Именно власть сегодня больше всего готова и заинтересована в изменениях в образовании. Министерство вкладывает огромные ресурсы, строит новые школы, на оснащение которых тратит огромные средства, и не потому что их много, а для того чтобы их завтра стало не меньше, для счастливой жизни наших детей в нашей прекрасной стране. И просто находясь на большой высоте, где дуют разные ветра вызовов и рисков нашего времени, она смотрит не только вниз, но и вдаль. Именно поэтому для создания школы настоящего важен взгляд в будущее. Только при этом условии может появиться современная школа. Дорога к лучшему образованию не вся усеяна цветами, на ней хватает камней и завалов, которые нужно расчищать, чтобы идти дальше. Итак, тезисно о некоторых камнях, проблемах современного образования.
Образование уходит из школы
Уходит еще пока не очень заметно, преобразовываясь и изменяясь, в бескрайний мир. Уходит тихо, даже без робкой детской просьбы «Можно выйти?».
Снижение востребованности биологического интеллекта
Проблема очевидная… Сегодня при всех достижениях и открытиях важно следить за вектором развития научных достижений и до мелочей просчитывать не только эффекты, но и возможные осложнения, которые могут возникнуть уже послезавтра. Некоторые из них сегодня уже наметились как результат достижений современной цивилизации – это снижение востребованности биологического интеллекта. Для его использования с каждым днем остается все меньше пространства. Мы уже меньше читаем, меньше считаем, часто думаем с помощью Алисы, и это серьезная угроза для человека и человечества. Поэтому очень важно учитывать в развитии все социальные риски, уже сегодня понимая, что мы стоим перед выбором – самим управлять этим лучшим из миров или все делегировать Алисе, а это в итоге разные сценарии развития современной цивилизации.
Периодически оживающая в ярких спорах дискуссия в мировой системе образования о значении предметов художественно-эстетического цикла, о творчестве, о важности системного развития творческого мышления в школе только подтверждает пока еще малозаметную, но нарастающую волну внимания к еще не раскрытым ресурсам творческих возможностей человека на фоне уже полусамостоятельно развивающегося искусственного интеллекта. И в таком случае только системное развитие творческого мышления человека способно уравновесить нарастающий дисбаланс ресурсов искусственного и биологического интеллекта. А это серьезнейшая задача, стоящая сегодня перед всей педагогической наукой, также находящейся в состоянии цифровой эйфории, готовой оцифровать и себя, и учителя, и школу, и даже муху, которая назойливо жужжит во время диктанта. При этом искренне пытаясь найти причины нарастающих сложностей в развитии школьного образования третьего тысячелетия. Не понимая, что главная проблема современной дидактики мирового школьного образования – это проблема диалектического несоответствия приоритетов в школьном образовании приоритетам в самой жизни человека, главной ценностью которой является красота во всем многообразии ее проявления.
И эта ценность, пока профессионально не доступная для понимания мировой педагогической наукой и, как следствие, не востребованная институтом школы в лице предметов искусства, уже в ближайшее время (поймет педагогическая наука или не поймет) станет одним из ведущих приоритетов в образовании, уравновесив балансом системного развития творческого мышления нарастающую суверенизацию технического прогресса.
Только школа сохранит современную цивилизацию от лавины вызовов и рисков нашего времени, но это уже будет иное образование, не отвергающее творчество, а произрастающее из него, из его истинных ценностей и эмоций, и имя ему – эмоциональное образование. И такое образование есть в России! Пока еще в единственной школе в мире – В Томской области, в Губернаторском Светленском лицее, который много лет назад раскрыл двери предметам искусства в содержание образования и получил не просто эффект роста качества обучения по всем остальным учебным предметам, но, главное, человека, способного творчески мыслить независимо от того, какой сферой деятельности он занимается. А такой крайне упрощенный инструмент измерения качества образования по так называемым основным предметам вскоре уйдет в музей истории педагогики вместе с уважаемой старой системой предметного образования, уступив место благодарному преемнику – эмоциональному образованию, способному трансформировать знаниевую информацию в творческий образовательный продукт.
А что же в реальности сделано, коль столько осмыслено?..
Итак, решение первое – новое содержание образования
В основе формирования нового содержания образования лежит качественный баланс естественно-научного, гуманитарного и художественно-эстетического образования, где в равной степени происходят развитие творческого мышления и формирование научного мировоззрения.
Мы принципиально изменили содержание образования – в учебном плане лицея 20% занимают предметы художественно-эстетического цикла, тогда как в обычной школе не более 3%. В итоге получили парадоксальный эффект: при снижении учебной нагрузки на традиционно считающиеся основными предметы и увеличении нагрузки на предметы творчества качество успеваемости по тем же математике, физике, химии улучшилось. Системное развитие творческого мышления на уроках художественно-эстетического цикла оказывает благотворное влияние на все формы интеллектуальной деятельности без исключения.
В лицее все предметы художественно-эстетического цикла ведутся по моим авторским программам и предполагают обучение с 1‑го по 11‑й класс. Многолетние исследования показали, что у учащихся, регулярно занимающихся в системе художественно-эстетического образования, качество успеваемости по всем общеобразовательным предметам растет, у них выше социальные и когнитивные навыки. И по «священному» измерителю качества работы школы – ЕГЭ – на протяжении всех лет наши результаты выше всероссийских, притом что набор в лицей массовый.
Решение второе – система многоуровневого обучения
Традиционная модель образования опирается на горизонтальный вектор классно-урочной системы и преобладание репродуктивного обучения, где главным ресурсом получения образовательного результата является усиление учебной нагрузки, навязанное ученику. Важно понять на новом витке развития цивилизации, что образование третьего тысячелетия размывает границы классов, часов, предметности, заполняя собой огромное информационное пространство, которому требуются иной учитель и иная школа.
Мы создали в лицее новую многоуровневую систему обучения, не нарушая старой модели, добавили в нее новые площадки общения учителя с учеником, создав естественный поток образовательного движения – от обязательной формы обучения до выбора, от элементарного образования до элитарного.
Если знания представить как поток культуры, который должен дать определенные результаты, то первый уровень – это поглощение потока культуры, или элементарное обязательное образование, то есть уроки.
Второй уровень – это погружение в культуру, или обучение по выбору, что открывает возможность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора.
Третий уровень – это уже этап воспроизводства культуры, уровень естественного элитарного образования, являющийся олимпом творческого развития ученика в лицее.
Принцип обучения построен на движении от обязательного обучения к обучению по выбору, от элементарного образования к элитарному. И элитарность в этом случае – это результат обучения, а не отбора учеников.
Острая проблема нехватки и малой доступности учреждений дополнительного образования предполагает системное соединение урочной и внеурочной форм получения знаний и полностью укладывается в логику профильного и предпрофильного обучения, выходя на уровень начального профессионального образования. Что мы успешно и делаем. При этом в лицее нет платного образования, все в рамках существующего учебного плана.
Работу третьего уровня обучения обеспечивают творческие мастерские и научные лаборатории. Результат работы таких мастерских – это ежегодные выставки всероссийского уровня, поступление на творческие специальности в ведущие вузы страны. Научные лаборатории лицея создают условия для истинного научного технического творчества. В самих названиях лабораторий уже заложены наиболее значимые задачи, проблемы и риски современной цивилизации. Лаборатория поиска новых источников энергии, лаборатория изучения глобальных экологических рисков и разработки механизмов их предотвращения, лаборатория исследования космического пространства, лаборатория робототехники и другие. Это те задачи, которые предстоит решать обществу и человеческой цивилизации сегодня и завтра, а желание их решать должно зародиться не на работе в перечне должностных обязанностей, а в школе. Именно тогда в вузы придут не за дипломом, а за образованием, которое позволит наконец-то изобрести вечный двигатель или лекарство от всех болезней. Я думаю, в скором времени появятся и вузы с такими названиями: привычная предметность растворяется, создавая новую.
Мы вернули материнской школе ее естественный функционал и наполнили его истинным педагогическим и философским смыслом школы. К тому же приняли на работу еще одного учителя, не требующего ни зарплаты, на питания, ни соцпакета, – это образовательное пространство школы. В лицее разработаны и установлены терминалы знаний, выставочные залы, презентационные зоны лабораторий, зоны комфорта и многое другое.
Наша модель школы не нуждается в отдельных ДХШ, ДМШ, детских технопарках с отдельными зданиями и отдельной ученической жизнью, она выполняет образовательные функции сразу многих учреждений, и ее экономическая целесообразность для государства очевидна. Особенно учитывая, что не все мы в нашей огромной стране проживаем в крупных городах и культурных центрах.
Наша модель не требует исключительных условий, она открывает новые возможности и предъявляет новые пути развития современной школе, соединив изначально в единый процесс знания и творчество, открывая системную возможность для формирования и появления нового человека и новой культуры в изначально высоком понимании этого слова. Для светлого настоящего и счастливого будущего наших детей в этом самом лучшем из миров!
И сегодня я хочу сказать, что мы движемся с Министерством просвещения в едином векторе создания качественной модели школы образования, пронизанной знанием и творчеством, открывающей возможность прекрасного будущего в нашей великой стране.
Александр САЙБЕТДИНОВ, народный учитель Российской Федерации, директор Губернаторского Светленского лицея, Томск
Комментарии