсации для глаз человека. По качеству цветопередачи и спектру света эти лампы также превосходят имеющиеся аналоги.

Учащиеся подсчитали, что на установку в одном школьном кабинете (в данном случае в кабинете математики) новых осветительных приборов с энергосберегающими лампами потребуется 10080 рублей (6 светильников по 4 лампы в каждом). При этом экономия электроэнергии от реализации данного энергосберегающего мероприятия составит в натуральном выражении 1850 кВт в год, что в денежном эквиваленте – 3071 рубль (по тарифам на сегодняшний день). Соответственно, все вложенные средства окупятся через три года. То есть, первоначально вложив 10080 рублей, за 3,5 года удастся получить экономию денежных средств в размере 10748,5 руб. Теперь эту цифру можно умножить на количество учебных кабинетов во всей гимназии. Экономия очевидна.

В итоге учащиеся сделали важный вывод – замену ламп накаливания на люминесцентные необходимо производить в связи с эффективностью использования светового потока, надежностью, уменьшением расходов на электроэнергию (в 4-5 раз), увеличением срока службы ламп (в 6-10 раз), снижением расходов на обслуживание.

Во время летней лагерной смены на базе окружного межшкольного бизнес-инкубатора учащиеся школы №213 начали проектно-исследовательскую работу «Электрические батареи из бактерий», для выполнения которой ребята обратились к исследованию нанотехнологий в энергосбережении. В этой работе речь идет о бактериях, которые генерируют электричество благодаря окислению органических веществ с помощью ферментов, иммобилизованных на специальных подложках. Способность бактерий в определенных условиях вырабатывать электричество совмещается со способностью микроорганизмов очищать сточные воды. Внедрение такой нанотехнологии в процесс очистки сточных вод превратит очистные сооружения из громоздких энергозатратных предприятий в электростанции, работающие на сточных водах.

Для продолжения намеченных мероприятий в 2009-2010 учебном году Северное окружное управление образования и ОАО «Мосэнергосбыт» заключили соглашение о сотрудничестве, составили план совместных мероприятий и график посещения практических занятий в демонстрационном зале Центра по энергосбережению, согласованный с директором Центра по энергосбережению С.Кюрегяном, утвержденный заместителем генерального директора, главным инженером ОАО «Мосэнергосбыт» А.Майером и начальником Северного окружного управления образования Департамента образования В.Раздиным. Таким образом, за период с сентября по декабрь 2009 года практические занятия по энергосбережению посетят обучающиеся из 44 образовательных учреждений округа.

Одно из главных совместных мероприятий – открытый окружной конкурс школьников по энергосбережению. В рамках этого конкурса обучающиеся напишут эссе на тему энергосбережения в доме и семье, проведут энергетический аудит своих школ и попробуют создать модель энергоэффективной школы. Например, учащиеся школ №№141, 152, 213, 725, 1112 проведут исследование затрат энергии на освещение и отопление своей классной комнаты и рассчитают, как сделать это потребление более рациональным. Учащиеся школ №№1029, 1125, ЦО №№1409, 1454, 1679, лицея №1575, гимназий №№1576 и 1583 сделают такие же исследования и расчеты, но только касающиеся освещения и отопления школьных рекреаций. По итогам своих исследований обучающиеся разработают рекомендации директорам образовательных учреждений по оценке эффективного использования энергетических ресурсов и по снижению затрат потребителей на энергообеспечение, напишут бизнес-планы своих будущих фирм, учитывая энергосберегающие технологии в ведении бизнеса, снижая издержки производства и становясь более эффективными, а значит, более конкурентоспособными.

О.ГОНЧАРОВА, методист по экономике МЦО САО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте