Алим Хашукоев стал конкурсной звездой после открытого урока в московской школе. Ребята просто влюбились в учителя английского языка из Кабардино-Балкарии. Нет, пожалуй, еще раньше, когда Алим Анатольевич на «Хобби-клубе» танцевал в национальном костюме… А может быть, в самом начале, когда конкурсанты и жюри впервые увидели открытую улыбку Алима? Деталь к портрету: прямо на конкурсе Алим Хашукоев сочинил международный гимн «Учителя года» на английском языке: и слова, и музыку.
– С каким настроением вы ехали на Всероссийский финал?
– На республиканском конкурсе мне сказали: обещай победу. Это очень большая ответственность. Я не знал структуры конкурса. Каждый день думал: лишь бы пройти во второй тур, лишь бы оказаться в «пятнашке»… Под конец уже решил: «Зря я приехал».
– На открытых уроках в московской школе было трудно?
– Я побывал в двух совершенно разных школах. В первой, которая победнее, контакт с детьми установился сразу. Во второй, которая поэлитнее, пришлось потруднее. Меня трясло, и полного контакта со всеми детьми почему-то не получилось.
– Мне кажется, вы быстро налаживаете контакт с любым человеком.
– Я именно с детьми всегда быстро нахожу общий язык. А со взрослыми иногда чувствую себя некомфортно. Так было с самого начала, когда я в первый раз пришел на педагогическую практику.
– Как вы оказались в школе?
– Учился на факультете романо-германской филологии Кабардино-Балкарского государственного университета. Это было очень престижно. Все поступали с мыслями о загранице, дипломатической карьере. А потом практика началась на 4-м курсе. Но никто не хотел быть учителем. А я контакт с детьми сразу ощутил. И ребята меня полюбили. Когда человека так оценивают, сразу хочется закрепиться на этом месте. На пятом курсе я готовил дипломную работу и уже преподавал в школе. Помню, меня убеждали учителя постарше: «Ты задержишься здесь годик-два, не больше». И почему-то говорили: «Беги!». Я их не послушал, остался.
– Сейчас вы в какой школе работаете?
– В средней школе №3 с углубленным изучением английского языка, единственном учебном заведении подобного профиля в Нальчике. Дети собираются со всего города. Попасть к нам трудно. Всех обучаем бесплатно. Дети прекрасные, коллеги хорошие. Во время всероссийского финала ребята присылали мне на телефон SMS: «Слышали о победе, поздравляем!».
В нашей школе чувствуется ревностное отношение к английскому языку со стороны преподавателей других предметов. Иногда нас, учителей английского, на педсоветах ругают, что много задаем. У нас десять часов английского языка. Дети знают язык очень хорошо. Проблема в том, что другие предметы они знают хуже. Когда у нас проходил пробный ЕГЭ, ребята показали не очень высокие результаты по математике.
– Но общекультурный уровень ваших детей должен быть высоким. Ведь все предметы, наверное, преподаются на английском?
– На английском языке у нас преподается только страноведение и межкультурные связи, бизнес-курс и литература. Дети в основном гуманитарии, они не любят математику, физику, химию. Половина наших выпускников поступает на факультеты иностранных языков.
– Есть проблема перегрузки?
– Ощущается. Ведь есть еще и другие предметы, нужно русский язык и литературу подтягивать. Дети усталые. Мы стараемся задавать поменьше, больше успевать не уроках.
– Ваши ученики занимаются чем-то еще, кроме английского?
– Многие учатся в музыкальной, художественной школе. Мало занимаются спортом. К сожалению, даже мальчики не любят уроки физкультуры. О какой спортивной секции может идти речь, когда половина класса «хроники» с освобождением?
– На конкурсе все заметили, что у вас очень хороший уровень языка. Как вам удалось его достичь?
– У меня в школе по английскому была четверка. Но перед поступлением я позанимался с репетитором два месяца и получил пять на экзамене. Еще помогло то, что я слушал по вечерам в течение двух-трех часов радио Би-би-си на английском языке. Сначала абсолютно ничего не понимал. А моя репетитор говорила: «Просто слушайте и больше ничего, эффект будет». Для меня это чудо, но через два месяца я уже половину понимал! Потом начал читать языковые журналы, смотреть видеокассеты. Но в англоязычных странах, к сожалению, не был. В 1991 году должен был поехать в Соединенные Штаты по программе обмена студентами. Уже оформили документы. И вдруг – путч. В общем, американцы нас не пустили. С тех пор заграница для меня как заколдованная – никак не удается съездить.
Я своим ученикам говорю: «Не ленитесь самообразовываться». Не обязательно, чтобы кто-то рядом с вами стоял и заставлял вас эти десять слов выучить.
– В чем заключается самообразование опытного преподавателя?
– Думаю, надо диссертацию писать. Нужна постоянная практика, говорение. Если нет круга общения, навыки моментально уходят.
– Общаетесь на языке?
– У нас есть английский клуб в городе. Люди приходят и разговаривают друг с другом, чтобы не забыть язык. С англоговорящими не получается общаться. Пытались связаться со школами, но пока не получается. В школе нет электронной почты.
– У ваших учеников есть возможность выезжать за рубеж?
– Да, выезжают по культурным программам, к родственникам. Иногда я сам понимаю нелепость положения: про англоязычные страны классу рассказывает человек, который никогда в них не был. Но они корректны, слушают…
– Вы используете игровые методы на уроках?
– Главное не переиграть. Должна быть серьезная игровая ситуация, например «поход в магазин». А не просто: «Давайте споем песенку». Грамматику тоже можно с помощью игры заучивать. Надо просто разнообразить методы преподавания, чтобы ребятам было интересно. Если интерес теряется, тут как раз игровая ситуация и нужна. А полный урок игр – это, конечно, неправильно.
– Из чего состоит ваша жизнь вне школы?
– Школа занимает весь световой день. В свободное время пишу стихи. Больше всего меня вдохновляет музыка, причем современная. Мой брат меня ругает: «Ты как ребенок!» Я слушаю то же самое, что и мои дети. Нравится Бритни Спирс, Мадонна. Правда, дети очень любят отечественную эстраду, я их ругаю за это. Я не могу слушать отечественную эстраду. Не потому, что на русском языке поют. Мне кажется, что это простое копирование. У меня в классе стоят магнитофон, телевизор, видео. Мы слушаем песни и смотрим клипы на уроках и во время перемен.
– На чем строятся отношения учителя и учеников?
– На сотрудничестве. Меня в школе первые годы обвиняли в панибратстве. Может, и был перебор какой-то сначала. Сейчас я немножко отстранился, но до сих пор не понимаю, как можно встать выше учеников, даже на одну ступеньку. Дети это сразу почувствуют и не откроют полностью сердца. Пусть это похоже на панибратство, зато у нас полная гармония на занятиях.
– Откуда вы знаете, как дети к вам относятся?
– Они остаются после уроков, приглашают меня на свои дни рождения. Последний год мы все дни рождения отмечали вместе, даже мой, хотя я скрывал дату. Они спорят со мной, почти никогда не соглашаются с моей точкой зрения. Конечно, есть какой-то разрыв поколений. Я в старших классах преподаю, моим ученикам 15-17 лет. Но мне все равно очень легко с ними. В этом году мне дали второй класс. И я решил, что уже старый. У детей совсем другие интересы – микки-маусы, «чупа-чупсы». Придется подучиться, чтобы с ними общаться.
Комментарии