search
main
0

Энергия обновления. Главное в образовании – результат

Ольга Ройтблат Департамент образования и науки Тюменской области возглавляет уже два года. По специальности учитель иностранного языка, она почти 20 лет была директором 34-го лицея Тюмени. Модернизацией, по ее словам, начала заниматься еще в 1989 году, когда пригласила к себе первоклассных специалистов с закрывшихся заводов. Они написали первые тогда в стране учебники по использованию в школе компьютеров, а в лицее появился Музей компьютерной техники. Профильным обучением Ольга Владимировна увлеклась задолго до министерских распоряжений, открыв у себя в школе юридические и экономические классы. Возможно, поэтому к идеям модернизации Ольга Владимировна относится с пониманием: без этого сегодня не обойтись, убеждена она. Впрочем, Тюменская область богата собственными ноу-хау, и по многим образовательным идеям опережает даже Москву. Так что не случайно именно здесь собрался первый образовательный форум в конце ноября прошлого года, на который съехались лучшие учителя страны, ведущие методисты и ученые.

2004-й год продолжил эту традицию – в январе в Тюмени прошло Всероссийское совещание педагогической общественности, посвященное вопросам экономики образования, в феврале – заседание президиума Российской академии образования, затем – городской и областной конкурсы «Учитель года» и целый ряд других значимых мероприятий.

А накануне нового учебного года состоялось совсем не традиционное августовское совещание – впервые за многие годы оно было региональным, в его работе приняли участие управленцы и рядовые педагоги, представляющие все уровни образования.

Новый учебный год, как всякое новогодье, – своеобразный рубеж. Символ обновления. Шанс заглянуть в будущее, за горизонты, увидеть перспективу, подвести предварительные итоги. Итак, с чем же входит образование Тюменской области в наступающий 2004-2005 учебный год? Об этом рассказывает Ольга Ройтблат.

В ногу с веком

Внимательно анализируя образовательный процесс в Тюменской области, убеждаешься в очевидном: в целом все его виды, все ступени образования сегодня развиваются успешно. И развитие это носит интеграционный характер, направлено на создание единого образовательного пространства всего региона.

Достигать подобных результатов помогают федеральные и областные целевые программы, которые реализуются на юге области: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Развитие высшего и среднего профессионального образования и науки в 2001-2005 годах», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Комплексные меры противодействия наркотикам и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», «Усиление борьбы с преступностью на территории Тюменской области на 2003-2005 годы» и другие, в том числе ведомственные. На финансирование данных программ за последние три года выделено в общей сложности (бюджетами Российской Федерации и Тюменской области) без малого 753 миллиона рублей.

Особую практическую значимость в системе образования Тюменского региона приобрела программа «Развитие единой образовательной информационной среды в 2001-2005 годах». По последним данным, существующие объемы информации удваиваются каждые три года, поэтому насущной проблемой системы управления образованием является создание единого механизма управления информационными потоками.

Сегодня уже сформирована комплексная база данных обо всех образовательных учреждениях юга области, введен персонифицированный учет педагогических работников и учащихся (включая летний отдых). Имеется сформированный совместно с Департаментом социальной защиты населения банк данных по профилактике безнадзорности, который позволяет видеть результаты совместных усилий в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Под руководством нашего департамента, Совета ректоров высших учебных заведений и Совета директоров средних специальных учебных заведений Тюменской области завершается процесс создания высокоскоростной корпоративной сети, объединяющей вузы Тюмени. На ее основе организуются образовательный портал и ресурсные центры, готовятся проекты подключения к этой сети ссузов и школ города с последующим выходом на образовательные учреждения всего региона. Это даст широким слоям населения возможность доступа к региональным базам данных библиотечно-информационных центров, к образовательным ресурсам, независимо от места проживания.

Все учебные заведения области, включая не только общеобразовательные школы, но и детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, учреждения профессионального образования, к началу нового учебного года на сто процентов обеспечены компьютерной техникой (к 1 сентября прошлого года обеспеченность равнялась 75 процентам). На эти цели в 2002 – 2004 годах выделено из бюджета 237,4 миллиона рублей. В Тюменской области сегодня один компьютер приходится на 42 ученика, в то время как по России пропорция составляет 1:80.

Более ста сельских и городских школьных библиотек к 1 сентября компьютеризованы. Сегодня библиотека – не просто книжный, печатный фонд, но мощный ресурсный центр информационного и методического образования для всех учащихся и преподавателей, обеспечивающий доступ к современной информации, к знаниям. В 77 удаленных сельских школах в 2004 году установлено оборудование системы спутниковых приемных станций. Около 6 тысяч педагогов прошли обучение.

Отрасль экономики

Что бы ни говорили нам сегодня оппоненты, мы убеждены, что система образования в современном обществе – это не просто социальная сфера, не только экономический ресурс каждого из нас, но и часть экономики и производства. Производства знаний, производства кадров. При таком подходе качество общества становится условием его развития и сферой нашей с вами государственной ответственности.

Состоявшееся в Тюмени в январе этого года Всероссийское совещание работников образования и прозвучавшая на нем положительная оценка наших подходов и преобразований стала мощным стимулом для дальнейшего поиска экономических механизмов оптимального управления системой образования области. Финансирование образовательных учреждений Тюменской области ведется из средств областных и муниципальных бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Расчет объема этих затрат учреждений образования, выполняющих государственный стандарт, производится по региональным нормативам. Главами муниципальных образований установлены долгосрочные нормативы на одного обучающегося в общеобразовательных школах. С поправочными коэффициентами на 2004-й и последующие годы. И они не должны изменяться, чтобы не девальвировать сам принцип нормативного бюджетного финансирования, когда деньги «идут за учеником».

Но так уж сложилось, что мы не привыкли считать затраченные ресурсы. Убеждены, что образование должно получать деньги в неограниченном количестве. Но сегодня область и так имеет их больше, чем, к примеру, наши соседи. На нужды отрасли идет четверть средств областной казны, в этом году даже более 25 процентов, или 5 миллиардов рублей.

– Ольга Владимировна, стало уже традицией к первому сентября открывать новые школы…

– От традиции мы не отходим, в этом году у нас откроются 4 школы на 1133 ученических места. А вообще на капитальный ремонт и строительство за последние три года у нас затрачено 1 миллиард 400 миллионов рублей, при этом отремонтировано 714 образовательных учреждений, открыто 13 школ на 5062 места. Хочу отметить то особое внимание, с которым относится наш губернатор Сергей Собянин к проблемам образования: он знает все наши учебные планы, все штатные расписания. Кстати, Сергей Семенович – единственный, кто входит из губернаторов регионов в Госсовет по системе образования. Благодаря заботам губернатора у нас значительно выросла зарплата работников образования, она почти приблизилась к зарплате в промышленности.

– …С 1 января 2005 года Тюмень ждет своеобразная революция – вы переходите с ЕТС на отраслевую оплату труда педагогов.

– Существенно возрос уровень оплаты труда работников образования. Статистика обнародует среднюю заработную плату в сфере образования в 3,5 тысячи рублей. Фактическая же среднемесячная зарплата, к примеру, руководителя общеобразовательного учреждения равна 7393 рублям (в городе минимальная зарплата директора школы – 4174 рубля, максимальная – 22818 рублей, в сельской местности соответственно 2525 и 13440 рублей). Учитель, имеющий категорию, то есть 12-й-14-й разряд (таких педагогов порядка 80 процентов), зарабатывает в месяц в среднем 4586 рублей. У молодых специалистов зарплата самая низкая – 2698 рублей. И это проблема из проблем.

Очевидно: существующая система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки не позволяет учитывать особенности отдельных категорий работников, не способствует и не мотивирует их на повышение результативности труда. Поэтому остро назрела необходимость перемен. Отказ от ЕТС и переход к отраслевой системе оплаты труда планируется осуществить уже с первого января 2005 года. В настоящее время заканчивается разработка новой системы, основным принципом которой будет введение базовых размеров ставок (окладов) по уровням образования, учитывающих квалификацию, педагогический стаж и воспитательную работу учителя.

– Как прошел единый государственный экзамен у вас в области, довольны ли вы его результатами?

– Продолжая тему финансирования, следует подчеркнуть, что возможности бюджета небезграничны. Поэтому перед управленцами стоит актуальнейшая задача максимально эффективного использования финансовых ресурсов. Ответ на этот вопрос связан прежде всего с качеством обучения. Одним из способов его независимой экспертизы является ЕГЭ. Как известно, в 2004-м вся область продолжила начатый нами в прошлом году эксперимент по введению единого государственного экзамена. На наш взгляд, ЕГЭ – событие для России, практически первое серьезное направление, которое объединяет наше профессиональное сообщество всех уровней образования. В этом году Тюменская область полномасштабно участвовала в федеральном эксперименте в числе 64 субъектов РФ. Расширился по сравнению с прошлым годом перечень предметов. Вместо 9 их стало 11, причем, кроме математики и русского языка, которые были обязательными для всех, ученик выбирал предметы для экзамена сам (такова наша принципиальная позиция).

В едином экзамене участвовали все выпускники школ юга Тюменской области (более 15,6 тысячи человек). Нынче в регионе не только все ссузы, но и все вузы Министерства образования и науки России вели прием абитуриентов на все специальности исключительно в формате ЕГЭ. Радует, что более 89 процентов нынешних одиннадцатиклассников, которые окончили общеобразовательные школы области и претендовали на золотую или серебряную медаль, подтвердили на едином экзамене свои блестящие результаты. Да, нынешний ЕГЭ высветил проблемы, но в целом итоги эксперимента прошлого и этого годов совпадают.

– Ольга Владимировна, со свидетельствами ЕГЭ принимали все ваши учебные заведения или были исключения?

– Все без исключения вузы и ссузы области принимали только по свидетельствам ЕГЭ, а вот отраслевые высшие учебные заведения – на 50 процентов своих специальностей.

Главный приоритет

– Я знаю, что у вас происходят революционные изменения и в дошкольном образовании.

– Нельзя не сказать о качественных изменениях, которые коснулись системы дошкольного образования. Она переходит на внедрение схемы долевого финансирования учреждений, при котором ответственность за реализацию образовательных программ берет государство, поддержку материально-технической базы осуществляют учредители (независимо от формы собственности), а финансирование содержания детей будет осуществляться за счет органов местного самоуправления и средств родителей при одновременной адресной социальной поддержке детей из малообеспеченных семей.

В апреле 2004 года губернатор области издал постановление «О мерах по организации предоставления дошкольного образования». Принят расчетный норматив затрат детских садов на образовательную деятельность. Главам муниципальных образований рекомендовано финансирование дошкольного и дополнительного образования осуществлять в форме заказа, на конкурсной основе, использовать в работе типовые положения об автономных некоммерческих организациях.

Постановление губернатора открывает простор всем типам образовательных учреждений, организациям любой формы собственности. Они вольны заниматься (конечно, при наличии лицензии) образовательной дошкольной деятельностью. Финансовая поддержка будет оказываться в зависимости от количества детей, получающих услугу. Обратите внимание и на это принципиальное отличие: финансируется не учреждение или организация, а оказанная ребенку образовательная услуга.

В последние годы органы управления образованием, образовательные учреждения Тюменской области стали больше внимания уделять талантливым детям. Без сомнения, таким ребятам необходимо предоставить условия, которые бы в полной мере позволяли им реализовывать свой потенциал для себя и для общества.

– Ольга Владимировна, как идет у вас реализация программы «Одаренные дети»?

– В ее рамках в 2004 году совет ректоров вузов области официально закрепил право выпускников 11-х классов, победителей и призеров областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам поступать в государственные учреждения высшего профессионального образования, расположенные в регионе, без вступительных испытаний. При условии, что в перечне вузовских экзаменов по специальности есть предмет, который принес абитуриенту победу или статус призера. Такая льгота при поступлении в вузы в нынешнем году предоставлена 50 выпускникам общеобразовательных школ. По предварительным данным, ею воспользовались 36 призеров областных олимпиад. В прошлом году – 25 человек.

Ежегодно около 7 тысяч учащихся становятся лидерами интеллектуальных состязаний разного уровня. Среди занявших 1-3-е места на всероссийских олимпиадах есть и тюменские школьники. К примеру, в этом году ученик 11-го класса Рафайловской средней школы Исетского района Александр Бовдунов стал первым на российском ученическом олимпе в знании истории (после юноша поступил в МГИМО). Из года в год на областных олимпиадах особых высот достигают питомцы учителя математики Анатолия Анатольевича Кугаевского и учителя географии Надежды Семеновны Киршиной (тобольская гимназия им.Лицмана), учителя биологии Надежды Андреевны Башкиревой (ишимская школа №5), учителя физики Сергея Николаевича Дегтярева и учителя обществознания Ольги Георгиевны Розовик (академическая гимназия ТГУ).

Проявляя настоящую заботу об этих талантливых ребятах, поддерживая их, мы не должны забывать о наших «троечниках и двоечниках». Они такая же ценность для нашего общества, системы, как и все другие. Все дети – наши. Каждый ребенок уникален. И учитель прежде всего должен быть воспитателем, он призван услышать, понять, помочь своему питомцу.

И какими бы инновациями мы ни занимались, необходимо помнить, что самое главное – это здоровье детей.

– А как развивается система дополнительного образования?

– Она тоже у нас перешла на госзаказ. Мы закрыли кружки, переставшие пользоваться спросом у детей, сделав приоритетами спорт, техническое творчество, патриотическую и туристическую работу. Кроме того, появилась возможность интересно организовать досуг не только в городах, но и в отдаленных селах. Клубы, любые учреждения культуры вышли со своими программами на конкурс. Заказ же сформировали муниципалитеты. Приоритет отдавался тем учреждениям дополнительного образования, которые смогли заинтересовать ребятишек, особенно подростков. Учреждения дополнительного образования становятся автономными некоммерческими организациями, получая при этом большую финансовую свободу. Определялся также заказ на организацию досуга детей из социально не защищенных семей, групп риска, а также одаренных детей.

Профиль – не профессия

– Ольга Владимировна, с 2006 года в общеобразовательных школах России должен начаться переход старшеклассников на профильное обучение. Готова ли Тюменская область к этому переходу?

– Уже в новом учебном году Тюменская область вступит в эксперимент по внедрению профильного обучения. 18 школ региона станут апробировать сетевую модель профильного обучения. Всего в этом году профильное обучение будет введено в 135 школах 24 территорий юга области. Почти в каждой пятой школе Тюмени старшие классы будут укомплектованы учащимися из других школ города.

Бесспорно, «профилизация образования» имеет большую социальную значимость и позитивно воспринимается обществом, ведь сегодня очевидна диспропорция между спросом и предложением на рынке труда. В то же время потребности в специалистах меняются каждые 5-7 лет, поэтому любой «профиль» относителен. Наша задача – научить молодого человека учиться, дать ему прочную базу знаний, на которую он мог бы опереться при выборе будущей профессии. Для этого необходимо найти баланс между профильным и профессиональным образованием. Что не одно и то же.

Достичь этого невозможно без кооперации старшей ступени общеобразовательной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В ходе эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, который продлится еще два года, предстоит определить направления этой кооперации.

Известно, что наиболее интенсивно в последние годы развивалось высшее образование. В одном только 2004 году выпуск специалистов с высшим образованием составил 11,3 тысячи человек. На сегодня в регионе сложился дисбаланс: на одного выпускника профессиональных училищ приходится полтора выпускника ссузов и три молодых специалиста с вузовским дипломом. Несколько последних лет ощущается острый дефицит квалифицированных рабочих кадров.

В заключение хочется заметить следующее. Если государство видит себя как механизм поддержки граждан на пути к их личному успеху, то наше образование выступает как его основа, как способ подготовки молодого человека к эффективной деятельности в условиях, составляющих не только стратегию личного благополучия, но и вектор развития нашей области, всей страны. Вот такое огромное бремя ответственности ложится сегодня на плечи учителя. И, как никогда, актуален тезис о том, что будущее страны – в руках педагогов. Будем помнить об этом и трудиться. И все у нас обязательно получится… В добрый путь!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте