search
main
0

Эмоциональный интеллект. Наша «безмозглая» молодежь на самом деле думает, читает, смотрит, рассуждает, философствует

Первый раз в московской гимназии №1530 мы оказались в год пушкинского юбилея на показах городского фестиваля «Юные таланты Московии». Учитель математики, завуч по воспитательной работе, создатель школьного театра «Глобус» Дмитрий Порус показывал спектакль «Каменный гость». Мадрид этого спектакля тесен и хмур. Низкое холщовое небо. Серые нависающие стены гробниц Антониева монастыря, комнаты Лауры или покои доны Анны – суть одно и то же. Дон Гуан врывается в неподвижный мир в красном мотоциклетном шлеме и в черной косухе, разрезая сумрак лучом карманного фонарика. Он весь движение и натиск. Он жаждет жизни. Спектакль смело раздвигает рамки времени. Здесь звучит современная музыка. А Лаура – рок-звезда. Любовь, творчество, противостояние холоду смерти – вот о чем говорит со зрителями и со своими молодыми актерами режиссер. А теперь, спустя многие годы, мы входим в кабинет директора. На стенах картины и фотографии: Ломоносов, юный лицеист Пушкин, замечательные педагоги разных времен. Кабинет директора «Школы Ломоносова» Евгении КУЗНЕЦОВОЙ, заслуженного учителя России, немного похож на музей, на частную коллекцию…

– Евгения Викторовна, как вы определяете место педагогики искусства в контексте общего образования в своей школе?- Когда приходят новые документы, я имею в виду федеральные государственные образовательные стандарты, всегда ищешь созвучие с тем, что ты уже делал, что тебя интересует и что ты считаешь важным. Очень важно, что в новых ФГОС есть траектория индивидуального развития личности. Это созвучно тому, чем мы давным-давно занимаемся. Еще Ломоносов, а наша гимназия носит его имя, предлагал искать талант, заложенный в каждом ребенке. Перед нами стоит задача раскрытия способностей каждого. Вы говорите про искусство. Понятно, что это область жизни и чувств человека, где он впервые проявляет себя. Поэтому невозможно переоценить значение искусства для любой образовательной среды начиная с рождения и заканчивая последними днями человека. Это с одной стороны. С другой, если мы говорим о деятельностном подходе, то где, как не в искусстве, может выразиться детская индивидуальность, способность этого человечка. Поэтому для нас вопрос искусства в школе был актуален всегда. Так, 25 лет назад мы были одной из первых школ, где появилась предтеча мировой художественной культуры. Школа была общеобразовательной, предмет назывался «История искусств», наш педагог Елена Олеговна Гайская одна из авторов этой программы. А еще у нас всегда работал разновозрастной семинар, который был более чем популярен и на котором изучались культура и искусство различных стран мира. Работа обычно завершалась поездкой в изучаемую страну. После таких поездок дети делали проекты о посещенных странах. То есть на протяжении многих лет область искусства, как никакая другая, дает нам темы для самых разноплановых исследовательских и проектных работ.Помимо этого у нас уже пять лет существует филиал – Пушкинский дом. В нем учатся всего 150 учеников. И там у нас проходят занятия всего художественно-эстетического цикла. В Пушкинском доме потрясающие художественные мастерские, где дети занимаются урочно, внеурочно, во всякое время. Там проходят занятия графикой и живописью, архитектурой и ваянием. Есть музей Пушкина – пушкинский уголок, где проходят камерные вечера, посвященные культуре XVIII и XIX веков. А рядом музей-салон Серебряного века. Там проходят уроки культуры ХХ века.Уже более двадцати лет в школе существует разветвленная театральная деятельность. Театр «Глобус» возглавляет учитель математики Дмитрий Порус. В спектаклях участвуют не только дети, выпускники, но и их родители. Наш театр создает вокруг себя уникальную общность. Здесь занимаются не только постановкой «Гамлета», «Антония и Клеопатры», других пьес Шекспира, но и философией великого англичанина, а также философией философии, всем, что вращается вокруг этого феномена. Наряду с театром «Глобус» у нас очень много лет существует русский театр. Конечно, это не только наша особенность, в каждой школе есть какая-то театральная деятельность, потому что ребятам нужно самовыражаться, искать себя. А ничто другое не позволяет это делать настолько красиво и полно, как театральное искусство. Очень интересное наблюдение, мое личное: для детей игра в театре гораздо важнее, чем для профессиональных актеров. Профессиональные актеры играют, а дети проживают. Это однозначно.Так вот русский театр у нас совсем другой. Он веселый, жизнерадостный, посвящен изучению русской драматургии: Островского, Чехова, Фонвизина и т. д. Если бы вы видели эти «Мертвые души», этого Чичикова, Коробочку в исполнении пятиклассников! Это восторг прочтения, проживания, восприятия.У нас есть театры на английском, французском и немецком языках. У них свои цели. В этом контексте мы можем говорить о театральной педагогике, потому что это целая система, а не единожды поставленный спектакль.Вообще у нас работа театральных студий – это определенная идеология. Но, конечно, театральная педагогика в нашей гимназии этим не ограничивается. У нас есть еще урок.Мы можем говорить, что театральная педагогика – неотъемлемая часть уроков словесности. Прочтение многих произведений происходит в театрализованной форме. Слово сказанное, слово прочитанное, слово, окрашенное эмоционально – совсем разные слова, по-разному воздействующие на эмоциональную сферу ребенка.Мы сейчас плачем, кричим, топаем ногами, что дети не читают, говорим, что молодежь безграмотная. Я никогда с этим не соглашусь. Молодежь изумительная, думающая. Да, они, возможно, читают не так много, как читали мы. Но мы прекрасно знаем, что конфликт отцов и детей придуман не в XXI веке. Поэтому отцы всегда были лучше детей. Так вот наша «нечитающая», «недумающая», «безмозглая» молодежь на самом деле очаровательна! Она и думает, и читает, и смотрит, и рассуждает, и философствует. И театральная педагогика занимает в ее образовании не последнее место, особенно на уроке словесности.Наверное, тут мои коллеги могут рассказать больше, поскольку я химик. Но я твердо знаю, что само явление театра в нашей школе очень востребовано. И нам очень приятно, что московский Департамент образования совместно с Департаментом культуры реализует программу бесплатного посещения театров. Потому что не каждый ребенок из обычной школы может посещать театр, не в каждой семье это принято. Я считаю, это можно рассматривать как значимый шаг для организации культурно-образовательной среды города. В нашей гимназии в театр принято ходить классами.Еще одно направление нашей деятельности – Ломоносовский музей. Я хочу рассказать, как используется пространство этого музея. На базе Ломоносовского музея работает много проектов. Один из них связан с памятниками архитектуры района Москвы, где расположена школа. Мы живем в потрясающем старинном районе столицы – Сокольники. И наши дети все памятники, домики, архитектурные ансамбли изучают и проводят экскурсии для жителей Сокольников и для нас, педагогов.Но музей – это еще и площадка для камерных вечеров. О живописи я вам немножко сказала, о театре сказала, теперь о музыке. Мы дружим с Гнесинским музыкальным училищем. И на базе нашего Ломоносовского музея проходят вечера камерной классической музыки. А еще мы сотрудничаем с филармонией. Мне кажется, для общеобразовательных школ это особенно важно. Потому что если вы проведете опрос, окажется, что очень многие дети вообще не знают, что такое консерватория. А у нас ежемесячно ко всем параллелям приходят артисты филармонии. Организуются поэтические, музыкальные, литературно-музыкальные вечера. Это вплетено в учебный процесс.Так вот вечера камерной музыки проходят в 6 часов вечера. На них приходят дети с родителями по пригласительным билетам. Некоторые родители надевают вечерние платья. Я чуть не заплакала, когда это увидела. Вы понимаете, как это воспитывает ребенка?!- Какие задачи, не решаемые другими способами, с вашей точки зрения, решает в современных условиях педагогика искусства в целом и театральная педагогика в частности?- Поговорите с нашими психологами. У нас прекрасная психологическая лаборатория. Мне говорят: «Ты счастливая, работаешь с отобранными детьми». Так вот у отобранных умных детей проблем может быть ничуть не меньше. Есть дети с психологическими особенностями, а особенности бывают разными: дети могут быть замкнуты, тревожны, интровертны. Или у ребенка могут быть родители-алкоголики, ребенок может быть брошенным, стремиться к улице, ничем не интересоваться. А встречаются дети, у которых родители профессора, дом полная чаша, папа с мамой не знают, чем купить этого своего ребенка. В медицине и психологии рекомендуют людей с проблемами психики в первую очередь погружать в мир искусства. Искусство же – это область самовыражения в любом контексте, будь то живопись, театр или прочтение чего-либо.Это одна сторона – обучение проблемных детей. А нам же нужен культурный человек! А культурный человек разве может быть вне искусства? Сейчас много разговоров идет о списке из ста книг, которые подросток должен прочитать, чтобы считать себя культурным. Я бы расширила этот список и сказала: чтобы быть культурным человеком, важно знать, кто такие импрессионисты, что такое авангард. Разбираться не только в ста книгах, «которые покорили наш мир», но и в других видах искусства.Трудно мне говорить о роли искусства, потому что она очевидна. И разве кто-то ее умалял?- Один из вопросов, который стоит очень остро: можно ли, на ваш взгляд, убрать искусство из базы, оставить только в зоне внеурочной деятельности и дополнительного образования?- Лучше вообще из жизни… Конечно, нельзя! Другое дело, мы можем говорить о том, сколько у нас есть часов: два или три. Я хочу сказать, что база базой, но каждое уважающее себя образовательное учреждение, с моей точки зрения, должно строить свою образовательную среду так, чтобы эстетический цикл был. Чтобы система эстетического воспитания была одной из самых серьезных и продуманно разветвленных, проникающих во все области школьной жизни. Если мы хотим культурного человека воспитать. В этом же суть. В традициях. Не зря мы сейчас говорим о национальной идентификации, о необходимости идентифицироваться с родной культурой.- В ваших словах уверенность, что роль искусства в школе огромна, но очень распространена другая точка зрения: к сожалению, в массовой школе уроки музыки и мировой художественной культуры ведут не всегда квалифицированные преподаватели. Уровень настолько низок, что дети потом вообще ничего про это слышать не хотят.- Это примитивная точка зрения. Все равно что сказать: «У нас учитель математики некомпетентный и выпивает, давайте вообще не будем преподавать математику!» Вы о чем? Ответ очевиден.- Тогда другая точка зрения, противоположная первой, но такая же по существу: дети перегружены, необходимо готовиться к ЕГЭ…- Вы же понимаете, что это тот же примитив. Вот что по поводу успешности. Вы знаете, есть такое понятие, пришедшее к нам из Америки, сейчас им занимаются и наши психологи – «эмоциональный интеллект». Возникло оно так. Американцы, много лет ведущие лонгитюдные исследования, изучали причины успешности одних фирм и неуспешности других. Стартовые условия были одинаковыми. И пришли к потрясающему выводу, что выигрывает тот бизнесмен, у которого эмоциональный интеллект выше. Мы все хотим воспитать успешных детей, в будущем успешных руководителей, юристов, психологов, финансистов. Чтобы быть успешными, эти люди должны понимать, что они живут, работают среди людей и для людей. Поэтому они должны уметь общаться, общаться и еще раз общаться. Чтобы этому научиться, необходимо в том числе эстетическое воспитание. Тонкость восприятия, способность услышать, эмпатия – вот на что настраивает искусство.Что хочу еще сказать по поводу общеобразовательных школ. У нас в гимназии 80 процентов детей занимаются музыкой, остальные 20 – живописью, а еще 50 – и живописью, и музыкой. При этом у них в семьях и так все ориентировано на искусство. В школах, где много детей из трудных семей, вот там как раз особенно важно эстетическое развитие. А перегрузки… Погружение в мир искусства как раз помогает с ними бороться!- Евгения Викторовна, вы говорили о том, как театральная педагогика присутствует на уроках словесности, а могут ли приемы педагогики искусства обогатить уроки физико-математического, естественно-научного цикла?- Конечно, могут. Я вспоминаю недавний проект. У нас многое делается интегративно, на стыке областей, кажется, это были живопись и физика.Я химик по образованию, но гуманитаризация образования, философия меня всегда очень интересовали и интересуют. Потому что любой предмет естественно-научного цикла призван помочь ребенку увидеть научную картину мира, единство этого мира, во многом созданного не только природой, но и человеком. И когда мы говорим о таких предметах, как физика, химия, биология, гуманитаризация здесь как раз и заключается в том, что мы показываем развитие законов через деятельность человека. А дальше пойдет речь о личности ученого. Если просто сухо рассказывать, как Дмитрий Иванович Менделеев работал над открытием периодического закона, о его значении для науки будущего – это одно. А если при этом говорить о нем как о личности, как о профессоре, которого боготворили его студенты, как хоронили его, как несли его гроб (свинцовый!) на руках, меняя друг друга, через весь Санкт-Петербург, с черным флагом впереди… – это совсем другое восприятие. Когда ты рассказываешь о конкретной личности, тема урока привязана к человеку с его внутренним миром, страстями, материал оживает. На предметах негуманитарного цикла важно увидеть роль личности, в науке очень важно создать эмоциональный фон. Ведь одна из основных наших задач – повысить интерес ребенка к знаниям.Вот, например, у меня в кабинете висят два портрета: Януша Корчака и Федора Петровича Гааза. Кабинет открыт, всегда можно зайти и спросить, кто это. Меня и спрашивают. Отвечаю, что это два Человека с большой буквы с точки зрения человечности. Они для меня самые настоящие люди. И вся их жизнь – это подвиг любви к человеку.- Если бы перед вами стояла задача вести переговоры с директорским корпусом о необходимости сохранения и развития педагогики искусства в школе и внедрения театральной педагогики, какие аргументы вы бы нашли для своих коллег?- Российское образование переживало разные периоды в своей жизни. Одни реформы сменяли другие. Но те, кто работает с детьми, всегда знают свою основную задачу. Как бы мы ни формулировали на государственном уровне образовательную цель, мы все хотим вырастить порядочных, образованных и, конечно, успешных людей. А еще психологически защищенных.Можно по-разному организовать жизнь школы, школьную среду. Что-то можно перемещать во внеурочную деятельность. Но для меня урок – это основная ячейка, и если всю эстетику перевести только во внеурочную деятельность, это будет неправильно! Потому что внеурочная – она не обязательная. Но если вы хотите научить ребенка плавать, он должен хотя бы попасть в воду. Так вот на уроке ученик и попадает в мир искусства.Из истории Пушкинского домаРешение о строительстве в Москве нескольких школ в память А.С.Пушкина было принято Московской городской Думой в 1898 году, в канун празднования столетней годовщины великого русского поэта.Уже в 1903 году в справочнике «Вся Москва» по адресу 2-я Сокольническая, д. 3, значились женское и мужское училища «Сокольнические имени А.С.Пушкина». Средства на их строительство были пожертвованы Александром Александровичем Пушкиным, старшим сыном поэта.После революции 1917 года в разные времена в здании по указанному адресу располагались школы №25, №370, художественные мастерские. Во время Великой Отечественной войны здесь разместили «Форпост» – группы детей, не отправленных в эвакуацию.Сегодня в этом красивом здании из красного кирпича, являющемся историко-культурным памятником, располагается Пушкинский филиал гимназии №1530 «Школа Ломоносова».ТрадицииДень учителяЭто первый праздник любого учебного года. Он традиционно проходит в виде праздничного концерта, на котором ученики и выпускники демонстрируют самые разные таланты и способности. Говорят искренние, теплые слова своим любимым учителям, классным мамам, мудрым наставникам. А сами учителя вспоминают с благодарностью своих учителей, тем более что многие молодые педагоги оканчивали нашу гимназию, мечтая прийти сюда работать. Перед концертом дети устраивают в учительской чаепитие для педагогов, накрывая роскошный стол с выпечкой, приготовленной своими руками. Сделанное с любовью всегда вкуснее! А пока учителя пьют чай, лучшие ученики проводят за них уроки. Такая практика необычайно полезна и для ученика, стоящего у доски, и для его товарищей, внимающих ему из-за парт.Гимназические балыМного лет назад, 19 ноября – в честь дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, в гимназии был проведен первый гимназический бал, торжественный и помпезный. Мероприятие стало традиционным и ежегодным. Вначале все балы были выдержаны в строгой академической манере, в классическо-античной теме, затем в стиле эпохи Просвещения, в стиле балов XIX века, совмещая концерт, танцевальный вечер, игровые развлечения, застолья и конкурсы. Совсем недавно бал стал проходить дважды в год, поэтому в названии появились слова «осенний» и «весенний».Степановский фестивальВ канун Дня защитника Отечества в «Школе Ломоносова» проводится традиционный фестиваль военной и патриотической песни имени К.А.Степанова. Капитан первого ранга Константин Андреевич Степанов работал в гимназии хранителем музея боевой славы. Он был и создателем этого музея, и организатором-вдохновителем песенного фестиваля. Играл на семиструнной гитаре и пел немало удивительных песен про настоящих мужчин и настоящее мужское дело, про море и дружбу. Сегодня многие эти песни мы, увы, не можем более услышать и воспроизвести, настолько они уникальны. С 2012 года фестиваль проводится без своего ангела-хранителя, но отныне под его именем. Константин Андреевич незримо присутствует на нем и поет всегда вместе с нами!​Татьяна КЛИМОВА, старший научный сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте