Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системах, различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную активность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Поэтому организация учебно-воспитательного процесса требует систематической работы по сохранению и укреплению здоровья детей, которая направлена не только на поддержку умственной работоспособности и дальнейшее развитие, но и на поддержание здоровья младших школьников.
В своей работе мы изучаем состояние здоровья учеников, а также рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Это важно для выбора условий, необходимых для результативного обучения. В заключении ЦПМПК указываются требования по условиям обучения: коррекционно-психологическая работа со специалистами, тьюторское сопровождение, а также технические средства обучения, организация пространства, что поможет ребенку успешно усвоить программу.
При организации уроков мы учитываем не только продолжительность и объем учебной нагрузки, нагрузку от дополнительных занятий, занятий со специалистами, но и работоспособность учащихся (их утомляемость), использование технических средств обучения. Важно соблюдать гигиенические требования (освещение, специальная рассадка с учетом зрения, проветривания), частую смену видов деятельности, смену труда и отдыха, двигательную активность на уроке.
С первых минут урока, с приветствия, нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся классов выравнивания наиболее остро развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно классов выравнивания. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.
Двигательную активность мы организуем посредством динамических пауз (включающих в себя общеукрепляющие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры), физических минуток, пауз релаксации.
Физминутки удобны своей кратковременностью, при этом очень полезны для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. За короткое время удается снять усталость и улучшить самочувствие. Физминутки подбираются в зависимости от вида урока, его содержания, упражнения должны быть разнообразными, чтобы не снижать интерес детей.
Физминутки делятся на группы в зависимости от выполняемых упражнений:
– для снятия утомления с рук, глаз, слуха;
– для коррекции осанки;
– дыхательная гимнастика;
– артикуляционно-мимическая гимнастика.
Динамическая пауза организуется, как правило, на переменах. Это пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная двигательной активностью, удовлетворяющей потребность ребенка в движении. Младшему школьнику жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих.
Динамические паузы в школе включают в себя подвижные игры, ритмические упражнения, релаксационные паузы, корригирующие и логоритмические упражнения, игры с мелкими предметами, ходьбу по ребристым дорожкам.
Релаксация проводится для снятия напряжения. Это могут быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Делая вывод, можно сказать о том, что здоровьесберегающие технологии не только основаны на физическом состоянии ребенка, но также учитывают его психическое и эмоциональное здоровье. Задача учителя не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть по федеральным государственным образовательным стандартам подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечению его безопасности стал многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Марина НИКОЛАЕВА, Александра ПИСУЛИНА, учителя начальных классов школы №1467
Комментарии