Многие мои сверстники были удивлены, когда я пошла в педагогический институт, и еще более удивились, что после его окончания не стала искать теплых местечек и до сих пор работаю учительницей. «И что ты там нашла, в своей школе?» – как-то спросил мой бывший одноклассник, который работает юристом и собирается перебираться в Москву. Нашла я как раз очень много. То, что нельзя измерить никаким положением или финансами, – понимание того, что, какие бы ни были времена, педагогическая профессия всегда востребована, так же как работа, к примеру, врача или ремесло хлебопека, ибо без труда людей, владеющих этими профессиями, не может ни физически вырасти, ни духовно сформироваться человек. Между тем учительская профессия даже среди них центральная, самая главная!
Но школа для меня – это не только профессия, а что-то гораздо большее – мой второй дом, мое самое любимое увлечение, моя жизнь. Я не хочу специально хвалить школу, в которой сейчас работаю, ибо меня могут упрекнуть в рекламе. Но здесь я обрела дружный коллектив, в котором каждый готов помочь тебе делом и советом, мудрых руководителей в лице директора и его заместителей, коллег, а когда делаешь первые шаги в своей профессии, я думаю, это самое главное – ощущать поддержку окружающих. Мне немного странно видеть по телевидению фильмы типа многосерийной «Школы», где учителя выведены в карикатурном виде, а дети показаны какими-то вурдалаками из повести Гоголя «Вий».Школа для меня праздник, который всегда со мной, если перефразировать известное изречение Хемингуэя о Париже. Приятно работать в классе, где тебя слушают и понимают, и, конечно, важно чувствовать отдачу от ребят! Школа представляется мне большой семьей, где одна мама и несколько десятков детишек. И у каждого свой характер, свои вопросы и желания. Трудно уделять достаточно внимания каждому, и очень радует, когда это удается! Ни с чем не сравнима радость, которую доставляют первые плоды моих усилий. И не в этом ли блеске глаз, не в их ли радости и грусти, не в вечной ли молодости истинное счастье учителя?Как и любой коллектив, школа не может развиваться беспроблемно. А опыта, профессионального и житейского, не всегда хватает. Ведь так нелегко научиться управлять всем классом, пробудить интерес к своему предмету, найти к каждому ребенку свой подход. Требования у родителей растут. И это верно, но всегда ли эти требования оправданны? Некоторые из них представляют учителей бездушными людьми, которые несправедливо обижают их детей, а порой даже обвиняют в нелюбви к ребенку. Но ведь любить – это не только по голове гладить и убаюкивать на ночь колыбельными песнями.Общая стратегия учителя, на мой взгляд, должна заключаться не только в передаче знаний, но и в воспитании личности человека. Я где-то читала, что успех в жизни – это когда дети хотят проводить с тобой время, уже будучи взрослыми. Сказано об успешных родителях, но, я думаю, эти слова не меньше применимы и к учителям.Еще одна проблема нашего сегодняшнего развития состоит в том, что многие, иногда не по своему желанию, занимаются не тем, чем надо, изменяют своей профессии. По-моему, в школе должны работать только те, кто любит детей, кто терпелив и самоотвержен, кто, не жалея энергии, разума, фантазии, может распределить свой «запас человеческий» на многих-многих своих учеников, кто готов отдать себя полностью, без остатка.К сожалению, из школы иногда уходят очень талантливые люди, я не вправе их осуждать. Мало ли какие бывают обстоятельства. Просто я убеждена в том, что человек, изменивший своему призванию, дает дорогу бездарям, людям, которые в итоге дискредитируют великое слово Учитель. Я думаю, что сейчас назрела необходимость на государственном уровне создать соответствующую программу, благодаря которой в школах оставались и в школу приходили бы самые талантливые, самые порядочные и одержимые люди.
Комментарии