Ключевая тема у школьников в 11‑м классе – единый государственный экзамен. Для того чтобы успешно пройти это испытание, ребенку нужно не только приложить определенные усилия в учебе, но и уделить внимание эмоциональному настрою.
Психологическую готовность ребенка к экзаменам можно определить по трем параметрам: что ребенок знает об экзамене, что он чувствует в отношении экзамена, что уже умеет, чтобы успешно сдать экзамен. Рассмотрев каждый блок и восполнив пробелы, можно повысить уверенность в себе и своих силах.
Что ребенок знает об экзамене
Это уровень знаний школьника и успешная адаптация к процедуре тестирования. Как правило, обучающиеся уже имеют представление о своих знаниях по предметам, а прохождение пробных экзаменов помогает сформировать оптимальный уровень ожиданий к потенциальному результату. Консультации педагогов по предметам помогут проработать темы, которые вызывают сложности, ведь зачастую чем лучше отработан учебный материал, тем ниже тревожность на экзамене.
Подробное изучение процедуры проведения экзамена, содержания всех этапов, четкое представление о том, как устроены тестовые задания, прохождение пробных диагностических работ позволяют получить максимальный объем информации о самих экзаменах, успешно адаптироваться и сосредоточиться на успешном выполнении экзаменационных заданий.
Чтобы будущие выпускники смогли быстро найти полезную информацию, на портале «Школа. Москва» создан специальный раздел «Готовимся к ЕГЭ». Здесь собраны онлайн-ресурсы для подготовки к экзаменам, советы психологов для родителей, выпускников и педагогов, подборки полезных материалов в МЭШ, а также информация про новый формат подготовки к экзамену в московских школах.
Что ребенок чувствует в отношении экзамена
Не менее важный параметр психологической подготовки – ответ на вопрос, что ребенок чувствует в отношении экзамена. Экзамен может вызывать целый спектр эмоций и чувств. Волнение – это нормально, потому что каждому человеку необходимо время, чтобы сориентироваться и выработать конструктивные стратегии решения новых задач. Проходя пробные экзамены, можно понять, какие возникают эмоции и на каких этапах. Волнение на этапе подготовки, переживания по поводу распределения времени, беспокойство на самом экзамене или, наоборот, после него? Если уметь обратить внимание на свои эмоциональные состояния, то принять правильные решения будет проще.
Можно изучить множество способов эмоциональной саморегуляции и знать их в теории, но только опыт практического применения в похожих ситуациях помогает эффективно использовать различные техники. Именно для приобретения такого опыта проводятся тренировочные экзамены. Для некоторых ребят хорошо подходят различные техники «заземления» волнения, его снижения. Например, техника «5‑4-3‑2-1». Когда в ситуации эмоциональной напряженности кажется, что из-за тревожности теряется контроль над ситуацией, можно сознательно переключить внимание на процессы восприятия. Оглядитесь вокруг и найдите 5 вещей, которые можно видеть, – стол, экзаменационный бланк, книги в шкафу у стены, окно, ручку. Затем стоит обратить внимание на 4 объекта, к которым можно прикоснуться, 3 звука, которые можно слышать, 2 вещи, запах которых можно почувствовать, и 1 предмет, который можно попробовать на вкус. Для других ребят будет важно умение вспомнить учебный материал в нужный момент. Здесь будут полезны различные техники запоминания, освоить которые стоит заранее с педагогами-психологами в школе или психологическом центре.
Что ребенок уже умеет, чтобы успешно сдать экзамен
Опора на прошлый успешный опыт сдачи экзаменов помогает повысить уверенность в собственных силах. Планирование подготовки в течение года, месяца или дня, выбор стратегий при выполнении заданий в различных контрольных и проверочных работах позволяют развивать и совершенствовать навыки распределения времени и во время экзамена.
Важно умение организовать оптимальный режим дня. Полноценный отдых способствует созданию физиологического ресурса для эффективной и продуктивной работы. Умение видеть и использовать собственный опыт и навыки тоже становится важным ресурсом для выпускников в подготовке к экзаменам.
Оксана ГОЛЕРОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
P.S. Составить карту психологических ресурсов школьника и увидеть его сильные стороны можно самостоятельно или с помощью психолога. Записаться на консультацию к специалисту можно бесплатно в ГППЦ на сайте центра или позвонив по телефону 8 (800) 250-11-91.
Комментарии