search
main
0

Энергетический триумф. Зачем физику лирика?

Две президентские премии за три года – недурно, согласитесь. А до этого был еще грант Сороса, но это так, к слову. Учителя, выигрывающие гранты, защищающие кандидатские и докторские диссертации, – еще один штришок к портрету. Рассказывая об успехах своей команды, директор лицея №1502 при Московском энергетическом институте Владимир Чудов старается быть по-деловому спокойным, объективно-беспристрастным, а подчас и ироничным. Но во взгляде его все равно явственно читается небывалая гордость за свое детище и за своих детей.

Первые лицеи и гимназии стали возникать в новой России в начале 90-х годов прошлого уже столетия. Это было модно, современно и в духе времени. Будущий лицей №1502 не затерялся в общей толпе, потому что появился на московской карте на несколько лет раньше – в 1989-м. И сразу как школа для старшеклассников, нацеленных на серьезную физико-математическую судьбу. Владимир Львович вспоминает эти годы с видимой ностальгией: работая в тесной связке с МЭИ, заключили «двустороннее соглашение» о том, чтобы выпускные экзамены приравнивались к вступительным, лекции в школе читала чуть ли не половина институтской профессуры. Потом, конечно, нашлись «умники», умудрившиеся дискредитировать саму идею этой модели: как грибы после дождя народились бесчисленные экстернаты, объявлявшие платные совмещенные экзамены, и схватившимся за голову чиновникам ничего не оставалось, как только отменить такую «форму жизни». А жаль, у истоков своих идея была очень даже неплохая.

Но несмотря на бушевавшие кругом организационные бури, школа при МЭИ упрямо продолжала идти своей дорогой.

– Довольно быстро мы отказались от жесткой физико-математической схемы, – вспоминает Владимир Львович. – Сначала стали набирать новые для нас девятые классы. В том числе и гуманитарного толка, с углубленным изучением иностранного языка. Идея эта имела оглушительный успех и, несмотря на то, что дети были филологического склада, они в то же время блестяще разбирались и в физике, и в математике. Ну а дальше пошло-поехало: экономический класс, экологический, углубленное изучение информатики, не был забыт, конечно, и родной физмат. Так что, как видите, мы по праву считаем себя пионерами профильного лицейского образования.

За 18 лет лицей выпустил в большой мир около 4300 ребят. С первого раза не поступили в вузы максимум человек 25. И то лишь оттого, что выбирали достаточно экзотические направления. Впрочем, здешних выпускников можно встретить не только в родном МЭИ, но и на филфаке МГУ, в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза, в Академии ФСБ, в МГТУ им. Баумана и даже в возвышенной Гнесинке.

Конечно, основным «центром тяжести» в здешней подготовке все равно остаются «родные» физика, математика и информатика. Помимо иностранных языков самое пристальное внимание уделяется русскому, и кафедра эта считается здесь одним из главных «китов». Результат налицо: минувшей весной на ЕГЭ по русскому из 270 выпускников вышли 174. И всего две тройки. Хотя руководство лицея «звездной лихорадкой» не страдает, прекрасно понимая, что, когда тесты придется сдавать всем до единого, «оценки, вполне возможно, уже и не будут столь пафосными». Ну и, естественно, физкультура во всех ее видах и проявлениях: куда же сегодня без нее? Так что без комментариев…

В самом названии «лицей при МЭИ» заложены колоссальные – скрытые и явные – возможности, или, как говорят сегодня, бонусы. Лицейские профили в свое время разрабатывались именно под институт, чтобы каждый молодой человек еще в школьную свою бытность мог спокойно готовиться к поступлению на тот или иной факультет. Например, замечательная кафедра инженерной экологии натолкнула руководство лицея на мысль, что неплохо было бы и в школе открыть природоохранный профиль, потому что современная энергетика немыслима без бережного и вдумчивого отношения к окружающей среде.

Вся инфраструктура вуза – спортивно-оздоровительный лагерь, военный факультет – в распоряжении лицея. Даже выпускной вечер традиционно проводится в Большом актовом зале МЭИ. Превращение молодого человека в настоящего лицеиста начинается с того, что перед ребятами выступает проректор, он же заместитель председателя приемной комиссии МЭИ, рассказывает о месте института в энергетике и в мировом образовании, об учебных направлениях. Частый гость тут и сам ректор. Так что дети, еще учась в школе, все руководство вуза знают в лицо. Впрочем, не только руководство, но и своих потенциальных будущих лекторов: чуть ли не половина институтских преподавателей ведут часы в лицее. Даже сам директор Владимир Чудов – и тот профессор МЭИ, официально откомандирован не только руководить лицеем, но и читать здесь физику.

– Владимир Львович, много желающих изучать физику и математику под чутким руководством профессоров и доцентов, серьезный у вас вступительный конкурс?

– В среднем – два человека на место. Но конкурируют тут в основном те, кто либо прошел наши вечерние подготовительные курсы – межшкольный факультатив, либо отучился в негосударственной школе «Импульс». Они легче и успешнее сдают экзамены не потому, что «наши», «блатные», а оттого, что более мотивированны, понимают, что их ждет, и, чего уж там скрывать, владеют физикой, математикой, русским и английским получше, чем средний школьник. Если у родителей нет возможности отдать ребенка на подготовительные курсы, хотя условия тут более чем демократичные, пожалуйста, берите наши многочисленные пособия, занимайтесь сами, и если ребенок действительно нацелен на серьезную учебу, он непременно поступит.

Я никогда не бросал камней в «огород» среднего школьного звена, но сейчас, и это не только мне заметно, дети становятся слабее и легкомысленнее. Когда они приходят к нам в 9-й класс, в них все еще детство играет. И только за три года удается не только «натаскать» их по профильным предметам, но и настроить на нормальный рабочий лад. За два года – это уже, увы, невозможно. Если молодой человек приходит к нам в десятый класс, то глубокую профилизацию мы ему уже дать не можем. Санитарные нормы – их ведь никто не отменял – ограничивают нагрузку. Перекосить учебный план, что позволяют себе некоторые школы, мы тоже не в праве: вот все кричат, мол, зачем будущему филологу химия? При этом почему-то никто не сомневается, что будущему энергетику лишний час литературы или истории все же не повредит. В этом и прелесть, и сложность технического образования: глубоко дать одно и не потерять другое. Более того, методика преподавания русского языка волнует нас куда сильнее, чем, к примеру, физика.

– Когда про лицей №1502 говорят, что он «инновационный форпост», что имеют в виду?

– Могу сказать, что мы под этим подразумеваем! Профильная школа, о которой только что так долго с вами рассуждали, – это раз. Хотя мне лично не очень понятно, как при отсутствии единого образовательного стандарта строить такую модель. Наша работа в этом направлении будет инновационна до тех пор, пока по всей стране не будут найдены единые узаконенные подходы.

Следующая программа – здоровье, физкультура, спорт, с учетом индивидуальных особенностей каждого лицеиста. Далее – безопасность. Причем во всех смыслах этого слова: тут и собственное видение предмета ОБЖ, и видеонаблюдение за территорией, автоматические ворота, турникеты, вход по пропускам, электронные чипы – все, как на хорошем «почтовом ящике» в былые времена. Создание рейтинговой системы оценки и электронного журнала – это еще один долгий и отдельный разговор. Очень хотим, может, и не стоит, правда, пока слишком громко об этом заявлять, начать работать с детьми с ограниченными физическими возможностями. Уже сейчас наши ребята достаточно тесно общаются с одним интернатом, и мы обсуждаем вопрос об обучении некоторых тамошних воспитанников на нашей территории. Конечно, это единицы, лишь те, кто сможет без каких-либо «интеллектуальных поблажек» осилить наши программы. Но дать возможность молодым людям, прикованным болезнью к коляске, нормально учиться – разве это не здорово?

Лицей, у которого есть, кажется, все, о чем многие другие школы могут только грезить, – физические и химические лаборатории, несколько компьютерных классов, лингафонный кабинет, система экологического мониторинга и автоматизированная станция экологического контроля, мини-типография, тренажерные залы и даже теннисный корт – нынче загорелся новой мечтой о собственном автобусе. Чтобы ездить на экскурсии и просто путешествовать по городам и весям, чтобы мир вокруг не сужался до размера мерцающего экрана монитора, чтобы не решили ребята, что дружба и любовь – всего лишь бесполезные функции на устаревших моделях мобильного телефона.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте